Кризис и массовый перевод сотрудников на «удаленку» испытывают бизнес на прочность. Предприниматели, однако, считают, что это вызов со знаком «+». Появилась возможность внедрить новые сервисы.
DK.RU запускает проект под названием «Антикризис». Предприниматели Екатеринбурга поделятся опытом работы в условиях карантина и расскажут о мерах, предпринятых в их компаниях для борьбы с распространением коронавируса Covid-19. Героями первого выпуска стали: «Гастрономия в Покровском», коттеджный поселок «Палникс» и строительная компания «ЮИТ Уралстрой». Как перестроить бизнес-процессы под онлайн, как обслуживать клиентов и не допускать сокращения штата — в нашем материале.
«В точности совпали с тем, что происходило в Москве»
Одной из отраслей бизнеса, которая наименьшим образом пострадала от введения карантина на территории региона, стал ожидаемо продуктовый ритейл, но и ему пришлось приспосабливаться к паническим настроениям горожан: менять продуктовую матрицу и следить за бесперебойными поставками продуктов с повышенным спросом: круп, консервации, промтоваров.
Также ожидаемо вырос спрос на выдержанные сыры и мясные деликатесы: сыры брали головами, поэтому мы тоже увеличивали остатки. На крупы ажиотаж был буквально несколько первых дней с момента начала эпидемии в Европе — там скупали все продукты и были пустые полки. Мы расширили ассортимент обычной гречки с 3 до 5 наименований, но сейчас уже вернулись к обычной матрице. Кроме обычной гречки, у нас есть зеленая, органическая, пророщенная, и сейчас гости покупают то, что берут обычно.
В структуре продаж Гастрономии всегда большую долю занимало собственное производство, уточняет Эльвира Жукова: «С началом карантина продажи по этому сегменту существенно снизились, видимо наши гости получали удовольствие от того, что находятся дома и могут сами приготовить завтрак или обед. Но сейчас доля продажи готовой еды растет, и мы понимаем, что им хватило двух недель, они устали и хотят вернуться к привычному ритму жизни, не тратя все свое время на приготовление еды. В общем, наша ситуация совпадает с тем, что происходит в продуктовом ритейле Москвы. Я смотрела интервью президента продуктовой сети «Азбука Вкуса» Дениса Сологуба, было даже удивительно, что наша ситуация в точности совпала с тем, что происходило в «Азбуке Вкуса», причем в том же интервале времени».
Требования к чистоте торгового зала в Гастрономии и до распространения коронавируса были на высоком уровне. Теперь здесь добавилась разметка для соблюдений норм социального дистанцирования, сотрудники ходят в масках и перчатках, помещения обрабатываются раз в два часа, на входе и выходе установлены дозаторы с антисептиком. Одним словом — все предписания Роспотребнадзора были учтены и выполнены.
Популярностью стала пользоваться доставка продуктов. Руководство Гастрономии расширило курьерский штат. Если до введения карантина потребности клиентов покрывал один экипаж доставки, состоящий из менеджера и водителя, то теперь доставкой продуктов занимается три мини-команды.
Служба доставки у Гастрономии была и раньше, функционировала как сервисная составляющая для постоянных гостей. Сейчас все хотят не только пополнить продуктовый запас, но и беспокоятся о своей безопасности. Поэтому услуга доставки стала очень востребована. Магазин, конечно, можно посещать, но мы активно предлагаем доставку гостям для безопасности и психологического комфорта. Мне кажется, после карантина доставка станет более востребованной. Многие гости воспринимают менеджеров Гастрономии как домашний персонал. Наши сотрудники знают предпочтения гостей: достаточно одного звонка, чтобы спланировать доставку продуктов и организовать питание всех членов семьи. У нас много вариантов заказа, кто-то предпочитает методично составлять перечень товаров в интернет-магазине и оставлять заказ через личный кабинет, кто-то пишет в WhatsApp или присылает аудиофайл. Некоторые продукты менеджеры выбирают с гостем по видео, когда важно выбрать правильный кусок мяса или, например, зелень, — продолжает Эльвира Жукова.
География доставки продуктов от Гастрономии тоже претерпела изменения. Клиенты стали чаще оформлять заказы за город. Многие семьи решили «самоизолироваться» за пределами Екатеринбурга, да и администрациях коттеджных поселков заметили оживление.
