75% проверок, с которыми приходят в компании, — внеплановые. Чтобы не перегружать бизнес инспекциями, надо не сокращать количество визитов, а учиться работать с обращениями жалобщиков.
Российский бизнес-обмудсмен Борис Титов во время своего рабочего визита в Екатеринбург накануне, 18 декабря, призвал установить жесткие ограничения на проверку бизнеса. Он подчеркнул, что один контролирующий орган должен посещать компанию с инспекцией не чаще одного раза в три года, чтобы снизить давление на бизнес, сообщает ИТАР-ТАСС.
Но для того чтобы снизить количество проверок, необходимо в первую очередь отладить работу с жалобами, которые направляются в ведомства: львиная доля проверок проходит внепланово, и инициируют ее по заявлениям, направленным в надзорные ведомства бдительными гражданами. По данным Генпрокуратуры, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей контролирующими органами в 2016 году было проведено 1,706 млн проверок, из них 1,276 млн — внеплановые. Таким образом, они составили 74,7% — две трети — от общего числа проверок бизнеса.
Бороться с внеплановыми проверками куда сложнее. Что такое внеплановая проверка? Гражданин пишет жалобу, и получившее ее ведомство обязано проверить предпринимателя. Закрыть на нее глаза они не имеют права: она может иметь под собой основание. Но в то же время жалобщик может написать свое обращение от скуки или просто оказаться сумасшедшим. Бороться в данном случае нужно не за регламентацию проверок, а за проверку подобных обращений. На самом деле, ни одно ведомство не ставит перед собой задачу «задушить бизнес». В конце концов, для них каждая внеплановая проверка — тоже огромное количество лишней работы, — рассказал DK.RU управляющий партнер адвокатского бюро «Пучков и партнеры» Денис Пучков.
Сейчас, отмечает эксперт, подать жалобу и инициировать проверку стало очень легко. Власти стремятся показать, что цифровая экономика и электронное правительство — не пустые слова, поэтому на любое заявление, которое можно подать не отходя от компьютера, реагируют оперативно.
Я сам всем давно рекомендую: хочешь, чтобы твое заявление рассмотрели очень быстро — подавай его через электронную приемную. Но нужно продумать какой-то разумный механизм отсеивания жалоб на бизнес. Например, отказывать жалобщику, если проверка проводилась недавно, и выяснилось, что компания работает без нарушений. У нас часто кричат: «Ах, сколько мы развели чиновников и инспекторов». А вы не задумывались, сколько мы развели жалобщиков? — отмечает г-н Пучков.