Екатеринбургская торговая фирма «Сима-Ленд» начала производить ТНП. Часть продукции, выпущенной на Урале, будет экспортироваться. Ближайшая цель компании – открыть крупнейший в мире гипермаркет.
Площадь фирменного гипермаркета «Сима-Ленд» на ул. Черняховского увеличилась до 33 тыс. кв. метров – обслуживать покупателей будут 50 кассиров. Гендиректор компании Денис Вешкурцев уверяет, что магазинов такого масштаба, работающих по принципу «один вход – один выход», нет нигде в мире. Подготовительные работы завершаются – осталось запустить торговлю продуктами, под которую отвели 6 тыс. кв. метров. По прогнозам, это случится 1 декабря.
Большая часть ассортимента «Сима-Ленд» – изделия под собственными торговыми марками. Прежде их везли из Китая, теперь 70% заказов размещают на российских предприятиях. Г-н Вешкурцев рассчитывает, что доля российского ассортимента будет постепенно расти, но отказаться от импорта компания не готова – есть продукция, которую китайцы делают лучше.
По словам гендиректора, объем экспорта в европейские страны будет увеличиваться, в том числе, за счет собственных товаров. Задача предприятий «Сима-Ленда» – выпускать то, что хорошо продается. Сейчас это детские игрушки, пластмассовая посуда, одежда и текстиль, к которым затем добавится печатная продукция, керамика и изделия из дерева.
Зачем вам продуктовая розница?
– Основная цель – увеличить трафик. В стране нет гипермаркетов, где выложен подобный ассортимент товаров – от стройматериалов до еды, а кассовый узел – один на всех. Именно такой магазин мы и создаем. Раньше не хватало продуктов – теперь они будут. Задача дня – приспособить имеющееся помещение под продовольственный магазин. Систему вентиляции, пожаротушения, освещения, канализации пришлось переделывать в соответствии с требованиями СанПиН. Сейчас проходим экспертизы и получаем разрешения.
А если расчет на увеличение трафика не оправдается?
– Пять тысяч наших сотрудников – это уже трафик. Другая сторона медали – в том, что все заведения общепита, работающие в гипермаркете – наши собственные. Мы бесплатно кормим сотрудников склада – это 2 тыс. обедов в день. Нет никакого риска, что продукты останутся невостребованными.
«Сима-Ленд» никогда не торговала продуктами. Наверное, проще было бы сдать площадь ритейлеру, который занимается этим много лет?
– Мы предлагали владельцу екатеринбургской торговой сети открыть здесь продуктовый гипермаркет, но его такая возможность не заинтересовала. Будем рассчитывать на свои силы. Для нас это штатная ситуация – так появилось большинство направлений, которые мы поднимали с нуля, и сам гипермаркет «Сима-Ленд». Когда все начиналось, мы планировали взять в аренду 3 тыс. кв. метров и объединиться с сильными игроками, которые могли дополнить ассортимент друг друга. Но другие участники проекта отказались, и мы, как честные парни, забрали всю площадь себе. Опыта в ритейле ни у кого не было. Попытки привлечь бывших сотрудников из METRO и IKEA показали, что они способны поддерживать уже работающую систему, а создавать новое не готовы. У нас нет жестких стандартов, мы все делаем по-своему, как считаем нужным, и до сих пор это себя оправдывало.
Почему вы взялись за производство ТНП?
– Мы исходим из того, что экономика страны должна развиваться за счет собственных идей и собственных производств. Российским производителям, у которых фабрики в разрухе, заказы «Сима-Ленда» позволяют выживать, но развивать материальную базу они не спешат. Едва у собственника появляются деньги, он начинает тратить их на красивую жизнь – дорогие машины, недвижимость и так далее. К сожалению, это национальная черта – китаец, у которого есть своя фабрика, понимает, что должен оставаться конкурентоспособным, и вкладывает прибыль в развитие производства. Одно из решений – открыть собственные предприятия, чтобы жители Екатеринбурга получили работу, а компания – качественный товар по приемлемой себестоимости. Казалось, все сложится, стоит только начать. Но мы ошибались. Выяснилось, что в России не выпускают оборудования, приемлемого по соотношению «цена-качество». Как нет и компаний, способных производить технологическую оснастку, сопоставимую по цене и срокам изготовления с тем, что предлагают китайцы. Если китайские пресс-формы можно приобрести за 700 тыс. руб., то аналогичные российские обойдутся в 1,8-2,1 млн. руб., и делать их будут так долго, что быстрее привезти из Китая. И практически нет фирм, занимающихся сервисным обслуживанием производственных линий.
Завтра все может измениться к лучшему.
– Вряд ли – слишком много системных проблем. Что бы ни говорили, в стране нет индустриальных парков, где начинающие производственники могут по доступной цене арендовать площади с инженерными коммуникациями, электрической оснасткой, сжатым воздухом, грузоподъемными механизмами и полами, выдерживающими необходимую нагрузку. Еще больше трудностей, если создаешь промышленную площадку с нуля. Я уже не говорю, что на рынке не осталось квалифицированных станочников. Нет технологов, способных наладить производство, связанное, например, с вакуумной металлизацией. А главное, нет единых баз данных о производителях. Мы не представляем, кто и что выпускает в Екатеринбурге, в Свердловской области и в России. То же самое – в других странах. Это проблема мирового уровня.
Собственное производство позволяет вам экспериментировать в поисках лучших образцов?
