Чужие здесь ходят Каждый банк выбирает приоритетные для себя направления пластикового бизнеса. Кто-то предпочитает международные карты, кто-то российские. Набор услуг, на которых делается акцент, т
Чужие здесь ходят
Каждый банк выбирает приоритетные для себя направления пластикового бизнеса. Кто-то предпочитает международные карты, кто-то российские. Набор услуг, на которых делается акцент, также различен. Одни усиленно развивают эквайринг2. Другие занимаются приемом коммунальных и прочих платежей через банкоматы. Некоторые наделяют свои карты кредитными функциями. Но все без исключения стремятся увеличить объем эмиссии.
Противостояние российских и международных платежных систем в 2003 г. усилилось. Не последнюю роль в этом сыграла агрессивная политика VISA International. В марте она запретила банкам, не являвшимся членами платежной системы, выпускать карты VISA и выдавать по ним наличные. Если раньше кредитные учреждения, делавшие ставку на российские карты, имели право, не вступая в систему, предлагать вип-клиентам международный пластик при посредничестве других банков, то теперь они лишились такой возможности. А затраты на полноценное членство в нескольких системах не всегда оправданы.
В результате большинству банков пришлось выбирать, с какой из платежных систем связать свое будущее. Неудивительно, что многие предпочли международку. Александр Копылов, зам. начальника отдела банковских карт Уралтрансбанка: Наш банк – принципиальный член VISA International и участник Union Card. Но в настоящий момент упор делается на VISA, так как она предоставляет больше возможностей – прежде всего по обслуживанию карт. 12 января 2004 г. объем эмиссии карт VISA в нашем банке превысил 100 тыс. Незначительная часть зарплатных проектов остается на Union Card. Аналогичным образом поступил и Уральский Банк Реконструкции и Развития. Алексей Овчинников, директор департамента по развитию бизнеса с физическими лицами УБРиР: Раньше мы работали на Union Card, но в какой-то момент поняли: нам необходим собственный процессинговый центр, чтобы мы могли обслуживать держателей своих карт в круглосуточном режиме. Когда мы сравнили затраты на организацию процессинга по российским и международным картам, оказалось, что цена вопроса практически одинакова. Поэтому мы решили выбрать международную платежную систему: клиенты стали мобильнее, ездят по городам России и за рубеж. Кроме того, международные карты более узнаваемы, а сеть их обслуживания очень широка.
В последние два года на международные карты переходит все больше уральских банков. В VISA International вступили Уралпромстройбанк, «Банк24.ру» и «Драгоценности Урала», совсем недавно к ним присоединился Гранкомбанк. Банк «Северная казна» стал членом сразу двух международных платежных систем: VISA и Mastercard.
И все же хоронить отечественные карты пока рано. Александр Кокшаров, главный специалист клиентского отдела екатеринбургского филиала Внешторгбанка: Национальные платежные системы в России останутся. Потому что есть клиенты, которым они по многим причинам – в том числе, и из патриотических соображений.Кроме того, во многих случаях они ничуть не хуже международных. Сейчас по количественным показателям отечественные карты по-прежнему занимают более 70% пластикового рынка Свердловской области: местные кредитные учреждения, остающиеся приверженцами российского пластика, славятся массовыми эмиссиями. Наиболее активную позицию по развитию национальных платежных систем занимает Уралвнешторгбанк, выпустивший 135 тыс. Union Card. Президент банка Валериан Попков ведет с системой VISA настоящую борьбу. Весной 2003 г. он публично заявил об угрозе VISA национальной безопасности, а недавно направил официальное обращение в российский МАП. Суть претензии: VISA постоянно изменяет условия сертификации в системе, а ее операционные правила не переведены на русский язык. Сторонниками Union Card также остаются Свердлсоцбанк, СКБ-банк и банк «Екатеринбург» – последний осчастливил зарплатными карточками уже более 50 тыс. городских бюджетников. «Северная казна», хотя и вступила в международные системы, не спешит расставаться с российской ACCORD. Павел Ефремов, начальник управления платежных технологий и процессинга банка «Северная казна»: Мы позиционируем карты ACCORD в первую очередь для зарплатных проектов: они востребованы там, где людям необходимо быстро и удобно получить наличные. Возможно, если б наш банк до вступления в VISA занимался Union Card, мы бы тоже перевели свои зарплатные проекты на VISA: зачем развивать два продукта, работающих по аналогичной технологии (и там, и там – карты с магнитной полосой)? Но ACCORD в технологическом отношении – карта более передовая, чиповая, поэтому мы от нее пока отказываться не собираемся.
