Окружают с флангов Известно, что абсолютной тишины не бывает. Она наполнена звуками и шорохами, скользящими, едва уловимыми. Даже звукозапись в кино предполагает обязательный так называемый «шу
Окружают с флангов
Известно, что абсолютной тишины не бывает. Она наполнена звуками и шорохами, скользящими, едва уловимыми. Даже звукозапись в кино предполагает обязательный так называемый «шум паузы». Приближение к воспроизведению более «натурального» звукового ряда с естественной «картинкой» стало задачей не одного поколения разработчиков техники. В эру немого кино картины не были такими уже немыми — их в «салунных» киносеансах озвучивали таперы, а в фешенебельных кинотеатрах — целые оркестры. В 20-х годах произошел исторический прорыв в звуковое кино. Доходило до курьезов: немецкий режиссер-авангардист Вальтер Руттман настолько увлекся звуковыми возможностями кинематографа, что в начале 30-х годов одну из своих новых картин оставил без... изображения.
С тех пор качество звучания в кинотеатрах постоянно совершенствовалось. Сначала стерео, затем surround sound. Эффект «окружающего звука» начал использовать Голливуд: вышли на экраны «Звездные войны» Дж. Лукаса, фильмы Стивена Спилберга, «Апокалипсис» Френсиса Копполы. За эталон приняты безупречные фонограммы фильмов Дж.Камерона («Терминатор», «Бездна»). Объемный звук проявил способность усиливать содержательное восприятие картины. Зритель, посмотревший моноверсию «Парка юрского периода», наверняка решит, что это нестрашное «детское» кино. А ведь Спилберг рассчитывал на противоположные ощущения. Зрение должно воспринимать информацию, слух — улавливать эмоции.
Фундамент «домашних кинотеатров» заложила лаборатория Dolby, применив в просмотре видеозаписей систему многоканального воспроизведения звука. «Пространственное звучание» зависит от способа кодировки сигнала. Это может быть Dolby Surround (сигнал, закодированный на двух дорожках лазерных видеодисков, видеокассет или CD). Или ее усовершенствованная версия Dolby (Surround) Pro Logic — система электронной обработки, позволяющая улучшить разделение каналов и качество звуковых спецэффектов.
На «электронный» рынок пришли цифровые видео и цифровой звук...
Вопросы на засыпку пользователю Home Cinema
Задавшись целью вознести на свой домашний алтарь комплекс Home Cinema, следует не только трезво оценить возможности собственной квартиры (в кв.м), финансовые перспективы (в млн руб.) и вероятные реакции домочадцев. Желательно приготовить в голове местечко для увесистого «технического» багажа и ответить себе хотя бы на ряд вопросов:
— В чем разница между Dolby Stereo, Dolby ProLogic, Dolby Surround и домашним кинотеатром?
Еще до того, как двухканальная стереоаппаратура вошла в дома, звуковое сопровождение широкоэкранных фильмов обеспечивалось акустическими системами (АС), расположенными с левой и правой стороны экрана. Это позволяло звуковому образу «перемещаться». Потом добавились АС, установленные за спиной зрителя. Установка дополнительной колонки для воспроизведения центрального сигнала (над серединой экрана) прочно «привязывала» звучание диалогов к изображению. Сейчас почти все фильмы записываются в системе Dolby Stereo, реализующей эти идеи. Когда звук записывается на видеокассету, дорожка остается без изменений, но меняет название на Dolby Surround. Dolby ProLogic обладает тем преимуществом, что необязательно во время просмотра находиться четко посередине между динамиками. Музыка наполняет всю комнату, а диалоги идут от движущихся персонажей, четко отличаясь от сопровождающих шумов. Декодер Dolby ProLogic способен полно воспроизводить низкие частоты.
Все это и есть Home cinema. Попросту — средства, заставляющие Шварца разряжать свой бластер за вашей софой или превращать квартиру в концертный зал им. Чайковского.
— Для этого необходимы, как минимум, тонны аппаратуры и диплом электронщика?
Центнера вполне хватит. Если начинать «с нуля», понадобятся: телевизор, желательно с большой диагональю; HiFi стерео- видеомагнитофон; AV-усилитель и 5 громкоговорителей для лучшего «охвата» помещения. Две колонки используются как в традиционной HiFi-системе, одна — в качестве центрального «спикера», остальные устанавливаются позади зрителя. Теперь можно с трепетом прислушиваться к шорохам листвы и ощущать за спиной тяжелое дыхание Терминатора.
— Что такое сабвуфер и зачем он нужен?
Это АС для сверхнизких частот. Используя их для передачи грохота и выстрелов, вы сможете проверить на прочность свой дом и нервы соседей.
— Можно ли слушать обычные музыкальные CD в Home cinema?
Это должны быть диски, кодированные в Dolby Stereo. Вообще, эффект пространственного звука можно имитировать с любого источника.
— Какие подойдут видеокассеты?
Только видеозаписи в режиме Dolby Surround или в формате Dolby ProLogic, а также Dolby AC-3. До последнего времени они были редкостью, но пиратские копии (в том числе с переводом) уже появились в Екатеринбурге. Надо учесть, что обычное телевещание в системе Dolby Surround у нас не ведется. Источником требуемого сигнала могут стать лишь некоторые программы спутникового TV.
