Основатель международного движения любителей мастерить Дейл Доэрти убежден, что корпорации больше не способны к инновациям. Это дело самоучек, которые в своих гаражах двигают прогресс вперед.
Родившийся в 1955 году Дейл Доэрти вместе с Тимом О'Рейли основали американский медиахолдинг O'Reilly Media, который издает книги и журналы о науке и технике и предоставляет образовательные услуги. Доэрти известен как один из пионеров интернета. В 1993 году он создал в сети первый прообраз поисковой системы — Global Network Navigator, который стал первым в мире сайтом, зарабатывавшем на интернет-рекламе.
Доэрти — автор термина «Web 2.0»: в начале 2000-х он предсказал, как изменится интернет благодаря росту объемов контента, создаваемого пользователями. С 2005 года издает журнал Make, в котором популяризирует идеи мейкерства. Не так давно Доэрти дал интервью журналу РБК. DK.RU выбрал самое интересное из беседы.
«Мейкерство — это отказ от культуры потребления»
—Когда-то культура потребления вытеснила из нашей жизни очень естественные вещи. Купить стул или шкаф стало легче, чем сделать самому, пообедать в фастфуде — легче, чем самому приготовить еду.
Люди разучились делать вещи своими руками, забыли о том, какое удовлетворение это приносит.
Если мы возьмем историю США и Европы, мы увидим, что не так уж и много в ней делалось из необходимости — большинство изобретений, великих открытий и преобразований совершалось для творческого самовыражения. И сейчас мы возвращаем то, что было мейнстримом до индустриальной эпохи. Ты можешь делать вещи сам — ты обретаешь способности, которые отняла у тебя культура потребления.
О рынках будущего
— Мейкеры часто создают вещи, которых не существует, а значит, и будущие рынки. В этом их сила: они пробуют вещи, которые нравятся им самим, а значит, могут оказаться нужными и другим людям. А компании работают иначе: сперва изучают рынок, чтобы понять, чего на нем нет, потом делают продукт и стараются навязать его потребителю.
Этот продукт предназначен для максимально широкой аудитории, а, значит, он усредненный и безликий. А мейкеры отлично работают с нишами, со штучными вещами, которые могут зацепить небольшие сегменты аудитории.
Например, есть крупные компании, которые делают бионические протезы. Но им в голову не придет сделать для пациента-ребенка стильный протез руки с эмблемой Бэтмена.
«Нам не нужны новые Facebook и Uber»
— Мейкеры решают проблемы, которые корпорации и правительство не могут решить — во многом потому, что в отличие от правительства и корпораций они действительно любят то, чем занимаются. Идеальный сценарий для любого мейкера — зарабатывать на жизнь тем, что он любит делать. Я всем говорю: нам нужны не новые Facebook и Uber c миллиардной капитализацией, а множество мелких компаний, которые создают рабочие места и приносят людям удовлетворение от жизни.
«Во всем мире большие компании давно не занимаются инновациями»
В Японии инновации традиционно исходили от больших компаний вроде Mitsubishi, Panasonic, Sony, и в стране до сих пор много талантливых инженеров, которые в основном заняты в таких компаниях.
Но парадокс в том, что в действительности корпорации перестали быть инновационными еще с середины 1980-х годов. Они не делают великих открытий, не создают по-настоящему революционных устройств и не меняют мир.
Этим занимаются их сотрудники в свободное от работы время. Во всем мире инновационные изобретения создаются маленькими группами энтузиастов. Корпорации могут только вовремя их заметить и купить.
Об офисном труде
— Ребенок моей знакомой спрашивает ее: «Мама, что ты делаешь на работе?» — «Я печатаю на компьютере». — «Это я вижу. Но что ты делаешь?» Люди сами не понимают что. Они хотят видеть результаты своего труда, делиться ими с другими. Отсутствие всего этого — то, что так раздражает в офисном труде.
О российских гениях
— В России я вижу два типа гениев. Одни — это ученые: физики, математики. Другие — это те, кто умеет сделать многое, имея в распоряжении малое. Изобретательность в решении проблем, грамотное использование ресурсов — здесь вам, русским, нет равных. Вы умудрялись развиваться при жестких ограничениях, которые накладывали природа и общество.
Оставить работу роботам?
— В будущем робототехника будет играть огромную роль в промышленном производстве. Но ведь останутся те, кто проектирует роботов, как и те, кто ставит им задачи. В конце концов многие рабочие занимаются сейчас абсолютно скучной рутинной работой вроде конвейерной сборки. Если роботы возьмут ее на себя, им только «спасибо» остается сказать.
Могу с уверенностью сказать, что робототехника вернет производство из Китая обратно на Запад, ведь китайцы не смогут просить зарплаты ниже, чем у роботов.
Об образовании
— Мы не знаем, на что способен наш ребенок и к чему у него лежит душа. Очевидно, что в будущем большинство рабочих мест будет занято специалистами в какой-то технологической области. Но загвоздка в том, что технологии будут развиваться стремительно, и сотрудникам придется по четыре-пять раз за жизнь менять сферу деятельности, чтобы не остаться за бортом. Единственное, чему мы должны научить своего ребенка — быть хорошим учеником и адаптироваться к изменениям быстрее, чем школы меняют свои программы.