эксперты Валерий Ананьев генеральный директор НП «Управление строительства «Атомстройкомплекс» Алексей Бирюлин председатель Комитета по строительству администрации г. Екатеринбурга Елена Козырева
эксперты
Валерий Ананьев
генеральный директор НП «Управление строительства «Атомстройкомплекс»
Алексей Бирюлин
председатель Комитета по строительству администрации г. Екатеринбурга
Елена Козырева
директор «СМУ-3 Инвест»
Илья Полищук
генеральный директор Строительно-монтажного управления № 3
Эдуард Россель
губернатор Свердловской области
Григорий Усов
начальник отдела торгов Министерства строительства и архитектуры Свердловской области
Как подбирают подрядчиков на госстройки?
Кто успел поделить государственные деньги? Средства, выделяемые городом и областью на строительство жилья и социальных объектов, предельно лимитированы (в отличие от коммерческих строек, где прибыль застройщика, по сути, зависит только от него самого). «Мы заинтересованы в том, чтобы подрядчик построил объект за адекватные деньги. Поэтому любой строительный проект, финансируемый за счет бюджета Екатеринбурга, проходит процедуру оценки достоверности сметной стоимости. Все необоснованные затраты мы исключаем», — поясняет позицию муниципалитета АЛЕКСЕЙ БИРЮЛИН, председатель Комитета по строительству администрации г. Екатеринбурга.
Такой же позиции придерживаются и областные власти, добавляет ГРИГОРИЙ УСОВ, начальник отдела торгов Министерства строительства и архитектуры Свердловской области. Даже сработав на госзаказе в минус, строительная организация не может рассчитывать на увеличение выплат, уточняет он: «Договорившись с подрядчиком, мы выделим ему ровно столько средств, сколько оговаривали изначально. Больше строители не получат ни при каких условиях, вне зависимости от возможных форс-мажоров и дополнительных затрат».
Собственные проекты обычно намного прибыльнее госзаказа, подтверждают застройщики. Но отказываться от государственных подрядов бессмысленно, рассуждает ВАЛЕРИЙ АНАНЬЕВ, генеральный директор НП «Управление строительства «Атомстройкомплекс»: «Машина на четырех колесах устойчивее, чем двухколесный велосипед. Так же и здесь. Компании, у которых есть госзаказы, переживут кризис легче, чем их коллеги, ориентированные только на коммерческое строительство».
В отличие от собственных проектов строительных компаний, финансирование которых сейчас оказалось под вопросом, работы по государственным объектам по-прежнему оплачиваются полностью и вовремя, продолжает логику г-на Ананьева ИЛЬЯ ПОЛИЩУК, генеральный директор Строительно-монтажного управления № 3 (СМУ-3). Эти подряды, в частности, помогают загрузить работой сотрудников.
Технически самая простая схема, по которой деньги попадают от властей к частному застройщику, — прямое финансирование стройки из бюджета. Город и область выделяют средства на возведение социально значимых объектов.
К примеру, в прошлом году правительство Свердловской области потратило на капитальное строительство 3,5 млрд руб. Эти деньги пошли, в частности, на возведение противотуберкулезного диспансера, реконструкцию дома купца Севастьянова (будущая официальная резиденция президента РФ), строительство Дворца правосудия и др.
Администрация Екатеринбурга в 2008 г. оплачивала возведение зданий детского театра балета «Щелкунчик», физкультурно-оздоровительного комплекса в Чкаловском районе, трех детских садов и др. На капитальное строительство и реконструкцию из городского бюджета потратили около 2 млрд руб.
Подрядчиков для строительства и реконструкции бюджетных зданий подбирают через процедуру торгов. В них может участвовать любая компания-застройщик. «По конкурсу мы определяем, кто способен в необходимые сроки, с минимальными затратами и с хорошим качеством выполнить поручаемые заказчиком виды работ», — рассказывает г-н Усов.
