Правильный подход к труду изобретателей позволит вам заработать деньги.
Алексей Зыков член президиума совета ВОИР Свердловской области Как-то раз на одном из предприятий Свердловской области сло
Правильный подход к труду изобретателей позволит вам заработать деньги.
Алексей Зыков
член президиума совета ВОИР Свердловской области
Как-то раз на одном из предприятий Свердловской области сломался челнок пилорамы. В понедельник утром гендиректор сказал: «К пятнице механизм должен работать». И все технические специалисты засуетились, потому что запасной детали не нашлось, а купить готовую было негде — таких давно уже не выпускали. Оставалось сделать челнок самим, но механики понимали, что к сроку они не успеют. И тут на помощь пришел токарь пятого разряда (человек без высшего образования), который посоветовал совершенно немыслимую на первый взгляд вещь — сделать челнок цельнометаллическим. То есть взять поковку весом полтонны и 90% металла пустить в стружку. Ни одному трезвомыслящему инженеру такая идея в голову не придет. Токаря подняли на смех, однако быстро сообразили, что он прав — только таким способом можно было изготовить деталь без спешки.
Инициатива снизу
Что я хочу сказать?
Без правильного отношения к рационализаторам у нас никогда не будет эффективной экономики. Не зря после Второй мировой войны японцы придумали кружки качества, позволявшие сотрудникам компаний в свободное время размышлять о том, как изменить свою работу к лучшему (денег им за это не платили).
Тем же путем пошли некоторые предприятия в России, в частности «Северсталь» и «Норильский никель», получающие миллионы долларов экономии за счет энтузиазма народных умельцев. Они наладили работу инициативных групп, поддерживающих предложения новаторов. В Екатеринбурге и Свердловской области тоже есть предприятия, на которых работа с рационализаторами — составная часть маркетинговой политики. Там поощряют людей, способных генерировать идеи, приносящие дивиденды. Среди них есть и небольшие компании, такие как «
Аверон», «Мепос» и «Пумори Инжиниринг», которые направляют энергию Кулибиных в нужное русло, и гиганты индустрии — НТМК и Уралвагонзавод. Но упомянутые примеры — исключения из правил. Чаще владельцы промышленных предприятий не решаются модернизировать иностранные технологии и оборудование. Хотя, на мой взгляд, отказываясь от конструктивных технических предложений, они становятся заложниками фирм-производителей и структур, зарабатывающих на поставках зарубежной техники.
Организовать и возглавить
Отучить специалистов рационально мыслить невозможно. Наши люди склонны к техническим усовершенствованиям, многие из них до сих пор пытаются сконструировать перпетуум-мобиле. Ничего плохого в этом я не вижу. Народный умелец способен выдать гениальное в своей простоте решение, о котором иностранные конструкторы, вероятно, не задумывались. Предпринимателям надо учиться зарабатывать на этом деньги.
Разумеется, деятельность умельцев необходимо держать под контролем и использовать в мирных целях, иначе эти ребята могут наломать дров. Вот пример, о котором писали в прессе. Ирбитский мотоциклетный
завод для эксперимента приобрел десять тормозных систем известного западного производителя. После установки восемь из них дали течь. Выяснилось, что рабочий, который устанавливал опытные образцы на мотоциклы, рассверлил некоторые отверстия, посчитав, что улучшает конструкцию, но никому о своей затее не сообщил. Очевидно, система обратной связи на предприятии не работала.
А рационализация — тонкая материя, которая может принести и выгоду, и убытки. Запретами не обойдешься — нашего человека они только мобилизуют. Проще организовать людей — если не в кружки качества по-японски, то каким-либо другим способом, дав им возможность трудиться на благо вашего бизнеса. Если же опасаетесь сюрпризов от рабочих, риски растут, а конкурентоспособность снижается — вы лишаете свое предприятие вероятной прибыли (поскольку сэкономленные ресурсы — та же прибыль).
Маскировка сверху
Казалось бы, в масштабах отдельно взятого предприятия ситуация с хорошей и плохой рационализацией затрагивает только владельцев бизнеса. В конце концов, их личное дело — процветать компании или разоряться. Но для общества эта проблема куда более значима. Между прочим, ограничивая возможности рационализаторов, хозяева предприятий нарушают Конституцию, гарантирующую каждому гражданину свободу технического творчества. А пока это происходит, официальная пропаганда уверяет, что с инновациями у нас все в порядке. Но посмотрите, какие проекты есть у научных учреждений, призванных генерировать новые технологии, — у вас волосы встанут дыбом. Чтобы сдвинуть воз с места, инноваторам нужна свобода действий.
МНЕНИЕ ЗА
Андрей Попов
генеральный директор Evolution Group:
— Безусловно, важно поощрять сотрудников, которые пытаются генерировать изменения на благо вашего предприятия, будь то производство,
торговля или сфера интеллектуальных услуг. Но помните слова великого изобретателя Томаса Эдисона, что любая, даже самая гениальная идея дает всего один процент успеха. Остальное — систематический и кропотливый труд по внедрению новшества в жизнь и по его дальнейшей эксплуатации. Западные компании, поощряющие и культивирующие рационализацию, уже столкнулись с тем, что им необходимы специальные структуры, способные координировать деятельность новаторов. Появилась отдельная специальность — инновационный менеджер. Это человек, управляющий новаторами и их разработками. Прежде всего он должен уметь отделять зерна от плевел — оценивать, какие из предлагаемых решений перспективны и могут генерировать прибыль, а от каких стоит отказаться на начальном этапе. Ибо речь идет не об альтруизме, а исключительно о проектах, в перспективе увеличивающих капитализацию компании. Те же кружки качества, о которых упоминает Алексей Зыков, возникли не стихийно: ими управляли, за ними пристально наблюдали.
Подобного системного подхода в работе с рационализаторами и изобретателями в России сегодня нет. Нам нужно его внедрять. При этом условии крупные промышленные предприятия добьются результатов, которые можно оцифровать. Только инновационный менеджмент способен вывести деятельность рационализаторов на новый уровень, поставить изобретателям цели и контролировать рабочий процесс.
МНЕНИЕ ПРОТИВ
Ильяс Падерин
директор Уральского регионального центра трансфера технологий:
— Прежде всего надо вспомнить, что при социализме движение изобретателей и рационализаторов (ВОИР) было инициировано сверху, деятельность поддерживали искусственно, желаемое нередко выдавали за действительное. Без руководящей и направляющей силы новаторы оказались не у дел. Это неудивительно. По большому счету, изобретатели — люди не от мира сего, логика их мышления чаще всего не вполне адекватна реальности. Потребность что-либо придумывать и изобретать далеко не всегда воплощается в реальных проектах. Их разработки, даже защищенные патентами, нередко остаются на бумаге и для коммерческого использования не годятся.
На крупных предприятиях рационализаторы и изобретатели могли бы найти применение, но у них должна быть внутренняя мотивация. В этом смысле достижения восточного менеджмента, в частности японского, трудно воспроизвести в странах, в которых другая система ценностей. Ведь японские кружки качества, на которые ссылается Алексей Зыков, держались на сознательном желании сотрудников компании улучшать работу своих подразделений. Поэтому им ничего и не платили. Предполагалось, что в перспективе усилия новаторов приведут к процветанию фирмы, а значит, и к росту благосостояния ее сотрудников. Попробуйте объяснить российскому изобретателю, что его материальное положение поправится не завтра, а лет через десять. Я представляю, что он вам скажет.