Себестоимость чиповой карты заметно выше, чем магнитной, однако она имеет ряд преимуществ. На чиповой карте носителем информации выступает микросхема, на которую можно записать довольно большой объем информации. В результате карта может иметь несколько «кошельков», у нее появляются различные дополнительные функции: например она может выступать в качестве пропуска. «Банк Москвы» выдает пенсионерам в столице так называемую «Социальную карту москвича» – электронное пенсионное удостоверение, по которому можно получать скидки в магазинах, бесплатно ездить в метро и пр. Кроме того, чиповые карты более долговечны – срок их службы достигает 10 лет. Они менее требовательны к каналам связи: вся информация содержится на карте, поэтому при манипуляциях со счетом связываться с удаленным хранилищем данных не нужно. К тому же чиповые карты технологически лучше защищены от посягательств мошенников. Оценив все эти плюсы, международные платежные системы в последнее время начали переход с магнитной полосы на чип: с 2005 г. материальную ответственность за хищение средств с карты, имеющей только магнитную полосу, несет банк, выпустивший карту. Конечно, в мировом масштабе новая технология будет внедряться продолжительное время. Сейчас начат выпуск совмещенных карт, имеющих и чип, и магнитную полосу. В Екатеринбурге такие карты взял на вооружение ВУЗ-банк, «Северная казна» и местный филиал Альфа-банка.
Получка на карту
Самый популярный способ увеличения объема эмиссии – реализация зарплатных проектов. В последнее время на этом рынке активизировались даже те банки, которые раньше зарплатниками практически не занимались: например, екатеринбургский филиал Внешторгбанка планирует в этом году увеличить число пользователей карт с 5 тыс. до 45 тыс. Александр Кокшаров: Зарплатные проекты – очень затратная вещь, так как окупаются они не скоро. Но реализация таких проектов – возможно, самый простой способ привлечь в банк массовую клиентуру. В результате кредитное учреждение получает возможность предложить этим людям какие-то дополнительные услуги.
Работники банков утверждают, что интерес к зарплатным проектам со стороны предприятий растет. Если раньше многие и слышать не хотели о сотрудничестве, то теперь компании устраивают тендеры между кредитными учреждениями, стремясь выторговать себе наиболее выгодные условия. Под условиями понимают стоимость выпуска и обслуживания карт, комиссию за начисление заработной платы на карточные счета (она может колебаться от 0,2 до 1%), скорость перечисления, удобство получения денег и т.д. Случается, что предприятия выдвигают требования, на которые банк согласиться никак не может. Евгений Федоров, начальник управления развития банковских технологий и услуг Свердлсоцбанка: Бывает, что директор говорит: «Я хочу, чтобы тарифы были такими-то и на нашей территории стоял банкомат». Мы ему объясняем, что ставить банкомат для 200 работников нереально,он не верит и ждет, что кто-нибудь все-таки поставит. А проценты, которые руководители просят начислять на остатки на картах, уже приближаются к процентам по срочным вкладам!
У каждого банка своя позиция в отношении рентабельности зарплатных проектов. Олег Сиваев, начальник управления розничного бизнеса екатеринбургского филиала Альфа-банка: Рентабельность зарплатных проектов для банков редко превышает 5%, это связано со значительными капитальными вложениями на организацию инфраструктуры обслуживания: банкоматов, кассовых узлов, каналов связи, а также текущими затратами на содержание. Некоторые банки, стремясь выиграть тендер, сознательно идут на убытки, объявляя о бесплатной выдаче карт и чисто символической комиссии за их обслуживание,и тем самым ограничивают собственные ресурсы для дальнейшего развития. Наша позиция такова: каждый проект должен отрабатывать, как минимум, десятипроцентную прибыль, иначе нет смысла за него браться. Как правило, условия реализации проекта зависят от размера и оборотов предприятия. Игорь Боровский, начальник управления розничного бизнеса банка «Северная казна»: У нас гибкий подход к тарифам по пластику. Мы можем практически бесплатно выпустить карты с условием, что не станем начислять проценты на остатки. Такой вариант особенно интересен компаниям с большим числом работающих. Маленькие семейные предприятия обычно предпочитают другую схему: они вносят за карты небольшую плату, зато на остаток набегает 4% годовых.
Кстати, если раньше на зарплатные проекты шли в основном крупные предприятия, то теперь пришел черед малого и среднего бизнеса. Доходы его участников нередко значительно выше окладов простых рабочих, поэтому такие зарплатные проекты для банков не менее интересны. Владимир Пухов, директор по банковскому развитию и информационным технологиям Уралвнешторгбанка: Раньше мы предпочитали работать по крупным зарплатным проектам. Сейчас же, благодаря появлению нового автоматизированного продукта, размер предприятия не имеет для нас принципиального значения. Мы с удовольствуем реализуем такой проект
в компании со штатом 15 человек, поскольку максимально исключили ручной труд
как со стороны банка, так и со стороны клиента.
