Меню

Дилеры автомарок

Текущий год — рекордный для России по количеству проданных иномарок. В Екатеринбурге ситуация аналогична: столица Урала занимает третье место в стране по динамике развития этого рынка. В городе отк

Текущий год — рекордный для России по количеству проданных иномарок. В Екатеринбурге ситуация аналогична: столица Урала занимает третье место в стране по динамике развития этого рынка. В городе открываются новые автосалоны, реконструируются старые, но очереди на иномарки не становятся короче.

ЭКСПЕРТЫ

Виктор Беляев - директор автосалона «Автобан»

Андрей Кононов - руководитель группы компаний «МС»

Елена Коровина - менеджер по маркетингу и рекламе автоцентра Lucky Motors

Евгения Корякина - директор по маркетингу управляющей компании «Оками»

Олег Михайлов - директор автосалона Subaru

Наталия Нагорнова - директор по маркетингу холдинга «Автоленд»

**********************************************************************************************************************************************

Сколько авто продается в кредит?

 Почему падает доходность дилеров?

 Когда автомобили перестанут быть дефицитом?

 Смогут ли местные дилеры противостоять московским?

*********************************************************************************************************************************************

За девять месяцев 2006 г. в России, по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в РФ, продано 685 тыс. иностранных автомобилей — на 58% больше, чем за три квартала 2005 г. К концу года продажи должны достичь 950 тыс. авто. Как оценивают игроки, в Екатеринбурге в 2006 г. будет приобретено свыше 40 тыс. автомобилей, таким образом, доля столицы Урала составит примерно 5%.

Автокредиты способствуют росту рынка

В 2006 г. суммарная емкость российского авторынка, рассказывает ЕЛЕНА КОРОВИНА, менеджер по маркетингу и рекламе автоцентра Lucky Motors, достигнет $31,5 млрд (на 33,5% больше, чем в 2005 г.) и свыше $20 млрд отводится на покупку новых иномарок (динамика — 55,3%). Средняя стоимость продаваемых иномарок снизилась с $25 тыс. до $20 тыс., по­скольку на рынке появилось множество новых бюджетных моделей.

Сейчас в Екатеринбурге около 70 официальных дилеров иномарок. По этому показателю мы уступаем только Москве и Санкт-Петербургу. За последний год в городе открылось пять новых автосалонов: «Тойота Восток», «Тойота Запад», «Лексус», «Оками Север» и «Рено». ЕВГЕНИЯ КОРЯКИНА, директор по маркетингу управляющей компании «Оками», говорит, что конкуренция между салонами усиливается, так как все чаще клиент может выбрать не только марку автомобиля, но и салон: «И здесь все большую роль играет восприятие потребителем дилера. На первый план выходит уровень обслуживания, известность автоцентра, его репутация, набор сопутствующих услуг». Борьба за клиентов обостряется потому, что особо популярные марки представлены в городе двумя-тремя дилерами. «Количество центров, продающих автомобили одноименных брендов, будет увеличиваться: импортеры заинтересованы в расширении сети», — прогнозирует НАТАЛИЯ НАГОРНОВА, директор по маркетингу холдинга «Автоленд».

Одна из важнейших причин высоких темпов роста рынка — развитие автокредитования, в том числе специальных программ производителей, предлагающих пониженные ставки (от 2 до 5% в валюте). Если в 2005 г., как сообщают аналитики Альфа-Банка, в России по кредитным программам было продано 137 тыс. автомобилей, то в 2006 г. — 213 тыс. (рост на 56%), а к 2008 г. этот показатель увеличится до 380 тыс. авто. По прогнозам, в целом за 2006 г. продажи иномарок в кредит превысят $4 млрд (средний размер кредита — $11 тыс.).

Как подчеркнули участники рынка, в Екатеринбурге в кредит продают от 30 до 50% иномарок. «Розничное кредитование динамично развивается. Однако банковское сообщество сигнализирует о росте числа невозвращенных кредитов, а потому в дальнейшем возможно ужесточение условий», — предупреждает Наталия Нагорнова.

Дефицит автомобилей пока сохранится

Рынок растет быстрыми темпами, а потому импортеры не всегда могут точно спрогнозировать необходимое количество автомобилей (квоты) той или иной марки. ОЛЕГ МИХАЙЛОВ, директор автосалона Subaru, отмечает что нередко это связано с ограниченными возможностями производителей: «Завод Subaru выпускает всего 550 тыс. автомобилей в год, а потому обеспечить динамичный рынок не всегда успевает. Квоты увеличиваются, но все равно медленнее, чем продажи. Но в прин­ципе если человек определился с выбором авто, то он готов подождать».

По оценкам специалистов, порядка 15% клиентов отказываются от покупки из-за длительных сроков ожидания. Именно поэтому импортеры предпринимают нестандартные ходы. С целью сократить дефицит Ford Motor Company, скажем, наладила поставку в Россию Ford Focus европейского производства (притом что завод во Всеволожске уже производит свыше 60 тыс. авто этой марки). К примеру, в Германии Focus стоит существенно дороже, чем в России, однако у нас продается по внутренним ценам. 