– Уникальность компании в том, что мы выпускаем продукцию под готовый спрос. Статистика продаж показывает, какой товар востребован рынком, и сколько его нужно произвести. Много лет мы привозили из Китая фляжки из нержавеющей стали, а потом наладили выпуск точно таких же из пластика. Они легче, экологичнее и стоят в четыре раза дешевле. Идею уже оценили коммерсанты из Лас-Вегаса – теперь мы каждый месяц поставляем в Штаты партии таких фляжек. Сейчас хотим вернуть в Россию производство хозтоваров. Вся кухонная утварь, которой пользуются домохозяйки, выпускается за границей. Российского, как правило, ничего нет. Возможности для импортозамещения – колоссальные.
Какие предприятия вы уже открыли?
– Два производства изделий из текстиля и пластика. Первое – здесь же, на Черняховского. Второе – в Большом Истоке. Это в десяти минутах езды от нас.
С чего решили начать?
– В производстве пластика основное направление – детский ассортимент, который раньше поставляли из Китая: развивающие игрушки, кубики, конструкторы для развития мелкой моторики. Несмотря на входной контроль, покупателей не всегда устраивало их качество. По сути, мы осваиваем сегмент продукции, которая в России практически не выпускается. Прошли все необходимые виды сертификации, получили международный патент на изготовление товаров под маркой Диснея. Сейчас хотим наладить гальванизацию пластика – пытаемся вернуть в Россию технологию, которая была разработана в СССР в 60-е гг. Китайцы ее освоили, а мы только собираемся. Нашли одного из основателей – ему уже 80 лет, живет в Липецке. Он провел для наших технологов мастер-класс.
Какие у вас производственные планы?
– Предприятие пока не очень большое. 136 работников – к новому году будет около 200. Площадь цеха – 2,5 тыс. метров и еще 4 тыс. метров подготовили для установки оборудования. Сейчас заканчиваем строительство перехода между двумя площадками. Весной 2017 г., когда запустим производство на полую мощность, планируем набрать еще 60-80 чел., а летом их число увеличится до 350. Параллельно готовим три новых участка, где тоже придется восстанавливать технологии. Когда все наладим, сотрудников понадобится много – десятки тысяч.
Судя по вашим словам, найти их будет непросто.
– Готовых специалистов на рынке нет. Это ставит нам палки в колеса. Из 60 человек, работающих на станках, заводской опыт только у троих. Остальных мы полностью обучили сами за минувший год. Другого выхода просто не существует.
Изделия из текстиля вы тоже относите к перспективным направлениям?
– Продажами текстиля мы занялись четыре года назад – они быстро растут. Поэтому сомнений не было – 1 апреля мы запустили собственное производство из российских тканей и тканей из стран СНГ. И уже в сентябре выиграли два конкурса на московской международной ярмарке легкой промышленности «Текстильлегпром», где эксперты голосовали вслепую. Когда объявили результаты, у промышленников из Иваново отвалилась челюсть – призы обычно брали они, а тут вперед вышла непонятная фирма из Екатеринбурга. Тем временем мы запустили еще собственную торговую марку одежды – «Кафтан». Сейчас можем без оглядки на ФАС писать на этикетках, что «Сима-Ленд» – лучший российский производитель.
Это контрактное производство?
– Одежду – футболки и трикотаж – пока изготавливаем на стороне. А здесь на Черняховского у нас два цеха, где работает 90 человек – они занимаются пошивом детских карнавальных костюмов, постельного-столового белья и вышивкой. Костюмы и белье – по 10 тыс. комплектов в месяц – сразу уходят в продажу.
Какой будет доля собственной продукции в общем объеме продаж?
– Не менее 20%. Причем не только для внутреннего потребления. Компании интересен экспорт. Страны Таможенного союза мы освоили – надо идти дальше, на другие континенты, потому что наши товары востребованы. У «Сима-Ленд» много русскоязычных клиентов, которые ведут бизнес в европейских странах. Зачастую продукцию кустарных производств покупают где-нибудь в Канаде или в Италии. На ближайшие 5-10 лет внешняя торговля остается одним из главных приоритетов. Сейчас на экспортном направлении работает несколько менеджеров по продажам, их количество мы будем увеличивать в несколько раз. Соответственно будут расти и поставки за границу.
Вы работаете с перевозчиками или вкладываетесь в собственную логистику?
– Наемным автотранспортом тоже пользуемся, потому что своими силами все потребности пока не закрыть. Но за последние 1,5-2 года автопарк компании вырос с двух до 75 единиц техники. Это пассажирский, среднетоннажный и большегрузный транспорт. Маршрутная сеть покрывает 1700 пунктов доставки от Бреста до Владивостока и в страны таможенного союза. Сложности только с перевозкой товаров за рубеж, поскольку транспортные потоки идут в основном из Москвы. Чтобы решить проблему, нужно нарастить объемы отправок, грубо говоря, до размеров целого самолета или машины. С импортом проще – из-за резкого сокращения объемов снизилась нагрузка на порты, пункты пропуска, таможню, поэтому в Россию все доставляется быстро. Но еще задолго до этого мы наладили доставку срочных грузов с юга Китая за 12 дней – от ворот до ворот, со всеми таможенными операциями. Чтобы достичь такой скорости и стабильности мы потратили более года. Кстати, таможня делает все возможное, чтобы участники ВЭД не испытывали никаких затруднений. Если вам будут говорить, что на границе ставят палки в колеса – это неправда.
Фото: Игорь Черепанов / DK.RU