Меню

Дефицит вагонов на Урале нагрузили штрафами

Первая грузовая компания (ПГК) с 1 июля водит автоматизированую систему штрафов для свердловских промышлеников и строителей. Платить придется за задержку вагонов при загрузке или выгрузке.

 

О планах ввести с 1 июля штрафные санкции за задержку парка вагонов у клиентов объявил Владимир Черных, замдиректора екатеринбургского филиала Первой грузовой компании («дочка» РЖД) на совещании в Уральской торгово-промышленной палате. По замыслу ПГК промпредприятия и строительные компании, грузящие свою продукцию более суток и разгружающие свыше двух, будут платить в среднем по 1 тыс. руб. с каждого вагона в сутки. «Система автоматизирована, — поясняет г-н Черных. — Пока мы в тестовом режиме отрабатываем ее на разгрузке железнодорожных платформ. После штрафные санкции будут работать для пользователей полувагонов, цистерн и т. д.».
 
По словам участников транспортного рынка, штрафы за простой парка ПГК вводила и раньше, с момента своего создания. Как признают в ПГК, санкции прописывали в договорах с клиентами. Но при заключении допсоглашений оговаривалось, что взимать эти штрафы грузовой оператор не будет. «Тогда ПГК только заходила на рынок, ей нужно было укрепиться, поэтому штрафы существовали только на бумаге. Или для самых злостных нарушителей, — комментирует Владимир Черных. — Теперь мы надеемся, что штрафы заставят грузополучателей и грузоотправителей расстаться с привычкой использовать вагоны как склад на колесах». 
 
По данным ПГК, на станции Кольцово вагоны с товаром могут стоять по 49 суток просто потому, что у клиента нет склада. «Другой пример — завод Уралхиммаш. Они выполнили большую производственную программу, под которую им прислали крупную партию металла. А возможности оперативно разгрузить вагоны нет: удается выгрузить максимум один вагон за день», — рассказывает г-н Черных. Простой парка ломает принцип распределения вагонов в электронной системе приема заявок ЭТРАН. А это приводит к нехватке парка. «Вагон в системе может значиться как разгруженный, ЭТРАН прицепляет его к заявке, клиент ждет, а состав не приходит. Потому что по факту никто его не разгружал, хотя должны были сделать это за двое суток», — поясняет Владимир Черных. 
 
Клиенты восприняли идею ПГК сдержанно. Они считают, что главная причина нехватки вагонов — несогласованность действий транспортников и диспетчеров РЖД. Дело в том, что единого центра управления железнодорожными перевозками сегодня нет. Пути принадлежат РЖД, вагоны — операторам и собственникам. Инга Суздалева, коммерческий директор нижнетагильского завода ЖБИ: «В итоге зачастую получается так, что на станцию приходит 40 вагонов от нескольких предприятий, а физически принять возможно только 20. Образуются заторы, грузы простаивают». Г-н Черных признает: диспетчеры и операторы движутся параллельным курсом. «Раньше потоками управляла железная дорога, сейчас логистику выстраивают операторы. Диспетчеры не в курсе, какие грузы куда идут. В результате вагоны плохо двигаются по дороге, — говорит он. — В Серове, например, коллапс — там нет локомотивов. Именно по этой причине. Мы пытаемся налаживать отношения с диспетчерами, но не все получается». 
 
Нехватку вагонов провоцирует и несовершенство тарифной политики — убеждены частные логистические операторы. До реформирования сама госмонополия платила за доставку порожних вагонов в исходную точку. Теперь за это платят грузоотправители. Причем воздух приходится везти по той же ставке, что и груз. «От старой системы отказались, а новая пока не выстроена. Поэтому вагонов нет там, где они нужны», — считает Сергей Акимов, директор логистической компании «АсстрА Урал». 
 
По словам г-жи Суздалевой, пока сфера железнодорожных перевозок реформируется, средние предприятия терпят колоссальные убытки. Попытки достучаться до чиновников ни к чему не приводят. «Мы обращались с письмом к гендиректору Центра фирменных транспортных перевозок РЖД Елене Кунаевой. Письмо вернулось в территориальный филиал. От него нам пришел ответ: список из 16 операторов, с которыми мы можем заключить договор. Спасибо, конечно, но этот перечень у меня есть. А проблемы не решаются», — резюмирует Инга Суздалева. Михаил Черепанов, первый вице-президент Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей, ранее добавлял, что крупный бизнес тоже столкнулся с нехваткой вагонов. «Это общая проблема, потому союз решил идти до конца, — заявлял он. — Мы писали региональному министру транспорта, председателю правительства области, полпреду, президенту РСПП Александру Шохину. Дошли до главы РЖД Владимира Якунина. Правда, победить пока не удалось».