Уральский бизнесмен изобрел «машину времени» и перенес горожан в прошлое, чтобы показать всю боль войны. «Возможно, этот опыт убережет человека в будущем от маленького шага в сторону новой беды».
Компания «Центр Событий», входящая в структуру группы компаний Be Brand Group, представляет документальный фильм о своем проекте «Театр Великой войны». Этот уникальный театрально-психологический эксперимент впервые поставили весной этого года, во время празднования Дня Победы. В Историческом сквере Екатеринбурга установили павильон, ставший своеобразной машиной времени: зрители, попадая в него, переносились в 1943 год, попадая в эпицентр военных событий и становясь практически участниками истории о том, как советские солдаты пытаются отбить у фашистов девушек, приговоренных к смерти.
Короткий спектакль успели посмотреть 3,5 тыс. горожан, и ни один человек не вышел из павильона равнодушным.
Идея необычного проекта несколько лет назад пришла в голову одному из учредителей коммуникационной группы компаний Be Brand Group Даниилу Макеранцу. О том, как ее удалось реализовать и почему окунать людей с головой в прошедший ужас очень важно, он рассказал DK.RU накануне 22 июня, дня начала Великой Отечественной войны.
— Главный смысл нашего проекта — сохранить эмоциональную память о войне. Безусловно, победа — это радость, и 9 мая для нас — праздник «со слезами на глазах», и про эти слезы забывать нельзя, нельзя забывать про то, что война — это страшно и больно. Но передать весь этот ужас только в книгах и фильмах невозможно. А благодаря современным технологиям и обилию информации современная война воспринимается чем-то очень абстрактным: я нажал кнопочку и где-то что-то взорвалось. А ведь это — боль, страх, потеря близких. Поэтому мы хотели показать людям фрагмент войны, приближенный к реальности, не было задачи сделать это комфортно, наоборот — это отчасти шоковая терапия. Именно поэтому наш проект предназначался для аудитории строго 12+. Нет, мы не «били» по сознанию натурализмом, кровью и детскими трупами, мы не снимали фильм ужасов. Но тем не менее после спектакля люди выходили из павильона со слезами, с застывшими лицами и острым пониманием того, как прекрасно, что они живут под мирным небом.
Кому пришла в голову идея такого «театра»? Я больше такой формат нигде не встречала. Как идея стала реальностью?
— Он и правда уникальный, и мысль о нем пришла мне в голову несколько лет назад во время деловой встречи, кстати, никак не связанной с тематикой театра. Идею удалось реализовать с помощью моих коллег, команды «Центра Событий», которые прониклись значимостью проекта, а воплотить в жизнь все задуманное удалось при поддержке Русской медной компании. В создании масштабного павильона и театральной постановки была задействована команда из 70 человек: постановочная группа, художники по свету, костюмам, сценическому движению и трюкам, более 30 актеров. Они смогли перенесли страшное и в то же время героическое прошлое в день сегодняшний, на расстояние вытянутой руки.
В историческом сквере мы поставили закрытую сцену, состоящую из трех больших павильонов, построили над Исетью стеклянный семиметровый мост, символизирующий «реку времени». Было задействовано более 80 различных электронных и световых приборов, возведено около 1000 квадратных метров декораций, создано 40 комплектов аутентичных костюмов. С помощью спецэффектов, мультимедиа, звука, света, декораций и игры актеров зрителей погрузили в события военного времени и показали фрагмент того, что испытал советский народ в годы Великой Отечественной войны.
Мы специально отказались от границ, которые обычно отделяют актеров от зрителей. Такой формат дает возможность эмоционально стать полноправным участником действия, пропустить через себя эти события.
В качестве основы для сюжета вы взяли сцену казни советских разведчиц. Почему?
— Война и женственность — это всегда больная тема. Поэтому основой сюжета мы выбрали именно этот момент. Действие разворачивается среди городских развалин, под виселицей. Фашисты зачитывают приговор девушкам, а зрители фактически выступают соучастниками действия — как мирные жители, которых во время войны сгоняли на площади во время казней. Это позволяет погрузиться в то время, прочувствовать всю эту ситуацию. Потом — артподготовка, появляются советские солдаты, очень хорошо поставленная сцена драки, а на заднем фоне, на экране транслируется документальная история этих самых девчонок, почему они оказались на войне, что им довелось пережить. Все это — под соответствующую музыку, впечатление производит очень сильное. В спектакле практически нет слов, но они там и не нужны. Каждые полчаса представление повторялось — с 12 дня до восьми вечера — через павильон прошли 3,5 тыс. зрителей, и попасть смогли не все желающие.
Как актеры выдержали такой напряженный график работы?
— С трудом. В спектакле участвовали студенты театрального института, которые занимаются под руководством Азалии Блиновой и Екатерины Царегородцевой. Режиссером позвали Александра Блинова — он умеет делать «жесть», а именно она нам и была нужна. Девчонки работали в два состава, но все равно после такого марафона были абсолютно опустошены — там просто нельзя сыграть фальшиво, а переживать смерть своего персонажа несколько раз за день — серьезное испытание. Да и сами репетиции мягкими не назовешь: вся группа ходила в синяках, девочек даже возили в тир стрелять, чтобы они прочувствовали, что такое — держать в руках оружие.
Вы довольны тем, что получилось в итоге?
— Конечно, пока не увидишь реакцию зрителей, невозможно быть до конца уверенным, что у тебя получилось то, что требовалось. Особенно когда делаешь что-то абсолютно новое. На мне лежала серьезная ответственность перед администрацией Екатеринбурга и Русской медной компанией, потому что, по сути, они поверили моим словам, так как именно такого опыта нет. И конечно, невероятно важно было осуществить задуманное. Прекрасно помню первый показ и то чувство облегчения, когда стало ясно, что зрители реагируют на спектакль. Ни один зритель не сказал, что вышло плохо, несмотря на то что некоторые не смогли выдержать тяжелые моменты действия и уходили. В последний день проекта, кстати, из-за волнения я похудел на 2 кг.
Не жестковато ли получилось даже с учетом ограничения 12+?
— Нет. У нас не было задачи хватить через край, но «окунать» людей в те события нужно. Чтобы молодежь не клеила на задние стекла автомобилей надписи «1941-1945. Можем повторить». Что ты можешь повторить? Если это повторится, ты ляжешь в первом окопе и не встанешь от ужаса, пока не стихнет канонада. Эти сильные эмоции жизненно необходимы — возможно, именно они не позволят сделать каждому человеку, кто их пережил, маленький шаг в сторону новой войны. Он не отдаст за нее свой голос, не сделает глупость, не промолчит в нужный момент.
Планируете ли вы сделать что-то подобное на будущий год?
— Да, мы хотим продолжить этот проект, пока не могу сказать, будет ли это история конкретного героя или нет, что ляжет в основу сюжета. Единственное, о чем с уверенностью можно сказать — это будет проект с таким же социально-важным значением и не меньшим эмоциональным накалом.
Фото: компания «Центр Событий»