Меню

Дэйв Вайсер, Gett: «Каждый предприниматель вынужден выбирать между "хочу" и "боюсь"»

Иллюстрация: http://jewishweek.timesofisrael.com

На пути от команды единомышленников до компании в несколько тысяч человек предприниматель неминуемо трансформируется. Если он этого не сделает, его бизнес будет разрушен.

Так считает Дэйв Вайсер, основатель компании Gett. В начале октября бизнесмен встретился с Оскаром Хартманном (KupiVIP.ru) и в непринужденной обстановке рассказал о том, что мотивировало его к созданию бизнеса и с какими вызовами ему пришлось столкнуться.

Дэйв Вайсер, справка

 
В начале 2000-х основал российский офис компании Comverse, торгующейся на Нью-Йоркской бирже [NASDAQ:CMVT], и стал её CEO, установив рекорд по продажам в $300 млн.
В 2005 году переехал в Сан-Франциско, где провел 5 лет, создавая технологию Loyalize. Компания, впоследствии, была успешно продана. Технология Loyalize используется во время проведения Super Bowl, вручения премий Грэмми и Оскар.
В 2010 году основал компанию Gett (ранее GetTaxi), работающую в 100 городах по всему миру, включая: Екатеринбург, Москву, Санкт-Петербург, Лондон, Нью-Йорк и Тель-Авив.
Gett привлекла инвестиции в размере $640 миллионов, включая $300 миллионов от Группы компаний Volkswagen и $100 миллионов от Сбербанка. Gett была выбрана FORBES одной из наиболее быстрорастущих компаний в мире.
 

— Я хотел бы поговорить о том, как проходит предприниматель путь от маленькой компании в три человека до огромной бизнес-империи. На этом пути человек неминуемо трансформируется, и его функции на каждой ступени развития принципиально разные. Я это понял на своей шкуре.

В 2000-м году, когда я жил в Тель-Авиве и мне было 25 лет, одна американская компания поручила мне работу, к которой я не был готов. Мне надо было выстроить их бизнес в России и принести им сотни миллионов долларов. Моего опыта для этого было недостаточно. Я оправдывался тем, что вкладывался в это дело до изнеможения, спал по несколько часов в сутки.

И вот после полугода такой напряженной работы, я подъехал к офису, и меня бросило в пот: тело пошло на рестарт, а мозг стал абсолютно холодным. Тогда я понял: что больше так работать не могу. Это был очень громкий звоночек о том, что то, что я делал, я делал неправильно, и все надо менять.

Тогда я и понял, что у каждого предпринимателя есть этапы развития, и первый опыт, каким бы он ни был успешным, не гарантирует того, что все задачи тебе по силам. Это надо принять и продолжать учиться.

Каждый раз, сталкиваясь с новыми вызовами, ты думаешь: «Ну сколько можно совершать ошибки? Я же все знаю». Также было, когда мы запускали Gett (а это, на секунду, был третий мой бизнес). Я думал, что больше шишек насобирать невозможно, но нет. Пока мы выстраивали бизнес-процессы, моя роль в компании поменялась три раза, я прошел три ступени развития. Сегодня я понимаю, насколько это все правильно.

Версия меня 2010-го года сгубила бы компанию сегодня, но тогда это был тот человек, который нужен. Потом была версия Дейва 2012-2015 годов и третья  это настоящий я.

Я заставил себя полюбить кризисы, потому что за каждым кризисом скрывалась возможность. Я сравниваю кризис со мчащимся на тебя грузовиком. И каждый раз, когда на меня мчится этот грузовик, мне сначала страшно, но потом я рад, потому что я точно знаю: возможность прячется где-то за этой железной махиной.

Современные предприниматели почему-то помнят всегда либо про что-то хорошее, связанное с бизнесом, либо про что-то ужасное и забывают, что есть путь между этими двумя состояниями, когда напряжение предпринимателя вырастает в разы.

Сегодня у меня не один бизнес, а несколько, они базируются в разных странах. Если спросить меня  есть ли у них какая-то общая концепция или направленность, я скажу «нет». Это совершенно разные компании, которые я начинал строить по одной простой причине: мне хотелось их воплотить.

Первый бизнес я начал в Тель-Авиве, когда был студентом. Как и положено студенту, я хотел купить машину. Это был 97-ой год. Вы помните жизнь в 97-ом? Я вам напомню, не у всех был интернет. Я вставал в пять утра, к моменту, когда в киосках появлялись первые газеты со свежими объявлениями, и искал интересующие меня предложения о машинах.

В один прекрасный момент я понял: неужели все, как и я, вынуждены вставать в пять, чтобы успеть купить несчастную газету с объявлениями.

Мне хотелось собрать все объявления на электронных страницах, сделать единую более удобную систему. Я создал подобие Avito только в 97-м году и в Израиле. Продал эту компанию я в 2000-м году, это были мои первые самостоятельно заработанные на бизнес-проекте деньги.

Сегодня, когда я вижу молодых людей с классной идеей и богатым опытом работы, я их спрашиваю: «Почему ты не делаешь бизнес?» Первые ответы всегда разные, потом человек честно признается: «Боюсь, боюсь критики, боюсь неуспеха» ну и т.д.

И я тоже боялся, когда основывал первую компанию. Просто между «боюсь» и «хочу» сильнее было «хочу». Всегда трудно начать, зная, сколько всего тебе предстоит.