эксперты Алексей Бурдин коммерческий директор компании «АСП» Петр Васильев управляющий партнер компании «Акроним» Леонид Волков* заместитель генерального директора компании «СКБ Контур» Алексей Голд
В каких сегментах рынка информационных технологий произойдут самые серьезные перемены
Кому из разработчиков софта придется уйти с рынка
эксперты
Алексей Бурдин
коммерческий директор компании «АСП»
Петр Васильев
управляющий партнер компании «Акроним»
Леонид Волков*
заместитель генерального директора компании «СКБ Контур»
Алексей Голдобин
генеральный директор компании «Прайм»
Михаил Кокорев
директор «Бюро интернет-маркетинга «Бонтон»
Александр Краев
директор «Регионального информационного центра»
Дмитрий Моисеев
ведущий менеджер по маркетингу компании EastWind
Павел Нагибин
директор компании «НАГ»
Алексей Пинженин
коммерческий директор компании КАБiNET
Алексей Холодарев
директор по развитию бизнеса «Регионального информационного центра»
Рынок информационных технологий парадоксален. Здесь есть закономерности, которые работают десятилетиями и почти не дают сбоев, как, например, закон Гордона Мура об удвоении производительности процессоров каждые 18 месяцев (недавно этому закону исполнилось 40 лет). И есть американские тинейджеры, которые, даже не подозревая о законе, за год делают миллионные состояния для развлекательных сервисов. Перед началом делового сезона «ДК» опросил ведущих экспертов уральского ИТ-рынка и попытался представить, как он будет выглядеть в ближайшие годы.
Рынок интернет-провайдинга Екатеринбурга — один из развитых в России. Три-четыре десятка компаний готовы предоставить пользователям доступ в Сеть с помощью любой современной технологии. Как показывает ТОП-лист «ДК», рынок уже вошел в эпоху консолидации — пятерка лидеров поделила 70-80% абонентов. Но, по мнению Павла Нагибина, директора компании «НАГ», самое интересное еще впереди. Общее число широкополосных абонентов в городе около 100 тыс., еще примерно в 2-3 раза больше тех, кто получает Интернет по коммутируемому доступу.
Но о насыщении рынка говорить рано. Г-н Нагибин: «Опыт Москвы показывает, что развитие идет без заметных проблем до уровня в 50-60% всех домохозяйств, имеющих широкополосное подключение (в Екатеринбурге — около 20%), а возможно, и более (в Швеции — почти 80%). Это означает, что в ближайшие годы отрасль ждет быстрое развитие, которое пойдет практически на пределе технических возможностей операторов. Ожидаемые темпы прироста — 4-5% в месяц, что, безусловно, перспективно для инвестиций».
Алексей Пинженин, коммерческий директор компании КАБiNET, оценивает рост абонентской базы следующим образом: 2007 г. — 75-80%, 2008 г. — 50-60%, 2009 г. — 25-35%. Частично рост будет объясняться переходом пользователей с Dial-up к выделенным каналам, частично — привлечением новых клиентов, чему должно способствовать снижение цен на подключение, по мнению г-на Пинженина, вплоть до нуля. Идти это будет на фоне распространения доступных безлимитных тарифов. Их появление не прихоть операторов, а следствие уменьшения оптовой стоимости трафика. В том числе благодаря строительству магистральной сети компании «Голден Телеком», которая станет четвертым игроком ИТ-рынка в Екатеринбурге. Павел Нагибин: «Еще в начале 2007 г. 1 мегабит операторской полосы стоил более $2 тыс., к лету цена упала ниже $1,5 тыс. и, вероятно, зимой 2008 г. составит $1 тыс. Произойдет качественное скачкообразное изменение рынка, поскольку станет возможна продажа недорогих безлимитных абонентских каналов приемлемого качества. Что, в свою очередь, позволит увеличить проникновение услуги до «московского» уровня». По прогнозам директора компании «НАГ», через два года цены для частных пользователей составят 400 руб. в месяц за 128 кб/с и 700 руб. — за 256 кб/с.
Вместе со снижением стоимости трафика продолжится процесс консолидации рынка. Мелким компаниям останется только отыскивать уникальные ниши. Алексей Пинженин: «Процесс поглощения местных игроков продолжится. Наиболее интересные активы для покупки с точки зрения наличия инфраструктуры и величины абонентской базы — «Олимпус НСП», «Инсис», SkyNet-On Line».
Кроме того, станет меняться и бизнес-модель операторов. Просто на наценке за скачанный мегабайт информации будет уже не выжить. Операторы начнут активно развивать сервисы, связанные с «тяжелым контентом»: легальные фильмотеки, IP-телевидение и т. д.
Будут развиваться различные голосовые сервисы на базе IP-протокола, мобильные гаджеты в массовом порядке научатся передавать голос по этой технологии (например, с помощью Skype). Вполне вероятно, что в недалеком будущем мы станем свидетелями попытки сторонников беспроводных технологий вывести Интернет в Екатеринбурге на новый уровень и накрыть весь город сетью передачи данных по технологии Wi-Fi или WiMax для массового пользователя. Павел Нагибин: «Успешность радиосетей будет зависеть от количества владельцев ноутбуков и мини-компьютеров. Не думаю, что в «мобилизации» населения города за два года произойдет существенный прогресс, так что активного развития этого сектора будем ждать несколько позже».
