Вице-премьер Аркадий Дворкович поддержал идею привлечь Deutche Messe к организации выставки «ИННОПРОМ». Член правления Deutche Messe AG Андреас Грухов рассказал «ДК» о возможном выходе в Екатеринбург.
Отдельное направление по зарубежной деятельности Deutche Messe создавала после ЭКСПО-2000: Всемирная выставка в тот год прошла в Ганновере. На сегодня Deutche Messe вышла далеко за границы Германии: создает сателлитные компании в других странах, экспортирует темы и технологии, проводит совместные мероприятия с иностранными организаторами выставок, а в Китае - даже вложился в строительство выставочного центра. В 2010 г. немецкая компания создала российскую дочку - Deutche Messe Russ, которая от ее имени ежегодно организует несколько мероприятий в Москве, в ВЦ «Крокус-Экспо». Член правления Deutche Messe AG Андреас Грухов отвечает как раз за международную деятельность компании:
– Я с 2005 г. возглавляю направление зарубежной деятельности Deutche Messe. Мне подчиняются все ее дочерние компании за рубежом, а также руководители представительств Deutche Messe, расположенных в 65 странах – эти офисы привлекают экспонентов на наши выставки в Ганновере.
Получается, Deutche Messe как открывает представительства в других странах, так и создает дочерние фирмы. Какая роль у дочек?
– Если обобщать, дочерние структуры занимаются организацией выставок вне Германии. В тех странах, на тех рынках, которые представляют для нас стратегический интерес. За последние четыре года мы создали целый ряд таких компаний. И пытаемся экспортировать наши темы. Как, например, тему Hannover Messe – она охватывает машиностроение, технику, автоматизацию производства. По типу ганноверской мы проводим выставки в нескольких странах. То же самое происходит с другими нашими брендами: выставкой ковров и напольных покрытий Domotex, c CeBIT, посвященной информационным технологиям и телекоммуникациям, с Ligna – крупнейшей выставкой по деревообработке. Эти четыре темы мы развиваем во многих странах мира. Кроме того, вне Германии мы открыли несколько новых выставочных тем, которых у нас не было тут, в Ганновере. Всем этим занимаются дочки. У Deutche Messe более 6 тыс. экспонентов, которые приезжают в Ганновер каждый год. Эти компании с удовольствием под нашей эгидой выйдут в любую точку земного шара.
Компания Deutche Messe Russ появилась совсем недавно. Сперва вы вышли на рынки Азии. Почему так?
– Мы действительно в 2000-х сфокусировались на отдельных странах, в первую очередь, Китае и Турции. Но мы анализировали каждую потенциально интересную страну. И нам с самого начала было ясно, что Россия – очень важный рынок. В первую очередь, конечно, мы пришли в Москву. Понятно, почему. Москва – важный центр, столица, там находятся штаб-квартиры многих фирм – как европейских, так и российских. В Москве принимаются решения, поэтому было понятно, где нам проводить первые российские выставки.
Мы решили, что наилучший путь для выхода в Москву – это кооперация с компаниями, которые уже имеют опыт работы на местном рынке. На тот момент у нас еще не было дочерней фирмы, поэтому мы заключили договор с одной из компаний, и вот проводим мероприятия вместе.
Deutche Messe интересует кооперация именно с европейскими организаторами выставок?
– Это не так важно. Мы открыты для любой формы сотрудничества, и партнерство, достигнутое с одной компанией в той или иной стране, не значит, что мы теперь только с этим партнером будем работать. Поэтому могут быть и русские фирмы, и зарубежные. Так, в Москве мы работаем с английской фирмой. У нее там открыт офис, есть опыт аренды выставочных площадей, опыт по бухгалтерским вопросам, по целому ряду других вещей, которые мы из Ганновера не могли сделать сами. Два года назад мы с ними впервые провели в Москве международную торговую выставку ITMF. В этом – уже в третий раз. И по четырем основным темам, о которых я говорил: приводной техники, автоматизации производства, обработки поверхностей и логистике – Deutche Messe Russ будет работать с этой компанией. Если же мы с новой темой решим выходить в Москву и в Россию (в Москву – это я собирательно говорю), то в каждом конкретном случае будем решать, делать ли выставку с партнерами. И если да, то с кем.
А самостоятельная организация выставок в России, от имени Deutche Messe, возможна?
– Да. Следующий проект, например, у нас будет в Москве самостоятельный – это Domotex Russia, выставка напольных покрытий. Ее проводит Deutche Messe Russ, она проходит полностью под нашей эгидой. Но это не означает, что мы всегда будем проводить выставки только в Москве. Поскольку территория России велика, мы думаем развиваться и в регионах.
Осторожность не помешает
С подачи экс-губернатора Александра Мишарина в 2010 г. в Екатеринбурге прошла первая выставка «ИННОПРОМ», которую объявили главным смотром инноваций. В 2011 г. ко второй выставке в городе построили выставочный центр. Организаторов «ИННОПРОМа» интересовали ноу-хау, позволяющие приблизить промышленную экспозицию к мировому уровню. Поэтому региональные власти надеялись на сотрудничество с Deutche Messe: в основном речь шла про частичную передачу управления комплексом и привлечение участников. Михаил Максимов, на тот момент – министр инвестиций и развития региона, добавлял: рассматриваются все варианты – вплоть до вхождения Deutche Messe в капитал экспоцентра (см. «ДК» №25 (788) от 11.07.2011 г.).
