Меню

ДЕНИС КОРТУНОВ:«Участниками интернет-экономики в Web 3.0 станут люди, которые никогда не сидели за компьютерами»

досье Денис Кортунов Год рождения — 1979. Образование: СГАУ им. Королева, специальность — «Прикладная математика». Карьера: 1999-2000 гг. — дизайнер, компания WebZavod (Самара); 2000-2002 гг. — д

Продвижение в Интернете с помощью поисковой оптимизации и контекстной рекламы становится все более затратным, поскольку за ключевые запросы конкурируют все больше предприятий. Денис Кортунов, совладелец компании Turbomilk (Самара) 1, предлагает отказаться от равнения на «Яндекс» и загрузить продвиженцев социальными сетями. Блоги и группы интересов открывают сфере услуг массу возможностей для практически бесплатного социального маркетинга.

досье
Денис Кортунов
Год рождения — 1979.
Образование: СГАУ им. Королева, специальность — «Прикладная математика».
Карьера: 1999-2000 гг. — дизайнер, компания WebZavod (Самара);
2000-2002 гг. — дизайнер, компания Webmercs (Самара);
с 2002 г. — дизайнер, партнер, компания Turbomilk (Самара).
Достижения: статус Microsoft MVP.

Где бесплатно скачать клиентов?
Зачем к корпоративному сайту еще и некорпоративный блог?
Что такое Web 3.0?
Как «Одноклассники» победили порно?

Статистика поисковых запросов «Яндекса» уверяет: впервые за одиннадцать лет любимое народом слово «порно» переместилось с первого места на третье, а «скачать» и «реферат» даже не вошли в Топ-10. Лидером стали «Одноклассники», номером два — «В контакте».

Это — знамение, считает Денис Кортунов, «третье пришествие людей в Рунет». Первое произошло, когда в России появились чаты и Интернет. Второе — когда нахлынула волна новых пользователей, посещавших сайты знакомств и базы данных рефератов. Нынешнее пришествие — самое массовое. В крупнейших социальных сетях зарегистрировано по 20 млн человек. Фактически здесь уже отметился каждый пользователь Рунета.

— Сейчас почти у всех свой небольшой Интернет, часто ограниченный «Одноклассниками». И такие люди ценны для бизнеса. Сегодня они приобретают привычку пользоваться Интернетом. Зав­тра продвинутся в Сети дальше. Аудитория — всегда деньги.

Почему социальные сети победили сайты знакомств?

— Они обращаются к посетителю лично. Это не лента новостей и не каталог услуг. Заходишь на сайт — тебя сразу спрашивают, в какой школе учился. Ответил на вопрос — и тут же видишь хорошо знакомых людей. Потом одноклассники, заметив новую анкету, начинают высылать сообщения: «Привет, как дела?» Ответил, еще раз ответил — и закрутилось. А аудитория пользователей сайтов знакомств более узкая — они не нужны, скажем, людям постарше или состоящим в браке.

Допустим, социальные сети — локомотив всего Интернета. Но от регистрации анкеты на сайте до отсылки человека к продаваемым товарам и услугам путь неблизкий. И многие из старшего поколения его не пройдут.

— Во-первых, социальные сети не стоят на месте. Идет интеграция онлайновых и реальных сервисов и услуг. Ведь разумно начать перекладывать реальную жизнь в виртуальную и угождать людям, потакая их привычкам. Эту идею пытаются воплотить, но пока не знают, как именно.

Во-вторых, часть людей, зарегистрировавшихся в социальных сетях, пойдет на блоги. Они размещают фото в своей анкете, затем начинают что-нибудь комментировать. С каждым разом их записи все длиннее и длиннее, их читают знакомые. Человек автоматически становится блогером. Другой механизм перехода — общие интересы. Указал в анкете «сталеварение», через группы попадаешь на корпоративные блоги.

Хочу добавить, что ко многим людям среднего возраста и старшего поколения Интернет приходит откуда-то сверху. Вот наш президент Дмитрий Медведев сделал себе видеоблог. Неважно, что постаралась пиар-служба, суть в том, что он показал пример. Или появилась новая система электронного голосования, пользоваться которой «не сложнее, чем разогреть еду в микроволновке». Затягивают в Интернет и браузеры в мобильных телефонах.

Социальный маркетинг начинается с блога

— Вот первый конкретный совет, как получить свой кусочек дохода с Web 2.0. Если есть собственный сайт, в 80% случаев лучше завести на нем блог и писать что угодно. Например, предприниматель Иванов, сталевар, пишет в своем блоге: «Сегодня сварили прекрасно». Или, наоборот: «Получилось не очень». Именно не пафосно-пиарным, а простым языком: «Ребята! У нас новый продукт. Он такой же, как старый, но стоит в три раза дороже. Всем чмоки в этом чате». И комменты в ответ: «Вот вы негодяи!» Посетителей расшевелит то, что с ними говорят по-человечески.

