Почему в России вести бизнес удобнее, чем в Индонезии, и правда ли, что наша страна до сих пор остается за границей «Советским Союзом»? Что думает о России и Екатеринбурге топ-менеджер из Австралии.
Родина Эндрю ОБриена — Австралия. Но с 2000 г., когда он начал работать в компании «Филип Моррис Интернэшнл», г-н ОБриен успел дважды кардинально поменять место жительства. Сначала он переехал из Австралии в Индонезию, а несколько лет назад — в Россию, где в московской штаб-квартире компании отвечал за организацию работы с торговыми партнерами, в том числе сетями, на российском рынке. Став директором региона Центр аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в РФ, он переехал из Москвы в Екатеринбург. О том, как подвигать абсолютно новую категорию в табачной индустрии в чужой стране и воодушевлять сотрудников на достижение целей Эндрю ОБриен рассказал DK.RU:
1│ Россия — это Москва, но Москва — не Россия. Это первое, что я понял, когда приехал в вашу страну. Москва — очень занятой и быстрый город, в остальной России люди более дружелюбные. Да, они улыбаются, в среднем, реже, чем, например, европейцы, но делают это от всей души. Я увлекаюсь историей, и много читал о русской культуре, поэтому у меня не было стереотипов, свойственных моим соотечественникам. За границей действительно многие до сих пор считают, что здесь у вас — Советский Союз, и круглый год лежит снег. Я знал, что это не так, но, тем не менее, меня поразило, насколько высок здесь уровень образования, и какой сильной волей обладают русские люди, как встречают вызовы и как делают все возможное, чтобы достичь поставленной цели.
2│В России комфортно вести бизнес: «Филип Моррис» успешно ведет свою деятельность в РФ и инвестирует в местную экономику уже больше 30 лет. На мой взгляд, за это время в сфере бизнеса страна сделала огромный рывок вперед. Здесь хорошо отстроена логистика, четко соблюдаются договоренности — поэтому в России можно успешно заключать контракты, продвигать и продавать продукцию в масштабах всей страны. По сравнению с Индонезией, в которой я проработал пять лет, просто небо и земля. Конечно, «бумажные» вопросы, на мой взгляд, можно было бы оптимизировать, но по моим наблюдениям, и этот процесс движется. Россия — большой и привлекательный рынок для поставщиков, которые хотят инвестировать. Правда, им надо учитывать сложности, которые возникают из-за больших расстояний и непредсказуемой погоды.
3│Меня очень удивили масштаб и скорость распространения торговых сетей в России. Страна огромна, и здесь довольно сложно выстроить качественную логистику. Тем не менее, крупным сетям удается это сделать. Магазины «Пятерочка» или «Магнит» представлены в любом городе, а алкогольные ретейлеры — «Красное и Белое», «Бристоль» — демонстрируют впечатляющий рост по числу магазинов. Правда, мой опыт работы в Австралии показывает, что такая консолидация розничного рынка крупными сетями оказывает давление на поставщиков, снижая конкуренцию.
4│Менять страну раз в несколько лет сложно: друзья и семья остаются далеко, тебя окружает другой социум. Конечно, корпоративная культура и бизнес-стратегия нашей компании остаются постоянными составляющими, без них переезд было бы трудно представить. Но даже с учетом этого ты каждый день сталкиваешься с непривычными для тебя мелочами, которые необходимо осмыслить. Например, в австралийском офисе все воспринимают «how are you» вместо «доброго утра» просто как формальное приветствие, в России собеседник начинает в ответ мне рассказывать «как у него дела», и это требует определенной реакции.
Для австралийцев, поскольку мы несколько изолированы от остального мира, выезжать за пределы собственной страны — довольно серьезное испытание. Европейцам это, я думаю, дается намного проще. Но мне нравится ставить перед собой такие вызовы. Это сложно, но это фантастический опыт.
5│На самом деле, мне всегда хотелось стать «гражданином мира». В «Филип Моррис Интернэшнл» я перешел из другой транснациональной корпорации — Coca-Cola. Там я прошел великолепную школу продаж, но Coca-Cola Австралия — локальное производство, а «Филип Моррис» — международная корпорация, с глобальным менеджментом, которая дает возможность получать деловой опыт в мультикультурной среде и разных странах. Как только мне становится привычным то, чем я занимаюсь, передо мной ставится новая большая задача. Например, работа в России.
