По прогнозам, в 2015 г. бизнес начнет массово скрывать доходы из-за налогового гнета. Денис Паслер, глава регионального правительства, считает, что государство хочет взять лишь то, что ему положено.
Уральскому бизнесу 2014 г. принес испытания, связанные с законодательными проектами, санкциями Америки и ЕС и ответными ограничениями России — к примеру на поставку иностранных продуктов питания. Главный вывод: и гражданам, и предприятиям придется раскошелиться — налоговое бремя будет расти. «Как же так?» — спросил «ДК» у Дениса Паслера. Премьер заверил, что новые правила сбора налогов призваны устранить отдельные нестыковки в региональных законах, касающиеся иностранных компаний и крупных девелоперов, которые притворяются мелкими. Средний и малый бизнес не пострадает, заверил г‑н Паслер. И пообещал особо поддержать сельхозпроизводителей.
К октябрю 2014 г. долг Свердловской области достиг 32 млрд руб. От каких планов и инфраструктурных проектов региону придется отказаться при острой нехватке денег? Как при общей стагнации и экономических санкциях Запада региональное правительство намеревается увеличить поступления в бюджет?
— По оперативным данным, уже на 1 ноября мы снизили госдолг по сравнению с началом года на 2,9 млрд руб. Сейчас он составляет 30,9 млрд. При этом более 50% объема (16,3 млрд руб.) — банковские кредиты, привлеченные в конце 2013 г. для покрытия в полном объеме наших расходных обязательств. Напомню, что законом «Об областном бюджете на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг.» предел долга по состоянию на 1 января 2015 г. утвержден в сумме 56,4 млрд руб. А дефицит бюджета на 1 октября составляет 10,3 млрд руб. при установленном значении на 2014 г. 26,5 млрд.
Да, экономическая ситуация в России и в нашем регионе непростая. Поэтому область принципиально не отказывается, а, напротив, развивает инвестиционную среду, поддерживает запущенные и создает новые инфраструктурные проекты. Именно новые проекты — возможность получить налоговые и неналоговые доходы в бюджет. В частности мы планируем, что строительство и создание предприятий на территории ОЭЗ «Титановая долина», индустриальных парков, развитие транспортно‑логистических узлов позволят увеличить объем валового регионального продукта на 1,2%. А это приведет к росту поступлений в бюджет.
Регионам в 2014 г. обещали дать право предоставлять бизнесу налоговые каникулы, то есть облегчать жизнь компаниям, но не за счет федерального бюджета, а из собственных средств. Воспользуется ли Свердловская область такой возможностью, учитывая бюджетный дефицит?
— Законопроект, наделяющий субъекты правом предоставлять двухлетние налоговые каникулы в виде нулевой налоговой ставки для впервые зарегистрированных ИП, перешедших в течение двух лет на упрощенную или патентную систему налогообложения, еще только внесен на рассмотрение в Госдуму РФ. Если его примут в 2014 г., у нас будет время проработать этот вопрос. При положительном решении мы сможем принять соответствующий закон уже в 2015 г., распространив его действие на весь год начиная с 1 января. Налоговый кодекс предусматривает такую возможность.
То есть, пока не будет решения федерального центра, МСБ не может рассчитывать на поддержку?
— Налоговые каникулы, о которых говорилось выше, и поддержка малого бизнеса — это не одно и то же. Действующий состав областного правительства с самого первого дня работы начал формировать пакет стимулирующих региональных мер для развития бизнеса, в том числе малого и среднего. Сегодня, даже если не считать «Титановой долины», у нас один из наиболее полных пакетов преференций для бизнеса. Так, ставки при применении упрощенной системы налогообложения установлены на уровне 7%, а для отдельных приоритетных видов деятельности — 5%, в то время как в большинстве субъектов РФ эти ставки от 10 до 15%. И это только один из примеров.
Законодатели уже приняли ряд мер, позволяющих усилить налоговое администрирование. Предприятия, работающие по УСН, теперь будут платить налог на имущество по кадастровой стоимости. Увеличится и сбор с физлиц. Владельцам 50% долей в иностранных компаниях (в перспективе — 25%) придется платить налоги по законам РФ. Регионам дали срок, чтобы принять необходимые документы. Когда новые правила будут действовать в Свердловской области и какого эффекта ожидает правительство?