Завести блог имеет смысл даже в том случае, если у компании нет сайта. В конце концов, каталог продукции можно разместить для старта даже на livejournal. И во всех каталогах зарегистрировать свой адрес. Можно еще успеть стать одним из первых блогеров в своем деле. Например, у Turbomilk нет корпоративного сайта, зато есть коллективный блог. Мы в нем пишем, как идет жизнь, что мы делаем. Многим это интересно — они просматривают, комментируют. Хороший контент продвигает себя сам.

Сегодня клиенты поисковых оптимизаторов соревнуются — кто больше купит ссылок на ключевые запросы, чтобы попасть в первую десятку «Яндекса». А толку?! Пришли посетители на сайт, а дальше что? Лучше вкладываться в контент, заниматься подготовкой материалов. Это повышает рейтинг ресурса и притягивает посетителей. Благодаря постоянному постингу на сайте мы вышли в первую тройку в Google по всем ключевым словам — без поисковой оптимизации и покупки ссылок.

Почему современный массовый по­требитель должен заходить на сайт и там читать чей-то корпоративный блог?

— Потому что он заинтересован в услугах компании. Клиенты хотят узнать, как вы делали другие проекты. Особенно если предлагаете сложные b2b-услуги, а не выпечку пирожков.

Какие вообще услуги можно продвигать через блоги?

— Любые, где есть человеческий фактор: консалтинг, образование и тренинги, дизайн, рекламу, юридическое сопровождение. Надо искать интернет-сообщества, где есть целевая аудитория компании. И внедряться. Если нет такого сообщества — пытаться создать. В сообществе надо играть по его правилам, затем постепенно высказывать свое мнение, давать ссылки на статьи Главное — не начинать сразу рекламировать свою фирму. Такую информацию просто удалят как спам.

Работа с сообществами рождает новый подход к маркетингу в Интернете. Можно вообще не привлекать клиентов на свой сайт, а работать с аудиторией там, где она обитает.

Третье — нужно как можно быстрее попасть в геоинформационные сервисы. Сейчас в обращении уже много устройств с картами: телефоны, айфоны, GPRS-навигаторы. На них можно видеть, где ты конкретно находишься и что расположено рядом с тобой. В Google и «Яндексе» есть сервис, позволяющий отметить ваш магазин или офис, выложить фотографии и контакты, режим работы. Пока этим мало кто пользуется, но чем быстрее все люди это сделают, тем скорее придет счастье и прибыль.

Web 3.0 = социальные сети + деньги

— Представим сцену из ближайшего будущего. Сидишь дома. И вдруг тебе захотелось купить рыбок с аквариумом. Смотришь карту в Интернете. Выясняется, что магазин — в соседнем доме. В социальных сетях читаешь отзывы пользователей. Большинство из них тебе неизвестны. Но можно отфильтровать мнения твоих знакомых и знакомых их знакомых с «Одноклассников», «В контакте» и подобных ресурсов. Этим людям уже можно доверять.

С Интернетом будущего, Web 3.0, по­явятся удобные онлайновые системы оплаты товаров и услуг. Кто-нибудь возразит: «Это давно есть — и интернет-магазины, и денежные переводы, и web-кошельки, и оплата кредитными картами». Но это формально. Существующими системами пользуется максимум 5% от всего числа посетителей Сети. Виртуальные магазины еще не заменяют реальных точек продаж. Но когда в Интернете распространится простой и понятный способ оплаты, это будет взрыв.

В чем мораль?

— В том, что надо к этому готовиться заранее, приближать момент, формировать свое интернет-представительство. Приведу в пример нашу компанию. Дизайн иконок, по сути, вполне виртуальный сервис. У организации нет ни одного местного клиента, и в 99% случаев заказчика мы не видим. А люди должны отдавать нам настоящие деньги. Когда работаешь удаленно, вначале всегда есть недоверие.

Чтобы его преодолеть, мы придумали такой шаг — стараемся быть максимально реальными. Завели аккаунт на фотохостинге и выкладываем фотографии — свои и своего офиса. В качестве эксперимента ставили в офисе web-камеру, которая постоянно показывала, что у нас происходит. Для клиентов это оказалось важно.

Напоследок я добавлю о Web 3.0 вот что. Это будет Интернет не с компьютерами. Распространяется множество устройств самого разного толка. Ноутбуки, смартфоны, коммуникаторы, диктофоны и фотокамеры с выходом в Сеть. Наконец, платежные терминалы — по сути, те же компьютеры с монитором, модемом и купюроприемником.