Основной критерий — цена, возражает г-н Бирюлин. Федеральное законодательство обязывает чиновников отдавать подряд компании, которая в ходе торгов заявит меньшую цену за выполнение работ, поясняет он: «Даже если мы понимаем, что по заявленной строительной компанией цене она не сможет завершить работы, мы обязаны отдать ей заказ. То, что организация не справится со взятыми на себя обязательствами, мы видим, если в ходе торгов она скидывает изначально заявленную цену работ на 30-50%. Но отказываться от ее услуг нам приходится лишь тогда, когда она сорвет сроки или не сможет гарантировать обещанного качества». Например, из-за того что строители не рассчитали свои силы и затраты, комитету по строительству в прошлом году пришлось трижды менять подрядчика на одном из детских садов.
Если качество и сроки работ заказчиков устраивают, но строители превысили смету, доплачивать им за работу отказываются — компании придется завершать объект за свои деньги. Григорий Усов: «У нас был случай, когда строители утопили экскаватор. Из-за этого затраты по объекту, естественно, увеличились. Но из бюджета на покупку новой техники мы не дали им ни копейки. Если уж выиграли тендер, объявив самую низкую цену, то будьте добры заявленных сумм придерживаться».
В остальном от подрядных работ на частных стройках строительство по госзаказу ничем принципиально не отличается, рассуждает г-н Полищук. Стройкомпания получает деньги по смете. А заказчик контролирует ее работу на каждом из этапов и штрафует в случаях нарушения сроков или оговоренного качества.
При желании такую работу строительная организация может поставить на поток. Так, по словам Ильи Полищука, в прошлом году доля объектов с бюджетным финансированием в общем объеме строительства СМУ-3 составила 40%.
Помимо социальных объектов и городу, и области нужно жилье. Федеральные власти обязывают местных чиновников стимулировать строительство дешевых квартир для бюджетников, молодых семей, граждан, попадающих под программу переселения из ветхого жилого фонда, и других «незащищенных слоев населения».
Чтобы дешевые квартиры под эти цели строили, правительство области приняло постановление № 150-ПП. Согласно этому нормативному акту, любая строительная компания может подать заявку на возведение домов. По смете, утвержденной в министерстве строительства, застройщик возводит объект и до 80% его площадей продает представителям «незащищенных слоев населения», подопечным властям, по сметной стоимости (наценка не более 10% от себестоимости). Остальные 20% квартир он волен предлагать на открытом рынке по собственным расценкам.
Взамен правительство гарантирует застройщику кредит в Сбербанке. По этой схеме областные власти строительство не оплачивают вообще. Они не платят ни банку, ни застройщику. «Правительство выступает лишь поручителем. Берет на себя риски банка, связанные с возможной невыплатой займа. И кредитное учреждение на таких условиях готово деньги строителю выделять», — поясняет ЕЛЕНА КОЗЫРЕВА, директор «СМУ-3 Инвест». Но и на таких условиях сотрудничать с областными властями уже начали «Атомстройкомплекс», СМУ-3 и «Главсредуралстрой».
«Атомстройкомплекс» строит по 150-му постановлению дома в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Первоуральске, Краснотурьинске и Каменске-Уральском. «Главсредуралстрой», как уточняет министерство строительства, получил от Сбербанка кредиты на возведение дома в Красноуфимске. А СМУ-3 по этой программе сдало в прошлом году два жилых объекта в Нижнем Тагиле.
Проблем с выдачей кредита у СМУ-3 не возникло, комментирует г-жа Козырева. Под государственные гарантии Сбербанк выделил застройщику 312 млн руб.
Всего в 2008 г. по постановлению № 150 министерство планировало строительство 15 объектов. Результаты работы и планы на текущий год в этой структуре пока не комментируют.
И прямое финансирование строительства, и поручительство в банке — схемы в принципе рабочие, резюмируют эксперты. Но применять их могут лишь те, кто успел договориться с чиновниками. И вряд ли в текущем году у властей появятся новые подрядчики, считают участники процесса.
Объемы средств, выделяемых из бюджета области на строительство, сократились вместе с падением экономики региона. Если в прошлом году министерство строительства потратило на возведение 27 объектов 3,5 млрд руб., то в 2009-м оно готово финансировать лишь 13 строек и заплатить подрядчикам 1,5 млрд руб.