— В последнее время очень часто задают вопросы, действительно ли необходимы в Свердловской области новые правила для исчисления налога на имущество, как для организаций, так и для физических лиц. Надо понимать, что переход исчисления налога на имущество от кадастровой стоимости неизбежен. Это связано с изменениями налогового законодательства, принятыми на федеральном уровне.
Как можно исчислять налог с физлиц по инвентаризационной стоимости, которая давно уже не соответствует реалиям рынка и рассчитывалась по методикам 1980‑х гг.? Давно уже нет квартир на рынке недвижимости стоимостью в 100 или 300 тыс. руб., нет даже органов инвентаризационного учета. Поэтому, я считаю, что изменения, внесенные в Налоговый кодекс, — вполне рабочие, отражающие рыночный подход к формированию как стоимости имущества, так и его налогообложения. Но важно понимать, что изменения начнут действовать не сразу. Для частных лиц закон предусматривает постепенное повышение ставок. Все завершится только к 2020 г.
В отношении торговых центров областные власти готовят поправки, по которым они будут платить налог на имущество по кадастровой стоимости, а не по остаточной балансовой.
Какой выигрыш получит бюджет области?
— В целом налог на имущество организаций, рассчитанный от кадастровой стоимости, может принести в областной бюджет около 300 млн руб. уже в следующем году. Соответствующий региональный закон планируем принять уже в этом году. К этим нововведениям правительство готовилось: мы просчитывали критерии, позволяющие определить оптимальную площадь объектов, которая должна облагаться по кадастровой стоимости. Это необходимо, чтобы оградить настоящий малый бизнес от дополнительной налоговой нагрузки. При этом учитывался и опыт других регионов, идущих этим путем с 2014 г., — это Москва, Московская, Амурская и Кемеровская области.
Девелоперы уже прикинули будущие расходы, исходя из кадастровой оценки МУГИСО и налоговой инспекции. Они говорят, что ноша будет неподъемной.
— Смысл уплаты налога на имущество юрлицами, которые применяют УСН и имеют на балансе объекты более 5 тыс. кв. м, в том, что эта мера направлена на вывод из тени крупных девелоперов. Специальные режимы налогообложения, такие, как ЕНВД и УСН, предусмотрены для субъектов малого предпринимательства. Поэтому мы и ввели ограничение объектов — более 5 тыс. кв. м: понятно, что малый бизнес не построит такой БЦ или торговый центр. Но ряд девелоперов сегодня имеет обороты, сопоставимые с оборотами крупных предприятий, однако путем дробления бизнеса они просто маскируются под небольшие компании. Хотя по логике должны платить налоги с реальных объемов.
Такой же порядок расчета налога предусмотрен и для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности на территории Российской Федерации через постоянные представительства. Для таких организаций федеральный закон предусматривает лишь один вариант исчисления налога — от кадастровой стоимости. Если регион не примет эти изменения, имущество иностранных организаций просто выпадет из налогообложения.
Сейчас верстается бюджет на 2015 г. Готов ли регион участвовать в развитии инфраструктуры Екатеринбурга? На какие проекты область готова выделить деньги? О каких суммах может идти речь и от каких проектов, по‑вашему, городу придется отказаться?
— Уже в формулировке вопроса вы позиционируете Екатеринбург как город, полностью зависящий от областного бюджета, не способный привлечь инвестиции! И это при том, что именно здесь работают офисы всех финансово‑промышленных групп, крупнейшие застройщики и девелоперы, консульства и офисы иностранных компаний. Екатеринбург вполне способен вести все свои проекты, если правильно построит работу с инвесторами. И именно на этом, я уверен, необходимо делать акцент администрации Екатеринбурга.
