Лариса Селянина основатель Дома трикотажа Ларисы Селяниной Модный бизнес один из немногих, где сильна преемственность. В Европе для продолжения детьми твоего дела есть культура наследования и веде
Лариса Селянина основатель Дома трикотажа Ларисы Селяниной
Модный бизнес один из немногих, где сильна преемственность. В Европе для продолжения детьми твоего дела есть культура наследования и ведения семейного бизнеса. В нашей стране такой практики нет. Опыт моей семьи убедил меня в том, что только сами дети могут принять решение, продолжать им начатое родителями, надо ли им это или нет. А условие для такого решения одно: нужно давать детям возможность поработать в вашем бизнесе.
Моя дочь мечтала поступить в театральный институт. Училась в 13-й школе, была звездой театра, где все постановки шли на английском языке. Мы с мужем поддерживали ее увлечение, но, когда настала пора выбирать вуз, настойчиво посоветовали ей пойти в Архитектурную академию, потому что все в нашей семье получили образование там. И Аня поступила на факультет дизайна одежды. Отучившись, она продолжила образование в Москве — по профилю моделирования уже именно трикотажной одежды. Я была рада, что дочь идет по моему пути. Столичный вуз Аня окончила с отличием, но в мой бизнес не вернулась — стала искать себя в других компаниях. Сначала работала дизайнером в «Экспедиции», занималась производством трикотажных свитеров в Китае, затем перешла в компанию, развивающую бренд «Кира Пластинина». А потом вышла замуж за режиссера Евгения Григорьева. Вместе в Москве они основали компанию «Первое кино», занимаются производством документальных фильмов, ставят пьесы. Театр в конце концов оказался для Ани главным. Но то, что было заложено, все-таки прорвалось. Теперь она художник театра и кино, делает костюмы для актеров.
При этом дочь продолжает быть моим самым главным советчиком. И я знаю, что, если у меня в бизнесе возникнут какие-то проблемы, она приедет и поможет. Но сейчас у меня их нет. Я успешно работаю сама и даю ей шанс развиваться. И я знаю, что это ее собственный выбор, а я лишь помогала сделать его.
Когда дочь еще училась в Архитектурной академии, то выигрывала всевозможные конкурсы по дизайну одежды, и не только потому, что действительно талантлива: у нее был еще и ресурс — мое производство для реализации коллекций. В моем бизнесе она выполняла функции директора по развитию. Работать бок о бок с дочерью было очень непросто. Разговоры о том, кто главный, возникали постоянно. Потому что если я звезда, то она звезда в квадрате. Я признаю, что она амбициознее, продвинутее меня и прекрасно ориентируется в модном бизнесе (сейчас Анна получает еще одно образование в области управления предприятиями индустрии моды). Теперь, когда дочь идет своим путем, у меня нет никаких обид.
Мой муж, который имеет свою крупную архитектурную студию, переживает похожую «драму». Наш сын Илья стал архитектором, как отец, но трудился в семейном бизнесе недолго. Он не захотел жить на папиных заказах и переехал в Сочи. Сейчас Илья проектирует объекты для Олимпиады.
Настаивая на том, чтобы дети развивали наши предприятия, мы подавили бы их личности. Дети не должны нести ответственность за бизнес родителей. Они имеют право на свой выбор. В семье музыканта не все должны становиться музыкантами, в семье врачей — врачами. У меня родители были геологами, у моего мужа — животноводами-селекционерами, и наши родители не пытались нас заставить следовать их выбору. Мы ориентировали своих детей, давали им образование, отправляли на языковые стажировки в Англию и Италию. Это были вложения не для того, чтобы они выросли и сидели в Екатеринбурге, напротив, пусть они работают хоть в Москве, хоть в Сочи, хоть в Китае.
Возможно, где-то в глубине души мне хочется, чтобы моя дочь жила рядом со мной на одной лестничной площадке и я могла бы нянчиться с внуками. Но я понимаю, что это невозможно. Для того чтобы твой ребенок стал самодостаточной личностью, надо буквально просить, чтобы он уехал и жил в другом месте, получил иной жизненный опыт.
И не надо этого бояться. Делайте из детей космополитичных граждан планеты! Они должны жить там, где им нравится. Сейчас, когда у них столько возможностей, правильно ли цепляться за то, что уже создано? И правильно ли будет привязать свою дочь к трикотажному производству в Екатеринбурге, когда у меня уже не будет хватать сил его развивать? Меньше всего я хотела бы, чтобы моя дочь занималась этим тяжелым трудом. Пусть у нее будет своя судьба.
Колонка написана специально для «Делового квартала»