Возможна такая футуристическая ситуация: прихожу в супермаркет за продуктами и, скажем, на тележке вижу экранчик, он подключен к Интернету по Wi-Fi, выдает рекламу и отзывы знакомых из социальной сети: «Эта простокваша кисловата», «Эту вырезку брать советую». Благодаря новым устройствам участниками интернет-экономики в Web 3.0 станут люди, которые никогда не сидели за домашними компьютерами и не владели коммуникаторами. Они пришли в магазин за простоквашей и влились в число пользователей Сети. Интернет пришел за ними.

(1)Компания Turbomilk (Самара) обслуживает клиентов из разных уголков мира: дизайн иконок по несколько сотен долларов за штуку заказывают из США, Норвегии, Индии, Великобритании, России и других стран. Большую часть клиентов фирма привлекает через собственный блог и социальные сети. И никогда не видит своих заказчиков в реальной жизни.

Поисковая оптимизация (Search Engine Optimization, SEO) — комплекс работ, увеличивающий рейтинг сайта в поисковых машинах («Яндекс», Google, «Рамблер», «Апорт» и др.). Затраты складываются из работы с текстами и покупки ссылок на внешних ресурсах. Чем более высокая конкуренция за первую десятку в выдаче, тем больше ссылок нужно купить, чтобы туда попасть.

детали
Три шага, чтобы заполучить интернет-аудиторию

1 - Завести блог о профессии
2 - Нанести магазин или офис на карты поисковых машин
3 - Внедриться в существующие сообщества

Источник: Денис Кортунов.

детали
«Одноклассники» победили порно
Топ поисковых запросов с компьютеров*

 
Январь 2007 г.
 
Август 2008 г.
 
1
 
«Порно»
 
«Одноклассники»
 
2
 
«Погода»
 
«В контакте»
 
3
 
«Знакомства»
 
«Порно»
 
4
 
Mail.ru
 
«Погода»
 
5
 
«Скачать»
 
Mail.ru
 
6
 
«Работа»
 
«В контакте»
 
7
 
«Сонник»
 
«Контакт»
 
8
 
«ВАЗ»
 
«Одноклассники»
 
9
 
«Из рук в руки»
 
Mail.ru
 
10
 
«Гороскоп»
 
«Зайцев нет»
 

* В запросах с мобильных телефонов «Порно» все еще доминирует.

Источник: «Яндекс», бюллетень от 18 октября 2008 г.

мнение
Компания должна дать новой интернет-аудитории все... пока не поздно

Сергей Амиров
руководитель портала 66.ru (Екатеринбург):
— Социальные сети дали новый толчок развитию Интернета — это бесспорно. Во Всемирной паутине появилось огромное количество людей, которые посещают всего один-два сайта. Но так будет не всегда, уже скоро «Одноклассников» станет недостаточно — люди будут брать от Интернета все больше и больше. В выигрыше окажутся продукты, использующие актуальные сервисы, например те же блоги.
Однако старый Интернет совсем не отомрет. Я не согласен с Денисом Кортуновым, что блог может стать полноценной заменой корпоративному сайту. Возможно, это актуально для парикмахерской или магазина у дома, но не для серьезного бизнеса. В условиях активно растущего Интернета корпоративные сайты должны отвечать запросам новой аудитории.
Допустим, сайт строительной компании не может состоять из одной лишь фотографии и обращения директора на главной странице, а должен предоставлять возможность, допустим, самому пользователю расставить мебель в своей будущей квартире и перемещаться по ней. И так для каждой отрасли. Новых людей в Интернете не интересует, возможно ли это технологически, и уж точно у них нет предубеждений, что так не принято. А значит, надо им это дать, опередив конкурентов.
Что касается продвижения сайтов, могу сказать, что выйти без усилий в первую тройку Google по каким-то запросам можно только с узкой специализацией. Поисковая оптимизация давно перестала быть магией или элементом нестандартного продвижения. Это вполне обычный метод, в котором давно уже все решают профессионализм и SEO-бюджет. Конечно, по сравнению с другими рекламными инструментами это пока относительно дешевый способ увеличить, допустим, продажи. Уже скоро поисковая оптимизация станет традиционным методом, и цена за приведенного с поисковика клиента если и не сравняется с остальными источниками, то подойдет к ним вплотную.
На очереди будут другие технологии — социальный маркетинг, white-label-системы, партнерские программы. Как всегда, мы начинаем это все пробовать, набиваем шишки, но без собственного опыта двигаться вперед нельзя.