Новые условия поставят перед операторами задачи, о которых они сейчас и не помышляют. К примеру, встанет вопрос о нейтральности сетей, т. е. взаимоотношениях провайдера и владельца того контента, который прогоняется через его сети. Но в целом доступ в Интернет превратится в такую же обычную коммунальную услугу, как водопровод или канализация.
В корпоративном сегменте продолжится рост затрат на информационные технологии. Одна только тенденция к легализации компьютерных программ заставила расходы увеличиться в 1,5 раза. Если пять лет назад для автоматизации рабочего места было достаточно $500 на покупку компьютера, то теперь уже почти все готовы потратить еще минимум $300 на приобретение легального программного обеспечения, а скоро и еще минимум столько же — на бизнес-софт. Эта цифра со временем будет только расти.
По мнению Петра Васильева, управляющего партнера компании «Акроним», развитие автоматизации бизнес-процессов будут стимулировать два фактора — общий рост культуры управления, требующий все более совершенных инструментов, и дефицит квалифицированных кадров: «Например, ИТ-инфраструктуру предприятия обслуживают довольно молодые люди, поэтому в первую очередь дефицит коснется именно их. Мы уже сейчас видим рост спроса на системы автоматизации управления ИТ-инфраструктурой, позволяющие снизить нагрузку на системных администраторов».
В области автоматизации управления бизнесом в ближайшие год-два ожидается качественный скачок. Дмитрий Моисеев, ведущий менеджер по маркетингу компании EastWind: «Можно выделить два важных направления программных разработок, которые в перспективе будут претендовать на серьезные доли ИT-рынка Екатеринбурга. Это решения, ориентированные: 1) на оптимизацию внутренних бизнес-процессов компании; 2) на повышение эффективности ее внешних бизнес-коммуникаций». Г-н Васильев: «Очень скоро основная часть компаний внедрит учетную систему и закончит автоматизацию оперативного управления. В фирмах накопится формализованная информация, которая легко поддается анализу. Это подтолкнет к росту спроса на системы бизнес-аналитики (BI). С другой стороны, многие компании обратятся к управлению неформализованной информацией — сильно вырастет спрос на корпоративные порталы. Мы ждем этого всплеска года через полтора-два». В сфере внешних коммуникаций специалисты предсказывают увеличение интереса к call-центрам.
На Западе сейчас много говорят о программах класса on-demand. То есть о софте, которым пользуются через Интернет, не устанавливая на собственных серверах. Но в России этому направлению пока будущего не пророчат — мелкие фирмы не готовы к подобным проектам морально, а крупным проще поставить программу у себя.
Коренного передела рынка между игроками, занятыми в сфере внедрения корпоративных систем управления, ждать не стоит. Местные партнеры российских и западных разработчиков наряду с ростом числа клиентов будут расходиться в разные ниши и почти перестанут конкурировать лоб в лоб. Александр Краев, директор «Регионального информационного центра», считает, что отечественные системы управления предприятием становятся все более востребованы крупными и средними компаниями Урала и в ближайшем будущем можно с уверенностью прогнозировать увеличение доли российских вендоров в регионе. Эту тенденцию подтверждает и последний отчет исследовательской компании IDC, в котором говорится, что за год доля российских разработок на рынке ERP выросла на 2%. Правда, и представители западных фирм тоже твердят об активизации спроса и смотрят в будущее с уверенностью.
Основная конкуренция на рынке, скорее всего, будет разворачиваться не между «нашими» и «не нашими» системами, а между местными и федеральными партнерами одного разработчика. В первую очередь должны пострадать некрупные уральские разработчики бизнес-софта, поскольку им не хватает ресурсов для борьбы с иностранными и федеральными софтверными компаниями. Алексей Холодарев, директор по развитию бизнеса «Регионального информационного центра»: «Продолжат массово уходить местные разработчики ПО экономического назначения, а это приведет к унификации представленных на нашем рынке программных платформ. Сервисных фирм, которые занимаются обслуживанием и адаптацией остающихся систем под нужды конкретного предприятия, станет только больше». В целом взаимосвязь ИТ-консалтинга и управленческого консалтинга будет постоянно возрастать вместе с ролью ИТ в бизнесе.
Конкуренция с иностранными компаниями становится все актуальнее для поставщиков ПО. Даже такие, казалось бы, спокойные и поделенные сегменты рынка, как сектор справочно-правовых систем, не смогут избежать новых конкурентных столкновений. Россия привлекательна для иностранных игроков (LexisNexis и Wolters Kluwer), которые активно пытаются занять здесь свои позиции. Алексей Голдобин, генеральный директор компании «Прайм» (регионального информационного центра сети «КонсультантПлюс»): «У мировых лидеров осталось два варианта: либо купить одного из российских производителей правовых систем, либо кого-то из издателей юридической литературы и периодики с целью перевести их издания на компьютерную платформу. Известно, что такие переговоры идут. Чем они закончатся, сказать пока сложно».