Нового строительства в плане на этот год практически нет, добавляет г-н Усов: «Деньги пойдут на завершение уже начатых строек и частично на проектирование».
Подрядчики по всем запланированным областью площадкам уже подобраны. И список их невелик. Так, по словам Григория Усова, один только «Атомстройкомплекс» успел получить 70% этих нарядов. Плюс — СМУ-3 и несколько небольших компаний с незначительными заказами. Г-н Усов: «Нам в прошлом году и выбирать-то было не из кого. В тендерах участвовали по одной-две компании. Остальные то ли условия посчитали не слишком интересными, то ли ответственности побоялись и решили не браться». А сейчас для тех, кто не успел госзаказ получить, доступ к бюджетным деньгам закрыт. Как минимум на год.
Сколько на строительные нужды потратит городской бюджет, пока неизвестно, продолжает Алексей Бирюлин, но, вероятно, меньше, чем в прошлом году: «Объемы работ запланированы на уровне 2008 г. Но далеко не факт, что эти планы сбудутся. Понятно, что вместе с общим ухудшением экономической ситуации доходы городского бюджета станут меньше».
По проектам «доступного жилья» эксперты тоже не ждут большого потока новых участников. Схема, используемая в строительстве таких объектов, пока сомнительна и не обкатана, сдержанно комментируют представители стройкомпаний.
На этапе финансирования строительства за счет банковских займов принятая правительством области схема действует без сбоев, поясняет Елена Козырева. Но проблемы у застройщиков могут начаться на этапе реализации возведенных площадей.
В частности, СМУ-3, построив по 150-му постановлению два дома в Нижнем Тагиле, столкнулось с тем, что квартиры продавать некому. «Большинство площадей по этим объектам у нас должны купить бюджетники, молодые семьи, ветераны. Но сделок пока нет. Насколько я понимаю, эти потенциальные покупатели ждут от властей субсидий и дешевых ипотечных кредитов от банков. Однако денег нет. И продажи стоят», — рассказывает г-жа Козырева. Начинать новые работы по этой программе застройщик не торопится.
мнение
Деньги для строителей мы нашли Эдуард Россель
губернатор Свердловской области:
— Строительную отрасль надо сохранить. И деньги на нее мы сейчас выделяем.
Договорились, например, о финансировании строительства крупного спортивного комплекса в Нижнем Тагиле. На эти цели федеральный бюджет определил 400 млн руб. в этом году. И еще столько же — в следующем.
Россельхозбанк даст кредит — 3 млрд руб. Эти деньги пойдут на возведение 22 сельскохозяйственных комплексов в Свердловской области. Здесь строители тоже смогут заработать.
Кроме того, еще 8 млрд руб. мы направляем на снос бараков и ремонт ветхого жилья. Осваивать деньги будут муниципалитеты области. И любая строительная компания сможет посоревноваться с коллегами за право получить такие заказы.
детали
бюждет Екатеринбурга
| |
СТРОИТЕЛЬСТВО
| |
|
поликлиника в Ботаническом
микрорайоне три новых детских сада
здание детского театра балета
«Щелкунчик» физкультурно-оздоровительного
комплекс в Чкаловском районе |
| |
| |
| |
реконструкция
| |
|
городская клиническая больница № 24
пять дошкольных учреждений
школы
|
|
обласной бюджет
| |
СТРОИТЕЛЬСТВО
| |
|
здание Законодательного собрания
Дворец правосудия
загородная резиденция президента РФ в Малом Истоке
шахматная академия
клиника «Бонум»
комплекс зданий СОГУЗ «Противотуберкулезный диспансер»
|
| |
| |
| |
реконструкция
| |
|
дом купца Севастьянова
здание прокуратуры
Свердловской области |
|
Доходы строителей от госзаказов сократятся вдвое Объемы денежных средств, выделенных Министерству строительства и архитектуры Сверд¬ловской области и Комитету по строительству администрации г. Екатеринбурга на возведение зданий, млрд руб.
Источник: Министерство строительства и архитектуры Сверд¬ловской области, Комитет по строительству администрации г. Екатеринбурга, «ДК».