Очереди на популярные модели растягиваются на 6-12 месяцев. В основном на рынке существует дефицит бюджетных иномарок. По сути, дилеры распределяют, а не продают автомобили. В премиум-сегменте ситуация иная, так как основная часть машин есть в наличии либо, если требуется эксклюзивная комплектация, поставки идут в течение двух-трех месяцев. Вот почему между салонами в этом сегменте идет более жесткая конкуренция за клиента.

Андрей Кононов, руководитель группы компаний «МС», полагает, что несколько месяцев ожидания автомобиля — обычная практика во всем мире: «Есть квота на год вперед, и взять дополнительные объемы негде. Плюс требуется время на доставку. Если клиенту нужна конкретная модель, то он будет ждать: автомобиль не булка хлеба». Ситуация, считают эксперты, не изменится в ближайшие два-три года, пока не появятся полноценные производственные мощности автоконцернов на территории РФ. За последний год о своих планах создать в России СП или собственные сборочные заводы объявили General Motors, Nissan, Toyota, Volkswagen и несколько китайских производителей. К 2010 г. в нашей стране будет работать 14 полноценных сборочных производств, выпускающих 26 зарубежных моделей.

Через два-три года на рынке появятся московские дилеры

На фоне растущего рынка, как говорят игроки, рентабельность автобизнеса стремительно падает. Скорее всего через пару лет дилеры перестанут зарабатывать на продаже автомобилей: деньги будет приносить только сервис и продажа зап­частей — полагают эксперты. «Рентабельность снижают требования производителей к выполнению стандартов: площади все больше, шоу-румы все помпезнее. Увеличиваются и расходы на содержание зданий, на персонал, на маркетинг, затраты на подарки-дисконты, на совместные с импортером акции по распродаже авто», — объясняет Наталия Нагорнова.

В падении доходности автобизнеса игроки винят и производителей, которые диктуют правила игры для дилеров. «Политика импортеров нацелена на уменьшение маржи и увеличение доли бонусов, но их еще нужно получить (это соответствие корпоративным стандартам, участие в промоакциях)», — рассказывает Андрей Кононов. Стандарты для дилеров ужесточаются, и автоцентры все больше становятся похожи друг на друга. «Несомненно, все эти требования выдвигаются, чтобы повысить узнаваемость автомобильного бренда, и вызваны заботой о клиенте. Дилеры же в этой ситуации вынуждены уделять особое внимание созданию конкурентных отличий, росту лояльности к автосалону. Разрабатываются новые сервисные программы (например, бесплатные предложения о диагностике), клиентские программы, предлагаются новые услуги», — описывает Евгения Корякина.

Как считают некоторые участники рынка, снижение доходности вынудит местных игроков продать свой бизнес московским компаниям. Наталия Нагорнова прогнозирует, что рост рынка замедлится в российской столице, но продолжит развиваться быстрыми темпами в регионах: «Доли продаж Москвы и регионов потихоньку выравниваются. Именно поэтому москвичи обращают внимание на регионы. Уже скоро мы увидим, кто из федералов сыграет на нашем поле».

По мнению Андрея Кононова, приход московских компаний пока сдерживают производители: последние не пускают крупных игроков в регионы, чтобы избежать монополизации сбытовых сетей: «Но продлится это не более двух-трех лет, так как многим местным компаниям не хватит ресурса для расширения бизнеса. Произойдет или объединение местных организаций, или частичное поглощение их федералами». Эти процессы, добавляет г-н Кононов, кое-где уже идут полным ходом: «Просто в Екатеринбурге сильные компании и хороший рынок, позволяющий и выдерживать требования производителя, и обеспечивать доходность акционерам».

Однако не все эксперты согласны с тем, что скоро наш город станет мишенью для интервенции московских продавцов. «Это было возможно три-четыре года назад. В Екатеринбурге успешно работают достаточно серьезные игроки, — комментирует Олег Михайлов. — Я не вижу перспектив для объединения дилеров, поскольку это не принесет финансовых результатов, а потому бессмысленно. Глобализации автомобильного рынка в столице Урала не будет».

В поисках новых клиентов екатеринбургские компании открывают дилерские центры в областных городах. В этом году в Нижнем Тагиле появились салоны «Автоленда» (Ford и Mazda) и «Оками» (Hyundai). ВИКТОР БЕЛЯЕВ, директор автосалона «Автобан», убежден, что тенденция будет усиливаться: «И в областных городах будут открываться дилерские центры. Игроки обязательно пойдут туда. В Европе даже в деревнях открываются салоны. Именно поэтому и у нас появятся автосалоны в городах с населением в 100 тыс. человек».

Игроки авторынка сходятся во мнении, что продажи будут расти сегодняшними темпами до 2010-2012 гг. Об этом говорит и статистика. По данным
ВЦИОМ, сейчас у 34% российских семей есть один автомобиль, а у 3% из них — даже несколько. Рост показателей по сравнению с данными четырехлетней давности — 11 и 1% соответственно. И в дальнейшем этот тренд сохранится. Как сообщают аналитики компании «Рольф», в 2007 г. продажи иномарок значительно превысят объемы продаж отечественных машин, а к 2010 г. доля иномарок перекроет долю российских авто в два раза, достигнув 1,5 млн шт. Эксперты прог­нозируют, что по итогам 2006 г. Россия выйдет на пятое место в Европе и на восьмое — в мире. А к 2010 г., полагают аналитики, российский рынок может оказаться и вовсе на втором месте в Европе после Германии.