Арт-рынок России отличается стабильным ростом, а русские коллекционеры хорошо разбираются в искусстве, констатирует новый директор российского представительства аукционного дома Christie's Гай Визи.
Ему предстоит развить частные продажи и подружить российский арт-рынок с международным.
Британец Гай Визи сменил третий по величине аукционный дом в мире на первый — в июне региональный директор Bonhams на Ближнем Востоке был назначен главой российского представительства Christie’s. Подъем в карьере достаточно серьезный. Пока он лишь входит в курс дела, скромно отмечая: «Продолжу политику, которая была до меня». На самом деле приход г-на Визи совпал с новыми задачами Christie’s в России: аукционный дом счел нужным «повысить эффективность взаимодействия с российскими учреждениями культуры» и «укрепить связи России с международным арт-рынком». Но пожалуй, главное — представительство Christie’s зарегистрировалось как ООО и теперь сможет проводить в России частные продажи. До этого все 18 лет присутствия в нашей стране аукционный дом такой возможности не имел. При этом в мире частные продажи Christie’s составляют 1/6 от общего объема сделок. «У российских коллекционеров появилась возможность приобретать произведения искусства, не дожидаясь аукциона. Допустим, торги, на которых должна быть продана картина Энди Уорхола, состоятся только в октябре, а российский покупатель может приобрести полотно уже сейчас», — объясняет Гай Визи. Частные продажи априори более конфиденциальны, добавляет он, и должны понравиться русским коллекционерам, которые свои пристрастия в искусстве «считают глубоко приватной зоной».
Новый директор будет курировать и образовательную программу аукционного дома в Москве, которая раньше была доступна лишь в Лондоне и Нью-Йорке (подразделение Christie’s Education). Через неделю после назначения г-н Визи прибыл в Екатеринбург для встречи с одним из уральских клиентов и пообщался с корреспондентом «ДК».
Научить и продать
В прошлом году мировая выручка Christie’s составила $5,7 млрд (выручка за первое полугодие 2012 г. — $3,5 млрд). Из них на частных продажах аукционному дому удалось сделать $852 млн, и они продолжают набирать обороты. Так, выручка от частных продаж только за первое полугодие 2012 г. достигла $661,5 млн.
Насколько интересен для Christie’s российский арт-рынок?
— Российский рынок занимает весомую долю в общем объеме продаж. Поэтому нам было интересно начать частные продажи и в России. Это очень востребованный формат. Что явно бросается в глаза, у русских коллекционеров сложный, утонченный вкус, много знания о том, что они собираются покупать, и вообще в области искусства. С ними приятно работать.
Помимо развития частных продаж в приоритете у вас внедрение образовательной программы. Что здесь уже сделано?
— Наша задача — образование специалистов в области арт-рынка. Уже подписано соглашение с Московским государственным университетом им. Ломоносова, где специалисты в сфере искусства, и я сам в том числе, будут читать лекции на темы бизнеса и права в области искусства, обучать азам аукционного дела. Занятия пройдут с октября по декабрь этого года, а в феврале и марте 2013 г. студенты продолжат обучение в Лондоне.
Динамика территориальной экспансии Christie’s впечатляет: к 2012 г. аукционный дом представлен в 32 странах. К чему траты на представительства, учитывая развитие электронной формы торгов?
— Сила человеческих отношений ни с чем не сравнится. Чтобы понимать людей и налаживать с ними связи, нужно быть частью их культуры. Да, онлайн-аукционы — одно из наиболее актуальных направлений нашей деятельности. Некоторые лоты у нас продаются исключительно в Сети. Например, коллекция драгоценностей Элизабет Тейлор была настолько обширна, что часть лотов была выставлена на онлайн-аукцион, результат которого превзошел все ожидания. В августе запущены первые в мире винные онлайн-торги. Но непосредственный контакт важен — необходимо просвещать аудиторию, чтобы она захотела что-то покупать.
Да и запросы, можно предположить, в каждой стране свои. А русский коллекционер по своим взысканиям отличается от коллекционера в Лондоне или Нью-Йорке, например?
— Я бы сказал так: каждый отдельный коллекционер не похож на другого. В России люди собирают совершенно разные вещи, сложно выделить тренды. Все зависит от предпочтений коллекционера, и каждый раз это индивидуальное путешествие: человек может начать с русского искусства и потом переключиться на старых европейских мастеров, либо он может увлекаться импрессионизмом и перейти к современному искусству. Он смотрит на свою коллекцию и на то, что происходит вокруг, и может захотеть как-то изменить ее.
Но если смотреть в целом, у русских растет интерес к зарубежному искусству, и в этом контексте импрессионизм и модерн — одни из самых популярных направлений, плюс современное искусство. В первом полугодии 2012 г. послевоенное и современное искусство принесло Christie’s $921,8 млн (на 30% больше, чем за тот же период 2011 г.).
В России предметы искусства приобретаются чаще с инвестиционными целями или все же для души?
— Одно может не исключать другого. Соблазн инвестировать в искусство велик, потому что многие картины впоследствии серьезно растут в цене. Но главная причина покупок в России — любовь к искусству и желание стать коллекционером.
В других странах иначе?
— За рубежом культура инвестирования более развита, есть специализированные инвестфонды, в Америке например. Но опять же и в США есть люди, которые приобретают картины только с целью коллекционирования.
А мода на все русское за рубежом прошла или сохраняется?
— Коллекционеры русского искусства были и будут всегда и везде.
Поспорить с Вексельбергом
Christie’s довольно долго держал пальму первенства по самой дорогой проданной картине. Но в 2012 г. лидерство захватил аукционный дом Sotheby’s, продав «Крик» Эдварда Мунка за $119,9 млн.