Банки реализуют зарплатные проекты и на российских, и на международных картах. У обоих вариантов есть свои плюсы и минусы. Международная карта более универсальна: она работает не только в России, но и за рубежом. Кроме того, банки федерального масштаба нередко предоставляют клиентам возможность бесплатно снимать наличные во всех своих банкоматах. Например, филиалы «Банка Москвы» присутствуют в 41 городе России, поэтому компании, реализовавшей зарплатный проект именно этого банка и отправляющей своих сотрудников в частые командировки, такое сотрудничество несет дополнительные выгоды. Оборотная сторона медали – как правило, небольшая банкоматная сеть столичных банков в Екатеринбурге. Между тем комиссия за снятие наличных по международной карте в «чужом» банкомате весьма высока: 0,5-3% от суммы, но не менее $3. Впрочем, банки это понимают и предпринимают определенные шаги по расширению банкоматной сети. Например, Внешторгбанк установил в Свердловской области 14 банкоматов и в течение 2004 г. планирует установить еще 30, у «Банка Москвы» сейчас 20 банкоматов, в 2004 г. сеть будет значительно расширена. Увеличение числа банкоматов – дело дорогостоящее, но федералы обладают для этого необходимыми ресурсами.
Российские карты за границей не работают, зато снимать с них наличные в регионе можно без проблем. Число банкоматов, обслуживающих ту же Union Card, исчисляется сотнями, а комиссии за обналичивание в «чужом» банкомате невелики3. Кроме того, в последнее время эти платежи вовсе сходят на нет. Это становится возможным благодаря объединению банкоматных сетей. В июне соглашение о таком сотрудничестве подписали Уралвнешторгбанк и СКБ-банк; в ноябре в альянс вошел банк «Екатеринбург». Сейчас Первая объединенная сеть банкоматов насчитывает 75 точек, если же к ней присоединится Свердлсоцбанк (сейчас этот вопрос обсуждается), их будет более сотни. В октябре аналогичное соглашение подписали «Северная казна» и Гранкомбанк. По свидетельству директора департамента клиентского бизнеса «Северной казны» Олега Антонова, в сеть под названием «Эконом» входят более 90 банкоматов, а в 2004 г. она пополнится еще 15-20 банкоматами с функцией приема наличных. Объединение экономически целесообразно. Валериан Попков: Потери на взаимных комиссиях составляют порядка 300-400 тыс. руб. в год. Затраты на покупку новых банкоматов, программное обеспечение, поддержку процессингового центра несопоставимы с этими суммами. Установка банкомата вместе со всеми сопутствующими затратами обходится в 1 млн руб.
Карта возможностей
Чем больше будет у карты функций, тем проще банку привлечь дополнительных клиентов. Олег Сиваев: Потребитель должен видеть в банковской карте не только нструмент для снятия наличных, но и продукт, без которого нельзя обойтись — такой, как автомобиль или телефон. Тогда банку не надо будет уговаривать купить карту – он сам за ней в банк придет.
Один из главных плюсов карты – возможность рассчитываться с ее помощью в торгово-сервисной сети. Эквайрингом у нас в основном занимаются московские кредитные учреждения. Скажем, у местного филиала Альфа-банка количество точек растет на 30-40% в год, а оборот по эквайрингу за последний год увеличился в 2 раза. Владимир Пухов: Региональные банки проявляют меньшую активность в направлении эквайринга. Обычно они предлагают такой сервис только вип-клиентам, которых обслуживают комплексно либо делают это для поддержания крупного зарплатного проекта. Пока что доходы от эквайринга незначительны, им занимаются в основном те банки, которые могут позволить себе такие вложения на перспективу. Есть и еще один нюанс. VISA разрешает осуществлять эквайринг только принципиальным членам системы4. Ассоциированные члены для занятий эквайрингом должны проходить дополнительную сертификацию и приобретать соответствующую лицензию. Поэтому местные банки в большинстве своем могут предложить торговой точке обслуживание карт только одного вида – например, Union Card. Московские же банки, которые являются не только принципиальными членами международных систем, но и участниками Union Card, могут работать с картами различных типов: VISA, Mastercard, Union Card. Понятно, что магазину второй вариант нравится больше.
