Меню

Дальнобойщиков добьют по штрафам

На Урале обостряется противостояние российских и зарубежных автоперевозчиков. Новые наказания за нарушение условий международных перевозок по России фактически не работают.

Иностранные логисты также считают, что новый закон слишком лоялен к недобросовестным перевозчикам.

«Деловой квартал» № 07 (865) от 25 февраля 2012 г., стр. 28-31

Штрафы за нарушение условий международных автоперевозок по территории РФ, многократно выросли после принятия в 2012 г. закона №31-ФЗ (см. «Как в Европе»). Однако зарубежные дальнобойщики не вняли – в России их трудно наказать. «Водители, передвигающиеся по территории Евросоюза с соблюдением правил, в России начинают их игнорировать, - заявил, выступая на форуме Ассоциации международных автоперевозчиков, глава уральского управления Госавтонадзора Игорь Бородулин. – Реализации закона препятствует в том числе недостаточное число стоянок и эвакуаторов для большегрузных автомобилей, водители которых допускают нарушения».

Гендиректор компании «Лорри» Юрий Ступак видит выход в том, чтобы Госавтонадзор заключал прямые договоры с владельцами стандартных штрафстоянок. «В Европе оштрафованный водитель сам перегоняет свою машину на стоянку, и там она находится, пока не будут оплачены все штрафы, устранены все нарушения и получены необходимые разрешения», - отметил г-н Ступак. В России же водителей с неоплаченными штрафами зачастую просто не задерживают. По словам представителей Госавтонадзора по Курганской области, уведомления о неплательщиках штрафов высылают на таможенные пункты, но и эта мера не работает. Доходит до того, что частные проблемы приходится решать на федеральном уровне.

По словам г-на Бородулина, чаще всего нарушения касаются норм труда и отдыха водителей, а самые недисциплинированные дальнобойщики - из Прибалтики и Молдовы. Участники рынка уточняют: как правило, речь либо о полном отсутствии разрешений на международную перевозку грузов по территории РФ, либо о наличии у водителей пустых бланков – их заполняют в случае крайней необходимости. Например, при проверке автонадзора. Это позволяет иностранным дальнобойщикам по нескольку лет ездить по России, не оформляя никаких разрешений. Такая ситуация бьет по отечественному бизнесу, утверждает замдиректора по стратегическому развитию «Лорри» Александр Трахтенберг: «Сегодня до 15% всех международных перевозок по России осуществляют представители непаритетных стран, не являющихся ни получателями, ни отправителями грузов. Таких перевозок быть не должно. Иностранцы даже умудряются заниматься перевозками грузов между двумя точками внутри России. Так они отбирают объемы грузоперевозок у российских компаний. А закон 31-ФЗ лишен реальных механизмов исполнения. В нем, похоже, отсутствует ключевое право не разрешать дальнейшую работу транспортной компании на территории РФ в случае неоплаты штрафа и право не разрешать автомобилю, водитель которого не может предъявить соответствующее разрешение, двигаться дальше».

Интересно, что представители крупных зарубежных компаний, работающих в России, тоже призывают к ужесточению ответственности для иностранных перевозчиков. «В России к ответственности привлекаются не только водители, но и руководство фирмы, и само юридическое лицо - рассказал «ДК» гендиректор транспортного субхолдинга компании Asstra Associated Traffic AG Олег Гребенько. – А для них штрафы за нарушения в десятки раз выше, чем для водителей. К тому же, надзорные органы могут выносить решения о приостановлении лицензии компании. Руководителя же перевозчика-нерезидента можно привлечь к ответственности, только если он сам решит приехать за протоколом и штрафом. Мы заинтересованы в соблюдении российского законодательства – из 100 наших автомобилей 40 зарегистрированы здесь. Но отдельные иностранные фирмы действительно преднамеренно идут на нарушения законодательства. И нам хочется, чтобы в России была создана такая система контроля, в которой все транспортники чувствовали бы себя одинаково и не имели возможности работать вне правового поля».

По оценкам представителей отечественной транспортной отрасли, объем международных перевозок с нарушениями может достигать четверти объема всех перевозок, осуществляемых зарубежными компаниями. Согласно данным АСМАП, объемы грузов, перевозимых иностранными перевозчиками с нарушением российских требований, достигают ежегодно 500 тыс. тонн. В данном случае речь идет  только о выявленных фактах таких нарушений, поэтому можно предположить, что реальная цифра на порядок выше, отмечают специалисты ассоциации. По таможенной статистике, в 2012 г. доля ключевых перевозчиков с иностранными «корнями» на рынке международных перевозок УрФО составила 44%, или 290 тыс. тонн грузов. Эта цифра сопоставима с объемами российских компаний, на которые пришлось 280 тыс. тонн.

Как в Европе

Штраф за каботажную перевозку иностранными компаниями внутри России

2007 г. – до 1,5 тыс. руб. для водителя, до 3 тыс. руб. для должностных лиц

2012 г. – до 5 тыс. руб. для водителя, до 50 тыс. руб. для должностных лиц, до 500 тыс. руб. для юридических лиц

Штраф за международные грузоперевозки без разрешений

2007 г. – до 1,5 тыс. руб. для водителя

2012 г. – до 4 тыс. руб. для водителя, до 40 тыс. руб. для должностных лиц, до 400 тыс. руб. для юридических лиц

Источник: Административный кодекс РФ, закон №31-ФЗ