«Люди гуляют, но по одному»
На улицах стало больше детей, очень много бегающих, гуляющих и катающихся на велосипедах взрослых. Большинство соблюдает правила дистанцирования: гуляют, бегают по одному в защитных масках, — рассказывает Вадим Шамшурин, исполнительный директор Ассоциации «Палникс групп».
«Работники и охрана ходят в масках. Въезд в поселок не ограничен, но он всегда осуществлялся по пропускам или записи от жителей. Отдел продаж работает на входящих звонках, люди приезжают в поселок на просмотр домов и участков каждый день. В обязательном порядке выдаем им маски, предлагаем воспользоваться дезинфицирующим гелем для рук и показываем свои объекты, соблюдая все необходимые меры предосторожности», — добавил Вадим Шамшурин.
Тревожность уходит, появляются новые продукты
Надо отметить: настроения бизнеса в целом изменились с введением карантина. Тревожность постепенно уходит, а силуэт новых возможностей становится четче. Компании начинают тестировать новые услуги и даже выводить на рынок новые продукты.
Так, к примеру, использовать карантин с пользой решила строительная компания «ЮИТ Уралстрой». С 1 апреля девелопер вывел на рынок так называемые квартиры «Трансформер» в ЖК Soumen Ranta, расположенном в районе парка Маяковского, рядом с улицами Луганская и Машинная.
Трансформеры — это квартиры с возможностью перепланировки на этапе строительства (данное решение заложено при проектировании жилого комплекса). Покупатель может выбрать базовый вариант планировки, либо один из альтернативных. Сейчас у покупателей больше времени и возможностей для изучения различных предложений, поэтому такие необычные и новые для рынка предложения получают больше внимания.
«Преимущество «Трансформера» заключается в возможности в рамках одной и той же квартиры реализовать различные планировки. Причем это задача застройщика, покупатель только выбирает, что ему больше подходит. После ввода объекта в эксплуатацию клиент оформляет право собственности на выбранный вариант, других действий от будущих хозяев не требуется. Трансформировать пространство можно в тех квартирах, где это позволяет геометрия помещений и есть достаточное количество окон. При этом «мокрые зоны» — кухню и санузел — мы не трогаем. Квартира «Трансформер» способна изменяться, подстраиваясь под меняющиеся потребности семьи на каждом жизненном этапе. В таком случае клиент может обратиться в нашу управляющую компанию «ЮИТ Сервис», чтобы сделать перепланировку квартиры», — рассказывает Олег Колесников, начальник отдела маркетинга «ЮИТ Уралстрой».
Новое предложение компания предлагает в уже изменившихся условиях работы. Отдел продаж «ЮИТ Уралстрой», как и большая часть офисных сотрудников, переведен на удаленную работу.
Мы настроили переадресацию звонков клиентов на мобильные телефоны менеджеров, начали проводить консультации через Microsoft Teams, Skype, WhatsApp и прочие сервисы. В онлайн-режиме консультируем клиентов по наличию квартир в тех или иных объектах и их стоимости. Сейчас тестируем возможность проведения видеоэкскурсий. Мы готовы даже сделку по покупке квартиры провести онлайн, без личных встреч в офисе компании. Конечно, посетить строящиеся объекты сейчас нельзя, но люди на стройплощадках продолжают работать в обычном режиме, соблюдая очень строгие правила по гигиене. На объектах, уже введенных в эксплуатацию, мы начали проводить дополнительную обработку дезинфицирующими средствами помещений общего пользования: лифтов и подъездов. Вообще переход на «удаленку» оказался не таким страшным. Более того, часть бизнес-процессов упростилась с внедрением электронного документооборота, — продолжает Олег Колесников.
Спикер уверен: современные IT-возможности шагнули далеко вперед, поэтому у компаний не должно возникнуть проблем с переводом сотрудников на «удаленку».
Случись такой кризис и вынужденный карантин лет пять назад, все было бы намного хуже, — резюмирует Олег Колесников.
Хотите поделиться своим опытом с участниками бизнес-сообщества региона? Рассказать об уникальных продуктах и спецпредложениях широкому кругу потребителей? Свяжитесь с нами по телефону +7 (343) 212 74 04 или электронной почте savina@ek.apress.ru. Условия участия уточняйте у специалиста.