Меню

«Давить через уголовный процесс». Что означают обыски в музее Давида Якобашвили

«Что важно этим людям? Не осуждение Якобашвили в конце пути, а возможность давить на него». ФСБ пришла с обысками в структуру основателя «Вимм-Билль-Данна» из-за корпоративного конфликта.

18 июня ФСБ провела обыски в музее «Собрание» бизнесмена Давида Якобашвили в Москве, сообщил РБК со ссылкой на знакомых бизнесмена. По данным источников издания, обыски связаны с уголовным делом, которое ФСБ возбудила по жалобе бывшего делового партнера Якобашвили Бориса Минахи. Тот написал руководителю спецслужбы Александру Бортникову письмо с жалобой на попытку рейдерского захвата Ейского портового элеватора, говорит источник. По данным «Ведомостей», дело, в котором фигурирует Якобашвили, возбуждено по ст. 159 УК РФ (мошенничество). 

Якобашвили «дал в долг» контрольный пакет акций Ейского элеватора Минахи, «которого знал больше 40 лет», пишет РБК со ссылкой на знакомого бизнесмена. Но между Минахи и Объединенной зерновой компанией, которая владела 46% элеватора, возникли споры по размеру инвестиций в бизнес. ОЗК провела аукцион на свой пакет, который Минахи выиграл, но отказался финансировать сделку, и платить $18 млн за акции элеватора пришлось Давиду Якобашвили, рассказывает собеседник агентства. В 2016 г. был проведен новый аукцион, в котором победила компания «Петротэк», предположительно также связанная с Якобашвили. 

Состояние Давида Якобашвили Forbes оценивает в $750 млн. Вместе с Гаврилом Юшваевым и другими партнерами он создал компанию «Вимм-Билль-Данн», которую продал PepsiCo в 2011 г. —  «Вимм-Билль-Данн» оценили более чем в $5 млрд.

Борис Минахи в 2001 г. входил в совет директоров агрокомплекса «Горки-2», где Якобашвили и Юшваев хотели построить горнолыжный комплекс, а в 2007 г. Минахи с партнерами планировал построить в Шереметьево 11-этажный деловой центр. Якобашвили тогда говорил, что давно знаком с Минахи, но не знал о его бизнесе.

Минахи судился с Якобашвили, требуя вернуть заем на $4,7 млн, ссылаясь на кредитные договоры от 2010 г., но проиграл иск. Якобашвили объяснял, что никогда не брал у Минахи в долг, так как не было такой потребности, напротив, тот постоянно одалживал у него деньги без подтверждающих документов, отдавал частями и не погасил весь долг.

В момент обысков Якобашвили находился в Женеве на форуме ООН. В ответ на вопрос «Ведомостей» о том, вернется ли он в Россию, бизнесмен ответил: «Нечего сказать». 

Бизнес-омбудсмен Борис Титов. заявил, что Якобашвили человек абсолютно неконфликтный, и причина возбуждения уголовного дела против него совершенно другая. 

Вообще, 80% всех дел против бизнеса — это случаи, когда предприниматели сами привлекают правоохранительные органы для решения корпоративных конфликтов. Ведь что важно этим людям? Не осуждение Якобашвили в конце пути, а возможность давить на него через уголовный процесс, — указал он.