Насколько такие вещи болезненны для аукционных домов? Какие отношения складываются у вас с российским представительством Sotheby’s?
— Что делать, это отношения здорового соревнования. И такие отношения должны быть, чтобы рынок был здоровым, а не монополистическим. Конечно, между нами жесткая конкуренция, но официально мы в хороших отношениях, я общаюсь с Михаилом Каменским, главой российского Sotheby’s. Делить клиентов было бы странно. Специфика нашего бизнеса такова, что один и тот же коллекционер может обратиться в Christie’s, чтобы купить что-то одно, а в Sotheby’s — чтобы купить что-то другое. И это нормально.
"Крик" Эдварда Мунка помог Sotheby's перебить рекорд Christie's по самой дорогой проданной картине.
От чего зависит цена на предмет искусства? Если есть ощущение, что лот будет продаваться не очень хорошо, используете ли какие-то способы повысить интерес: подогреть его слухами, например?
— Мы не каждую картину возьмемся продавать, поэтому такие риски минимизированы. Селекция идет очень жесткая. Мы профессионалы и учитываем все факторы, влияющие на цену: провенанс (происхождение, кому предмет принадлежал раньше), размер, материалы, период, к которому картина принадлежит, и др.
Что больше ценится — музейные экспонаты или с трудом добытые из недр частных коллекций произведения?
— Зависит от конкретной работы.
Хоть у Christie’s хорошая репутация, проблема подделок, я думаю, тревожит многих покупателей. Примеры есть. Виктор Вексельберг публично заявил, что Christie’s в 2005 г. продал его инвестфонду фальшивую картину «Одалиска» (приписывалась Борису Кустодиеву), и предъявил подтверждение экспертов из Третьяковской галереи, Русского музея и ВХНРЦ им. Грабаря. В 2012 г. г-н Вексельберг обратился в Верховный суд Лондона, и после длительных разбирательств британский судья согласился с сомнительной подлинностью картины. Как обычно решаются подобные проблемы?
— Мы крайне серьезно относимся к вопросам подлинности произведений искусства. И если в отношении той или иной работы возникают сомнения, мы не выставляем ее на торги до тех пор, пока не установим все детали авторства и происхождения. Этому процессу уделяется существенное время, и ни один из лотов не выставляется на продажу без подобной проверки. На все работы, продаваемые на Christie’s, распространяется пятилетняя гарантия подлинности, информация о которой публикуется во всех наших каталогах. Перед печатью каждый каталог отсылается в комитет по надзору за похищенными произведениями искусства, что позволяет избежать появления на торгах работ, находящихся в розыске.
Раньше Christie’s предоставлял покупателям картин гарантию на цену, что она будет продана не ниже определенной планки — эстимейта (приблизительная оценка стоимости. — Прим. ред.). Вы от этой практики не отказались?
— Мы ничего не гарантируем, но всегда делаем то, что в наших силах, чтобы установить точную оценочную стоимость.
Сколько у Christie’s постоянных клиентов в России — тех, кто регулярно пользуется услугами аукционного дома? И кто эти люди? Мы уже знаем, что одним из них был Виктор Вексельберг.
— В России у нас много постоянных клиентов, их число растет. Я не буду называть имен. Коллекционирование — это очень личное дело. Картины, которые висят в вашем доме, — это ваш собственный мир. Наши русские клиенты обычно не желают разглашать эту информацию.
Не называя имен, на Урале у Christie’s есть клиенты?
— Да, и одна из причин, по которой я здесь, — мне нужно встретиться и познакомиться с одним из них.
Как вы оцениваете перспективы российского арт-рынка, учитывая нарастающий экономический кризис?
— Российский рынок развивается органично, и пока это стабильное развитие с растущим трендом. Я был приятно удивлен, когда узнал, что в вашем регионе проводятся мероприятия такого статуса, как Индустриальная биеннале современного искусства. Это хороший показатель для Екатеринбурга и в целом свидетельствует о том, что арт-рынок в России проходит здоровый путь развития. У Christie’s в России регулярно появляются новые клиенты, практически без каких-либо усилий с нашей стороны.
То есть механизмов привлечения клиентов, маркетинговых ходов не используете?
— Конечно, мы делаем что-то, чтобы привлечь клиентов. У нас есть целая серия событий на протяжении года: лекции, выставки шедевров и другие предаукционные показы. Например, в апреле мы привозили в Москву 14 работ, общая стоимость которых была больше $60 млн. Это привлекло свыше 4 тыс. посетителей.
Антонина Курносенко
Рекорды Christie`s
Самая дорогая картина в истории Christie`s - «Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев» Пабло Пикассо (1932 г.) продана в мае 2010 г. за $106,5 млн.
Самый дорогой лот 2012 г. – «Оранжевый, красный, желтый» Марка Ротко (1961 г.) продан за $86,8 млн в мае.
Самая дорогая картина в истории русских торгов Christie`s – «Парижское кафе» Ильи Репина (1875 г.) продана за $7 млн в июне 2011 г.
На 16% увеличилось количество покупателей из России и стран СНГ в 2011 г. (по сравнению с 2010 г.)
Источник: данные компании
Гай Визи
Образование:
окончил Сент-Эндрюсский университет, имеет степень магистра истории искусств.
Карьера:
основал в Москве компанию по арт-консалтингу совместно с лондонской фирмой Simon C. Dickinson Ltd;
с 2010 г. возглавлял аукционный дом Bonhams на Ближнем Востоке;
в июне 2012 г. назначен директором Christie’s Россия.
Хобби:
фотография и музыка. Профессионально играет на трубе (учился в Королевской музыкальной академии в Лондоне). Выступал в Royal Festival Hall и соборе Святого Петра в Лондоне, а также в Сиднейском оперном театре. Изучает русский язык в МГУ.