Впоследствии, как выяснил «ДК», оператор екатеринбургской выставки, ГК Formika, подписал с Deutche Messe предварительное письмо о намерениях. Стороны обозначили, что после того, как с Formika заключат постоянный договор на управление экспоцентром, она пригласит немецкую компанию в качестве партнера. Но переговоры еще продолжаются: многое изменилось. Правда, новый глава области Евгений Куйвашев после, как он сам выразился, некоторых сомнений, решил, что «ИННОПРОМ» должен продолжаться. И не стал менять оператора выставки 2012 г. Но только по ее итогам прояснится, кто станет управлять екатеринбургским выставочным центром в перспективе ближайших трех лет. Так или иначе, с 2010 г. правление Deutche Messe в курсе всех основных событий и в выставочной деятельности Екатеринбурга, и в региональной политике. Андреас Грухов считает, что и сегодня возможность партнерства остается.
Насколько реально партнерство?
– Начну издалека. Мы всегда очень серьезно анализируем итоги наших выставок, потребности целевых групп посетителей. И понимаем сильные и слабые стороны. У Deutche Messe очень сильная тема машиностроения. Поэтому да, в первую очередь нас интересуют промышленные регионы. И мы считаем, что Екатеринбург вполне может стать подходящим городом для проведения наших выставок.
Поймите правильно, мы бы хотели и в других регионах проводить выставки. Но проблема в том, что во многих крупных российских городах нет площадок. В Екатеринбурге – прекрасная новая выставочная площадка. Город по структуре промышленности подходит к нашим темам, поэтому тут многое говорит за то, чтобы мы к вам пришли.
А вы видели этот выставочный комплекс?
– Я не был у вас в городе сам. Но видел много фотографий выставочного комплекса. Наши экспоненты, участники Hannover Messe, выезжали в Екатеринбург на «ИННОПРОМ» самостоятельно. Генеральный директор Deutche Messe Russ Андрей Гросс приезжал, и у него очень хорошие впечатления.
Deutche Messe рассматривает возможность войти в капитал екатеринбургского экспоцентра?
– Когда мы работаем на территории выставочных комплексов в других странах, идея заключается в том, чтобы именно проводить выставки. Только один раз мы вошли капиталом в строительство выставочного комплекса. Это было в Шанхае, еще до того, как там прошла ЭКСПО-2010. Тогда Китай был для нас приоритетным рынком, но там не было экспоцентра, который отвечал бы нашим интересам. Соглашение с шанхайской стороной наша компания подписала в 90-е годы, в 2001 г. комплекс уже работал. Мы остаемся совладельцами зданий – железа, бетона и всего другого. Но это единственный пример, после которого мы приняли решение больше не входить в число собственников иностранных ВЦ. А только продвигать выставочные ноу-хау Deutche Messe, вкладывая их в организацию и проведение совместных с партнерами мероприятий. Так что в Екатеринбурге вопрос о вхождении в капитал ВЦ не стоит.
Эта возможность отвергается для любого рынка, не только для России? И какая тогда форма партнерства возможна в Екатеринбурге?
– Что касается инфраструктуры и строительства, инвестировать мы больше нигде не будем. Это решено однозначно. А вот как оператор выставочного комплекса прийти можем. Представители Deutche Messe действительно много общались и с прежним губернатором Александром Мишариным, и с компанией Formika, которая сейчас занимается организацией основной для Екатеринбурга выставки «ИННОПРОМ». И конкретно с Максимом Зверковым, ее президентом, разговаривали. Впечатление осталось хорошее, и оператор нам понравился, поэтому будем продолжать контакты. Но до решений еще далеко.
Такая осторожность связана со сменой власти в нашем регионе, и с тем, что за выставочным центром до сих пор не закреплен собственник?
– Выбор региона – в принципе неспешный процесс: мы и в случае с выходом в Москву довольно долго оценивали обстановку. Безусловно, мы внимательно следим за происходящим в Екатеринбурге. И никто не будет торопиться, чтобы не наломать дров. Ведь главное – в том, что Deutche Messe известна как компания, которая гарантирует своим экспонентам максимальное качество. Если мы выводим клиентов, привыкших к выставкам в Ганновере, в Россию, то должны им обеспечить соответствующий уровень сервиса. Екатеринбург и промышленная Свердловская область, очень подходят нам по темам, по расположению в центре России, нам нравится, что в вашем городе построен ВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО», мы познакомились с компанией Formika – эти факторы говорят, что сотрудничество возможно. Но с определенностью говорить об этом рано.
Вам нужно понимать, что Deutche Messe поступает очень много запросов со всего мира. Мы можем позволить себе выбирать самый оптимальный вариант, куда идти и вкладывать свои ноу-хау. И помимо Екатеринбурга, мы смотрим варианты по всей России. Как я говорил, у нас два возможных направления работы. Первое – войти в кооперацию с оператором того или иного ВЦ, и помогать продвигать выставки. Другое – проводить собственные выставки, которые нам интересны.
В отличие от Ганновера, наш регион решил развивать выставочную деятельность пару лет назад. И только в этом году стали обсуждать присвоение «ИННОПРОМу» статуса основной промышленной выставки России. По-вашему, в этих амбициях вообще есть смысл? Ведь предприятия, заинтересованные в выставках, прекрасно ездят в Ганновер.
– Скажу без ложной скромности. Тот уровень, который существует на выставках в Германии, в Ганновере – это абсолютный топ-уровень выставочных тем. Но по всему миру есть спрос на большое количество национальных и региональных выставок. Любая выставочная компания должна изучить этот рынок. Если она сочтет, что ее экспонентам важен этот регион или эта тема, что они туда поедут, то можно браться. За Уральский регион – в том числе. Главное, чтобы была покупательная способность и спрос на выставляемые виды промышленной продукции. Тогда любую выставку можно поднять с нуля.