— Какое значение имеют для «домашнего театра» различия в телевизионных стандартах PAL, SEKAM, NTSC?
Телевизор или ВМ, купленный, например, в Штатах, часто не годится для России. Основные проблемы связаны с количеством линий, составляющих изображение, частотой кадровой развертки и методом обработки информации о цвете.
NTSC — американский стандарт, разработанный для «эксплуатации» в Северной Америке, Японии и Тихоокеанском регионе.
Система PAL основана немецкой фирмой Telefunken для большинства европейских стран, Ближнего Востока, ряда африканских стран и австралийско-азиатского региона. SEKAM отличается от PAL ровно настолько, чтобы не нарушить ее патентные права. Основная «беда» — несовместимость PAL и NTSC: кассеты и диски, купленные в США, как правило, нельзя проигрывать на аппаратуре, работающей в PAL. Однако в последнее время значительное количество видеомагнитофонов и часть проигрывателей лазерных дисков PAL могут воспроизводить записи в NTSC. Посему в аппаратуре для «театра» важно наличие функции NTSC.
— Какая аппаратура лучше: проигрыватели лазерных видеодисков или кассетные ВМ?
Видеоизображение с дисков качественнее, хотя этого можно не заметить на маленьком экране. Если у Вас большой ТВ (условие Home cinema) — «дисковая» картинка будет лучше, к тому же диски воспроизводят цифровой звук, они почти не изнашиваются, на них гораздо быстрее найти нужный фрагмент записи. VD-плейеры — удовольствие дорогое (в районе $1 тыс.), но собиратель хорошего домашнего кинотеатра, надо думать, не из тех, кто привык экономить на подобных «мелочах».
— Найдется ли в Home cinema место для современного тинейджера, увлеченного «Битменами» и «Нинтендами»?
Вполне. Surround Sound становится главной особенностью на рынке компьютерных игрушек. Nintendo уже начал выпускать игры с эффектом пространственного звука, остальные фирмы — на подходе.
— Обязателен ли в таком кинотеатре широкоэкранный телевизор (Wide Screen TV)?
Хотя система Surround Sound не связана с форматом экрана, модные «широкоформатники» уже вписываются в апартаменты владельцев Home cinema. Это вещица больше для души — приятнее смотреть фильм на экране 16:9. Стоит учесть, что телевещание в этом формате у нас не ведется, но многие модели широкоэкранных ТВ (Panasonic, Sony, Philips и др.) имеют функции автоматической «подгонки» формата. К тому же, все новые модели снабжены системой объемного звучания. Видеозаписи в формате Wide уже не редкость, появляются и с русским переводом.
— Каковые будущие «очертания» систем Home cinema? Возможно, что завтра на смену им придет что-то еще более фантастическое, и деньги, вложенные в мудреную аппаратуру, пропадут зря?
Будущему Dolby Stereo ничто не угрожает — практически все зарубежные фильмы последних 20 лет были записаны в Dolby Surround, а это тысячи лент. По крайней мере, «игрушки» хватит надолго.
Мы не настолько богаты, чтобы...
И наконец, самый животрепещущий вопрос — во сколько встанет домашний кинозал? Вообще-то, это та самая область вложения денег, где аппетит приходит во время еды. Екатеринбургские фирмы, продвигающие Philips, Grundic, Panasonic, Sony, предлагают комплекты театров на внушительных ценовых просторах — от нескольких сотен до $6-7 тыс. Единственная специализированная торговая точка, где товар всегда «живьем», — магазин «Сокол» (ул. Куйбышева, 48 г). Там есть оборудованные помещения для прослушивания и просмотра (ведь процесс выбора такой аппаратуры сугубо индивидуален). Здесь же установлен демонстрационный комплект домашнего кинотеатра. Недавно открывшийся торговый центр аппаратуры Sony «Мир Японии» тоже представит вам такую возможность.
Информация для знающих толк в «театральной» технике: в «Сокол» «залетают» аудио-видео процессоры Dolby ProLogic фирмы NAD ($600-750). Сюда входят сразу декодер Dolby ProLogic, предварительный усилитель и усилитель мощности.
* Есть выбор многоканальных AV усилителей ($280-800).
* Фронтальная акустика целого «букета» фирм: Mirage, Celestion, KEF, NAD ($200-1500).
* Центральные громкоговорители Mirage, Celestion, KEF, NAD ($170-280).
* Тыловые Surround-громкоговорители этих же производителей ($180-1500).
* Прочие принадлежности вплоть до шнура.
Под заказ магазин возьмется доставить Вам более дорогие комплекты фирмы Thiel, AMC, VAC, Meridian. И даже самый современный «кинотеатр» с процессором Dolby Surround АС-3 фирмы EAD, названный экспертами аппаратурой 2000-го года.
Вот теперь можно расслабиться и приготовиться к погружению в «третье измерение». Занавес над комнатой приподнимается, и Вы попадаете в удивительный мир оживших образов, фантастически-реальных звуков и кристально-чистой музыки. Вы — участник этого потрясающего действа и его властелин...
Магазин «Сокол» 61-76-59
В статье использованы материалы журналов «Your Home Entertainment», «Салон аудио, видео».