6│Несколько лет назад компания «Филип Моррис Интернэшнл» поставила перед собой действительно глобальную задачу — построить будущее без табачного дыма. Очевидный факт: курение вредит здоровью. Это проблема, и мы как компания не хотим оставаться в стороне, мы намерены стать частью ее решения. Больше десяти лет назад мы начали разрабатывать инновационные продукты, которые должны существенно снизить вред от курения. Инвестировали $4,5 млрд в разработку, научную оценку и развитие производственных мощностей целого портфеля бездымной продукции, привлекли к работе более 400 ученых. Именно развитие технологий плюс фундаментальные научные исследования позволили нам добиться прогресса в разработке продуктов с потенциально пониженным риском и предложить систему нагревания табака IQOS как альтернативу обычным сигаретам. Маркетинговую стратегию ее продвижения мы, конечно, строим на более понятных потребителю преимуществах — на отсутствии процесса горения, а, значит, пепла и дыма, снижении содержания вредных веществ в аэрозоле IQOS по сравнению с сигаретным дымом на 90-95% и отсутствии влияния на качество воздуха в помещении. За несколько лет на эту систему перешли более 5,6 миллионов курильщиков в мире, отказавшись от сигарет.
7│Да, я смотрел фильм «Здесь курят» и помню, как главный герой привлекал ученых, чтобы они доказывали безвредность курения. Но надо помнить, что фильм — сатирическое изображение прошлого. Сегодня «Филип Моррис Интернэшнл» — совершенно другая компания, мы опираемся на фундаментальные научные исследования, уверены в надежности своих данных и готовы к независимой экспертной оценке. Все научные исследования мы публикуем в авторитетных рецензируемых научных журналах, они находятся в открытом доступе. И, безусловно, меня и других сотрудников компании очень вдохновляет то, что теперь мы можем внести вклад в снижении влияния курения на общественное здоровье.
8│В бизнесе все процессы строятся для меня на двух базовых вещах — страсть к своему делу и доверие. Ты не сможешь вести за собой людей к достижению общей цели без воодушевления и страсти к тому, чем занимаешься. Людям крайне важно, чтобы компания имела определенную миссию, а не только приносила прибыль акционерам. Наша миссия действительно глобальная — построение будущего без сигаретного дыма. И не менее важная вещь — доверие. Без него люди не готовы брать на себя риски, а без рисков нет инноваций. И моя задача — увлечь людей и не подорвать их доверия.
9│Я делаю ставку на кроссфункциональные команды. Если ты собрал вместе представителей разных культур и направлений, то совместно они могут достичь больших результатов, чем по отдельности. Кто-то занимается финансами, кто-то — маркетингом, и в общую команду каждый из них привносит свой уникальный опыт. Их совместная работа более продуктивная, потому что когда человек долгое время трудится в одном направлении, его уже ограничивает его предыдущий опыт, и нужно расширять эти границы. Я фокусируюсь на том, чтобы позволить своей команде обмениваться мнениями и расширять опыт. Я делюсь со своими коллегами тем, что я узнал в Австралии и Индонезии, помогаю им избежать каких-то ошибок и, в свою очередь, учусь у них.
10│В моем представлении жизнь подобна строительству здания, фундаментом которого является образование. Чем оно качественнее, тем устойчивее это здание. Затем постепенно появляются этажи. Каждый из них — приобретенный опыт, полученные знания и достигнутые цели. Так постепенно здание растет, и ты можешь видеть новые горизонты — все большие возможности для себя самого.
11│У меня есть план на будущее. В России люди не часто планируют свою жизнь и карьеру на много лет вперед. Я могу ошибаться, но возможно это связано с тем, что ваша страна на протяжении многих лет (особенно в последние 30) подвергалась серьезным изменениям, все было непредсказуемо, и у русского человека сложилась привычка жить «здесь и сейчас». Впрочем, в этом вы не уникальны: в мире много стран, где большинство жителей строят свой быт и карьеру по тому же принципу.
12│Я начал учить русский язык и надеюсь, что когда-нибудь смогу почитать Пушкина в оригинале. Ну и, на мой взгляд, довольно сложно построить эффективную коммуникацию с коллегами, не зная языка страны, где развивается бизнес.