Данил Абрамов, начальник департамента корпоративного бизнеса банка «Кольцо Урала»: Проблемы кредитования бизнеса сильно преувеличены. Аппетит к риску у банков есть всегда, даже если в экономике
Данил Абрамов, начальник департамента корпоративного бизнеса банка «Кольцо Урала»:
Проблемы кредитования бизнеса сильно преувеличены. Аппетит к риску у банков есть всегда, даже если в экономике плохая погода. Но аппетит должен быть у обеих сторон. Самим бизнесменам стоит быть реалистами, а не свешивать все риски на банк.
В 2008 г. Екатеринбург был наводнен застройщиками, у которых срывались проекты. Строили на заемные деньги. Когда у ряда банков начались проблемы, финансировать стройки, особенно девелоперам коммерческой недвижимости, стало очень сложно. Не будет преувеличением сказать, что осенью того года деньги искали все застройщики.
В ноябре, в самый разгар кризисных событий, наш банк выдал кредит почти на $6 млн компании «Симэкс», которая выступала как застройщик «Сони Центра» на Московском тракте. И по сумме, и по самому факту выдачи кредита это была одна из самых неожиданных сделок того периода. Одна из очень рисковых — объект находился не в самой высокой стадии готовности. Ситуация была типичная. Ребята строили торговый центр, собирались часть площадей сдать в аренду, а другие занять самостоятельно. Но их банк-партнер осенью 2008-го стал затягивать процедуры и де-факто отказался от финансирования.
Почему мы решили кредитовать? Причин несколько. Для начала, мы все же, несмотря на какие-то общеэкономические тенденции, работаем с людьми. Я считаю, что в любой ситуации, если люди остаются людьми, можно построить взаимовыгодный диалог. В данном случае заемщик нам был хорошо знаком — компанией «Симэкс» руководит Александр Паршин, с которым у банка сложились многолетние парт¬нерские связи. В Екатеринбурге у него разнопрофильный бизнес, он уже был клиентом банка «Кольцо Урала» и кредитную историю имел абсолютно кристальную.
Но таких людей среди застройщиков, как я уже говорил, тогда было достаточно. Этого бизнесмена выгодно отличало то, что он не стремился приукрашать перспективы своего торгового центра. Многие тогда приносили бизнес-планы, основанные на данных начала 2008-го. К осени все эти выкладки стали утопией. А Александр Паршин очень быстро сориентировался. Он не только понял, что маржа будет значительно меньше, но и смог доказать банку, что даже при падении продаж на некоторых рынках в два раза (а именно эти процессы тогда начались), даже если он сдаст площади в аренду по вдвое меньшим ставкам, бизнес будет иметь экономическую основу.
Главное тут в том, что человек трезво мыслил. Он пересчитал свой бизнес-план с учетом новых арендных ставок, осознал, что залог в ситуации кризиса будет стоить значительно меньше и что условия по кредиту будут другими. И внутренне с этим согласился, пока остальные вставали в позу и кричали, что банки хотят их смерти. Банки ничьей смерти не хотят. В том числе своей. Банковский сектор тогда тоже попал в кризис. Александр Паршин это понял и строил диалог с нами с конструктивной позиции. В результате он получил деньги, смог достроить объект, запустил магазин Euronics и сдал арендаторам часть торгового центра.
Когда «Сони Центр» был введен в эксплуатацию, заемщик из высокорисковых перешел в категорию «нормальный бизнес». И получил возможность пойти к другим кредиторам, которые специализируются на том, что финансируют устоявшийся бизнес под хорошие залоги. Он там перекредитовался на выгодных для него условиях и расплатился с нами. Но при этом и он нам остался благодарен, да и мы не пожалели.
Банкиров зря демонизируют. Мы не сторонимся рисковых проектов. Но только просчитанных и тех, которыми руководят понятные нам люди с хорошей репутацией. Я рассказал о случае в кризис просто потому, что это более показательно. Но и на спокойном рынке банки кредитуют тех, кто не питает иллюзий. Это абсолютно ясная нам бизнес-стратегия, прозрачная и логичная.
Колонка написана специально для «Делового квартала».