Помимо московских банков, проекты по развитию эквайринга вынашивают Уралтрансбанк и «Северная казна». Павел Ефремов: У нас разработано и адаптировано несколько наиболее востребованных торговыми точками технологических решений, которые позволяют обслуживать карты VISA, Mastercard, ACCORD, Union Card, STB-Card. Причем тарифы для торговых предприятий, с которыми банк собирается выйти на этот рынок, будут достаточно низкими по сравнению со сложившимися. Таким образом, мы собираемся решить глобальную задачу — увеличить в Екатеринбурге число магазинов, принимающих карты, и свою локальную задачу – завоевать рынок торгового эквайринга и захватить его значительную часть.
Один из самых привлекательных для населения плюсов пластика – возможность получить скидки по карте. В Екатеринбурге реализовано несколько таких решений. Например, Альфа-банк устанавливает участникам некоторых своих зарплатных проектов на карты лимит – скажем, 1500 руб. в месяц,– который можно расходовать на автозаправках5 Екатеринбурга, получая при этом скидку 5-8%. УБРиР запустил три продукта, основанных на партнерских программах: с турфирмой «Джаз Трэвел», развлекательным центром «Малахит» и компанией «Уральские авиалинии». Гранкомбанк сотрудничает с «Тойота-центром»: расплачиваясь с помощью пластика, клиенты могут воспользоваться скидкой на сервисное обслуживание и покупку запчастей.
А вот в организации приема коммунальных платежей и расчетов за стационарную и сотовую связь местные банки дадут москвичам 100 очков вперед. Дело в том, что региональному кредитному учреждению гораздо проще организовать прием платежей на своей территории (это локальная задача), чем федеральному банку с большим количеством филиалов: в каждой области своя специфика, а решение должно быть унифицированным. Впрочем, москвичи уверяют, что все это лишь дело времени.
Наибольших успехов на этом поприще достигли Уралвнешторгбанк, Свердлсоцбанк и «Северная казна». УВТБ даже установил соответствующее программное обеспечение на все банкоматы своей объединенной сети, так что им может бесплатно воспользоваться любой владелец Union Card. «Северная казна» пошла по другому пути: сервис банка по приему платежей на банкоматах сети «Эконом» рассчитан только на собственных клиентов6.
По-разному строятся и принципы приема платежей. Скажем, у Свердлсоцбанка процедура перечисления денег на счет коммунальной структуры с банкомата или через кассу практически одинакова. В Уралвнешторгбанке процесс платежа с банкомата полностью автоматизирован. Владимир Пухов: Транзакция с банкомата тут же отправляется контрагенту. Соответственно, у того должна присутствовать соответствующая степень автоматизации. Если же у него ни компьютера, ни модема, все на калькуляторе считают и вручную в ведомость вписывают, организовать с банкомата автоматический платеж принципиально невозможно.
Одна из проблем Екатеринбурга – отсутствие единого центра расчетов за все коммунальные услуги. Точнее, такой центр (ЕРЦ) существует, однако пока охватывает далеко не весь город. Большинство банков считает целесообразным подождать, пока ЕРЦ распространит свое влияние на весь Екатеринбург, чтобы заключить с ним единый договор. Но вот, например, Свердлсоцбанк не желает терять время и успел подписать множество договоров с различными коммунальными структурами. Сотрудники банка признают, что ориентироваться в огромном количестве организаций становится проблематичным. Выходов из положения возможно несколько. Евгений Федоров: Во-первых, можно организовать прием платежей через Интернет: компьютер подходит для этого куда лучше, чем банкомат, у него, по крайней мере, клавиатура неусеченная. Еще один путь – зафиксировать в банке реквизиты платежа для каждого конкретного клиента. Тогда он сможет получать на банкомате свой индивидуальный список платежей и только подставлять туда нужные суммы. Третий путь – дать банку поручение периодически списывать сумму платежа с карточного счета. Кстати, последний вариант реализовали многие банки.
Наконец, еще одно важное направление сервиса по картам – предоставление кредитного лимита. Охотнее всего кредиты предлагают участникам зарплатных проектов и вкладчикам. Но это уже отдельная тема.
Обратная связь: ali@apress.ru
1 Данные на середину октября 2003 г., источник – ГУ ЦБ по Свердловской области.
2 Организация приема платежей в торгово-сервисной сети.
3 Как правило, они составляют 1-2% от суммы.
4 Высший уровень членства в международных платежных системах. Принципиальные члены рассчитываются с системой напрямую, в то время как ассоциированные члены работают при посредничестве какого-нибудь принципиального члена.
5 Задействовано 54 АЗС.
6 Клиенты Гранкомбанка получают в банкоматах сети «Эконом сервис», организованный Гранкомбанком.