На уральском рынке ERP уже активно себя зарекомендовала международная компания Columbus IT, и это только первая ласточка — московские и питерские ИТ-консультанты проявляют к региону все больший интерес.
В сфере системной интеграции темпы роста будут, вероятно, несколько ниже, чем в софте и областях, связанных с программным обеспечением. Алексей Бурдин, коммерческий директор компании «АСП»: «Сегодняшние реалии таковы: бизнес постоянно укрупняется. Казалось бы, в этих условиях должен расти и сегмент обслуживающих отраслей, в частности ИТ. Но если рассмотреть ситуацию более детально, то очевидной станет такая вещь: крупные предприятия выигрывают за счет сокращения издержек, т. е. на одну расчетную единицу продукции ИТ-потребности если и не сокращаются, то остаются неизменными. Рынок в ближайшее время сохранит стабильность». Но задел для роста все равно еще большой. Ильдар Гималтдинов, директор компании «Юнит»: «Степень внедрения ИТ в бизнес, образование, государственное управление недостаточна, и средств на эти цели с каждым годом выделяется все больше. Если ВВП должен за исторически короткий срок вырасти вдвое, то ничего не мешает рынку ИТ вырасти в разы».
Основные надежды интеграторов связаны со всплеском спроса на аутсорсинг. По отчетам IDC, в 2006 г. доля затрат на оборудование в сегменте ИТ достигла 69%, на услуги — 20%, на программное обеспечение — 11%. По мнению Елены Семеновской, аналитика компании IDC, в 2007 г. значительных изменений мы не увидим. Пока доля ИТ-услуг растет не очень высокими темпами, по прогнозам, даже в 2010 г. доля оборудования на ИТ-рынке составит около 60%. Как отмечает IDC, доля оборудования на американском ИТ-рынке — всего 31%. Константин Суслов, директор группы компаний «ХОСТ», считает, что следующий виток роста рынка будет связан с масштабным развитием аутсорсинговых дата-центров и передачей ИТ-инфраструктуры специализированным компаниям. Пока направление системной интеграции задает основной рост сегмента ИТ-услуг. Но интеграторы не теряют надежд, и первые аутсорсинговые контракты на Урале уже появились. Г-н Гималтдинов: «Сейчас уровень системного интегратора определяется не строительно-монтажными мощностями, а умением разработать грамотное решение, создать правильный проект и затем обеспечить качественную техническую поддержку, сервис. Вот это и будут самые востребованные услуги, о каких бы видах технологий и услуг ни шла речь».
Практически ни у кого нет сомнений, что рынок веб-строительства как был, так и останется одним из самых динамичных в отрасли. Михаил Кокорев, директор «Бюро интернет-маркетинга «Бонтон»: «Развитие рынка прочно связано с ростом потребления Интернета, предела которому в ближайшие пять лет не видно. Интернет начинает активно интегрироваться с книгами, ТВ, мобильной связью». Поэтому рынок и дальше будет расти практически пропорционально числу пользователей Сети. Меняться будет только его внутренняя структура. Во-первых, как считает г-н Кокорев, ряды лидеров пополнятся несколькими молодыми компаниями, просто потому, что существующие не способны держать за собой весь рынок. Во-вторых, уже сейчас начались процессы расслоения игроков. Заявляют о себе компании, специализирующиеся только на создании сайтов, на интернет-рекламе, поисковой оптимизации.
По словам Марии Несмеевой, заместителя директора по маркетингу компании «МедиаСайт», выделение поисковой оптимизации, продвижения и собственно изготовления сайтов в самостоятельные бизнес-направления — это основная рыночная тенденция. Далее, как прогнозирует Михаил Кокорев, будут обособляться команды программистов, занятые в солидных проектах, и фирмы, создающие обычные сайты: «Екатеринбургские инвесторы уже готовы вкладываться сразу в крупные проекты. Никому не интересно выходить на рынок по-тихому, поэтому стартапы становятся заметнее и требуют все больше трудовых ресурсов».
С распространением стандартного ПО для корпоративного сайта (например, Bitrix) обычные веб-студии уже не так сильно нуждаются в высококлассных специалистах. Однако, как считает Леонид Волков*, заместитель генерального директора компании «СКБ Контур», вся нынешняя активность инвесторов сильно напоминает шумиху с «дот-комами», что в результате оказалось мыльным пузырем: «Да, сейчас сервисы куда интереснее, технологии более продвинутые, бизнес-планы еще продуманнее. Но отсутствует главное — умение зарабатывать деньги. Ведь реальный рынок растет не так быстро! Мой прогноз: следующий взрыв пузыря, как и прежний, сметет тех, кто так и не сможет продавать новое, что-то, кроме рекламы. Кто научится собирать деньги за реальные онлайновые сервисы, кто сосредоточит в интернет-продуктах новую добавленную стоимость, тот и выживет. А остальные... Что ж, они вернутся в гаражи и будут придумывать Web 3.0. И это тоже очень интересно».
* - выполняет функции иностранного агента