Что касается денег Свердловской области на 2015 г., в проекте бюджета на 2015‑2017 гг., который внес губернатор Евгений Куйвашев, для Екатеринбурга предусмотрено 3,485 млрд руб. ассигнований на инфраструктурные проекты. В том числе в 2015 г. — 2,268 млрд. Это касается мероприятий по подготовке к матчам чемпионата мира по футболу в 2018 г., а также строительства школы в микрорайоне Академический. Отдельные статьи, по которым Екатеринбург получит областные субсидии, связаны со строительством детсадов, строительством и ремонтом автодорог, содержанием учреждений образования и здравоохранения, культуры и так далее. Это десятки статей областного бюджета.
С запретом на импортные продукты питания цены в магазинах Екатеринбурга начали расти. Отчасти их повышение объясняется ростом логистических расходов дистрибьюторов, сменивших поставщиков. В частности, доставка лосося из Чили самолетом обходится дороже, чем автотранспортом из Норвегии. Но, по оценкам экспертов, цены увеличиваются и спекулятивно. Какие рычаги воздействия на оптовиков и ритейлеров готово применить региональное правительство?
— В правительстве области и в отраслевых союзах, насколько мне известно, нет данных о том, что крупные оптовики и ритейлеры уже выстроили новые цепочки поставок, чтобы можно было говорить об увеличении логистических расходов. Переходный период продолжается: оптовики и торговые сети ищут новых партнеров.
Главная задача регионального правительства — вести мониторинг по основным продуктам и пресекать спекулятивный рост цен. Сегодня Свердловская область имеет хороший уровень цен — в общем рейтинге по России мы на 68 месте из 85 (чем ниже место в рейтинге, тем ниже у нас цены). Правительство напрямую влияет на ситуацию.
Каким образом?
— Как только цена на тот или иной продукт растет, мы смотрим, чем это вызвано, и принимаем оперативные меры. Так, в сентябре цены на куриные яйца и мясо кур у нас были в третьем десятке с начала рейтинга — это высокая позиция для области, имеющей свои птицефабрики. В октябре мы уже видим, что по яйцу у нас 82 позиция, по мясу птицы — 67‑я.
Напомню, что решением губернатора был создан штаб оперативного мониторинга и контроля за состоянием рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия. Его возглавил региональный министр АПК и продовольствия. Кроме того, для увеличения доли реализации продуктов питания местных сельхозпроизводителей мы расширяем ярмарочные мероприятия. И эти меры — эффективнее всего.
Если говорить о рыбе: сегодня наш регион на 63 месте по уровню цен. Рост цен к началу введения санкций составляет у нас около одного процента. Это данные Росстата.
Считаете, для поддержки сельхозпроизводителей достаточно проводить больше ярмарок?
— Давайте не будем подменять понятия: о ярмарках речь шла как об инструменте, позволяющем снизить цены для потребителей за счет отсутствия торговых надбавок. Меры поддержки сельхозтоваропроизводителей — это целый ряд федеральных и региональных госпрограмм. Еще в 2012 г. мы начали поддерживать сельхозтоваропроизводителей Свердловской области, понимая, что это и экономическая мера, и защита здоровья жителей области. Простой пример с точки зрения экономики: промышленникам надо еще найти свою нишу в линейке товаров, определить потребителей, построить конкурентное производство и завоевать рынок — только тогда область получит стабильные рабочие места и налоги. А продовольственный рынок Свердловской области уже сформирован. Он один из наиболее емких в России.
С 2013 г., бюджет которого формировался уже действующими губернатором и правительством, объем средств на поддержку местных сельхозпроизводителей вырос с 1,8 млрд руб. до 3,6 млрд. Общий объем субсидий в 2014 г. составил свыше 4 млрд руб., в том числе 1,2 млрд — из федерального бюджета. Приоритетных направлений два: на подъем растениеводства выделено более 700 млн руб., на животноводство — 2,6 млрд. И практически 100 млн руб. мы выделили для малого аграрного бизнеса. Есть областные программы, призванные стимулировать модернизацию производства и развитие деревни. Последнее особенно важно — для комфортной жизни на селе нужно провести газ, открыть школы, фельдшерские пункты.
С учетом курса на импортозамещение мы не можем снижать объем финансирования отрасли. И это учтено в бюджете 2015 г. Более того, поддержка требуется птицеводству — раньше такой программы у нас не было, а теперь в областном бюджете есть отдельная срока на модернизацию этой отрасли.