Меню

Дэвид Армитт: Каждый сам устанавливает себе рамки в карьере

Окончил Университет в Шотландии, факультет коммерции и бизнеса. Выбрал для себя сферу розницы. Работает в IKEA почти 15 лет. Начинал менеджером небольшого демонстрационного зала в Лондоне, потом ст

Окончил Университет в Шотландии, факультет коммерции и бизнеса. Выбрал для себя сферу розницы. Работает в IKEA почти 15 лет. Начинал менеджером небольшого демонстрационного зала в Лондоне, потом стал ответственным за целый магазин и уже через пять лет возглавил магазин в Гонконге, потом в Англии, Голландии и, наконец, в России.

Дэвид Армитт
директор IKEA-Екатеринбург

Я сделал то, что хотел: получил возможность путешествовать и быстро вырос по карьерной лестнице. Собственно, из-за последнего выбрал розничные продажи, это, конечно, – новый опыт для 23-летнего человека. После окончания Университета – я учился на менеджера по управлению розничным предприятием на факультете «коммерция и бизнес» в городе Данди, Шотландия, – буквально через неделю стал работать в мебельной компании Habitat в Лондоне. Это представительная и дорогая мебель. Я проработал там три года. За это время у меня появился интерес к мебельной отрасли. В 1992 году в Лондоне открывали IKEA. Шло много рекламы и шумихи по этому поводу, и я решил пойти и взглянуть. Помню, в только что открывшемся магазине меня сразу удивила обстановка и своеобразный корпоративный дух. Я заполнил резюме, связался с менеджерами IKEA и буквально слился с этой командой.

Я начинал с обычного менеджера. Был ответственным за демонстрационный зал в одном из трех магазинов IKEA в Лондоне в течение пяти лет. Для Англии такой срок – норма. Потом меня перевели в более крупные подразделения IKEA в Лондоне, и следующей ступенькой в моей карьере была бы работа в магазине где-нибудь за рубежом. IKEA поддерживает инициативы тех, кто трудится в этой компании, работать в других странах и культурах. В 1995 году была открыта вакансия в IKEA в Китае, я обсудил это с женой, и мы оба согласились, что это будет хорошим и многообещающим шагом по карьерной лестнице. Я связался с менеджерами в Китае, но, к сожалению, опоздал – вакансию закрыли. Мне предложили должность такого же уровня – руководитель проекта продажи мебели в Гонконге. Я проработал там около двух лет, с 1997 по 1999 года, это была просто фантастика, невероятная культура! IKEA в Гонконге была на рынке уже 20 лет, сильный и узнаваемый бренд с мировым именем. Моя задача как менеджера состояла в разработке концепции открытия нового магазина на материке. За это время у меня сложилось четкое представление о системе менеджмента IKEA, увеличилась сфера ответственности, я получил больше практического опыта. Для меня опыт работы за рубежом был мощным толчком к дальнейшему личностному и профессиональному росту. Я приспособился работать в отличных от Англии условиях – другая культура, город, «который никогда не спит». Также это была новая сфера ответственности – не только за весь магазин, но и за рекламу, маркетинговую политику, обучение менеджеров, тренинги. Но я вернулся в Лондон. Главная причина – семья, я был там один. Тосковал по дому даже сильнее, чем сейчас.

В Англии работал в головном офисе. Но опять долго не сидел на месте. Только в таких перемещениях можно быстро продвинуться по карьерной лестнице. В 2001 году я переехал в Голландию, где работал в подразделении по поставкам продукции в магазины IKEA по всему миру. Мне повезло – я побывал в Саудовской Аравии, Гонконге, Тайване, США, Австралии, Исландии, Турции, Румынии, Финляндии, много путешествовал за два года. Это позволило мне прочувствовать «настоящую IKEA». В Англии мой предыдущий опыт работы в розничных продажах предусматривал строгое правило и формальности – галстук и пиджак, обращение только «мистер Дэвид». В IKEA я попал в более расслабленную и неформальную обстановку, для меня это более комфортно. Мои коллеги здесь, в России, называют меня Дэвид, я обращаюсь к ним по имени, я думаю, так лучше. У всей команды одна униформа: от директора до продавца, все на одном неформальном уровне. Конечно, успех и дальнейший рост зависят от того, как мы адаптируем корпоративные ценности на местных рынках, и учет местных особенностей очень важен для успеха в будущем. Хотя бизнес есть бизнес, и его модели очень похожи и в России, и в Англии: общие цели, общие правила, общие амбиции. Моя команда менеджеров в Екатеринбурге действует по одинаковым параметрам, как и мои коллеги в Англии, Швеции или других странах, мы работаем в одном стиле. Пожалуй, отличительной чертой российского бизнеса я бы назвал его прямоту,  это часть российской культуры.

Карьера для меня – это важно, но и семья – одна из главных ценностей. Для меня они в одном ряду. Я ставлю перед собой цель работать и добиваться успеха, работать над собой, спрашивать себя – что ты еще можешь предложить компании? Баланс «семья-работа» не должен перевешивать ни в одну, ни в другую сторону. Когда мне предложили переехать в Екатеринбург, я обсуждал это с женой. Я не мог сказать – «я еду, и все тут». Мы вместе 22 года, и жена – это мой партнер. Мы обсуждаем свою работу, ожидания от карьерного роста. Когда я получил предложение о работе в Екатеринбурге, мы приехали сюда. Представляете, февраль, 30 градусов ниже нуля, но все равно мы прогулялись по городу и съездили на место строительства магазина IKEA. Это было здорово. Сейчас моя жена часто приезжает ко мне, особенно когда у нее отпуск. Я очень хотел приехать в Екатеринбург. За  последние три года у меня была уникальная возможность работать по всему миру, развиваться самостоятельно, быть более открытым для других культур и бизнес-идей. Решение о переезде в Екатеринбург не было легким для меня. Я знал, что, оставаясь в рамках компании, я буду – если можно так выразиться – защищенным, я продолжу работать в IKEA и расти.

Я никогда не мечтал основать свой собственный бизнес. Говоря откровенно – мне нравится IKEA, мне нравится быть в рамках корпоративной культуры IKEA. Это дает мне большие возможности и больше свободы, мои цели, амбиции в рамках компании устраивают меня. Я могу с уверенностью сказать, что я счастлив. Я хочу остаться в компании, предложить что-то большее, что-то новое. И если мой опыт и знания будут востребованы внутри компании – я останусь. Для меня важны не только деньги, важна работа, семья, это непередаваемое чувство наслаждения от работы. Пока я вношу свой вклад, я расту как личность и как менеджер. У каждого из нас есть свои цели, мечты, стремления, каждый хочет продвигаться вперед и получить признание, нести ответственность. IKEA вписала это в корпоративную культуру еще много лет назад. И мы поощряем эти устремления в бизнесе. Одна важная черта: рамки, в которых действует каждый работник, могут быть такими, какими он сам их установит. И это подтверждает мой опыт. В твоем деле и твоем личном развитии не могут быть установлены ограничения. Ты можешь отодвинуть границы настолько, насколько сам посчитаешь нужным. Я показываю этим личный пример своим менеджерам. Я даю им возможность развиваться; менеджер, стоящий выше меня, несет ответственность за мой рост и мою зону ответственности в компании.