Меню

Дискеты, пейджеры и факсы: кто и сколько сегодня зарабатывает на устаревших технологиях

Казалось бы, весь мир сегодня активно использует «облачные» сервисы, флешки с огромными запасами памяти и тд. Однако оказалось, что и дискеты с факсами еще весьма популярны. И кто-то их даже продает.

Российская академия наук в начале марта обнародовала условия участия в конкурсе на распределение грантов для молодых ученых. В документе прописано одно из требований к заявкам:  они должны быть поданы на дискетах 3,5, а файл создан в программе Word-6. Спустя день пресс-секретарь президиума РАН Сергей Шаракшанэ уточнил, что заявку можно подать и другими способами, в том числе по интернету. Однако дискеты все равно все еще в ходу в научной среде: издания России «Неотложная терапия» и «Кафедра. Стоматологическое образование» принимают публикации именно на этих носителях. В сентябре 2015 года инженер Финн Гундерсен рассказал в своем блоге, что в Норвегии врачи получают информацию о пациентах на флоппи-дисках. При этом Гундерсен высказал предположение, что дело в экономии — это самый дешевый носитель — и сложившихся традициях.

Издание «Секрет фирмы» пишет, кто и как сегодня использует устаревшие носители и несовременные технологии передачи информации, a также кто на этом зарабатывает.

Дискеты

Восьмидюймовые дискеты появились в начале 70-х как инновационная разработка компании IBM. Спустя десять лет компании Philips и Sony выпустили оптический компакт-диск, с этого момента CD и DVD начали вытеснять дискеты с рынка. Диски оказались намного долговечнее дискет, a также универсальнее: дискеты часто застревали в дисководах, размагничивались, а многообразие форматов кодирования делало их нечитаемыми на устройствах разных платформ.

В 1996 году в мире в обращении было примерно 5 млрд дискет. A в 2010 году в Sony, лидере рынка, выпускающем 40% дискет, заявили, что на носитель нет спроса, и прекратили их выпускать. Известно, что продажи компании упали на 74% с 2002 года — в Японии в 2009 году было продано всего 12 млн флоппи-дисков, тогда как в 2002 году — 47 млн штук. После того, как дискеты прекратили выпускать, производители персональных компьютеров убрали из конструкции персональных компьютеров встроенный дисковод для дискет.

В последние 7 лет от выпуска дискет отказались все мировые производители. Купить дискеты сегодня можно на вторичном рынке: они есть на Amazon или eBay, при этом упаковка из десяти дискет стоит около $11.

Если есть спрос, хоть и  малый, то будет и предложение. Так, житель США Том Перкси построил бизнес на дефиците дискет. В 2010 году после объявлений крупных производителей дискет о выпуске последних партий Том выкупил около полумиллиона 5,25-дюймовых дискет и миллион 3,5-дюймовых. Позже предприниматель пожалел, что не купил только 3,5-дюймовые флоппи-диски, так как спрос на них намного выше. За пять лет через интернет-магазин Перкси продал почти все запасы дискет. После этого бизнесмен начал скупать у людей ненужные или использованные флоппи-диски и собрал таким образом еще около 100 000 дискет.

Дискеты у Перкси покупают компании, которые работают на устаревших станках. Так, среди его клиентов есть большой пошивочный цех, в котором работают 500 человек.

«В 90-е были построены сотни тысяч промышленных машин на дискетах», — объясняет Том Перски. Многие компании не смогли по разным причинам модернизировать производство, так что дискеты им требуются и сегодня.

Аудиокассеты

Впервые аудиокассета была представлена компанией Philips в 1963 году. Формат оказался востребованным, так как такие кассеты были недорогими и простыми в использовании. С середины 90-х годов они стали постепенно вытесняться новыми носителями информации — CD- и DVD-дисками. По статистике американской ассоциации звукозаписывающих компаний RIAA в 1990 году в США было продано 442 млн аудиокассет. К 1995 году продажи упали на 38%, составив 272 млн экземпляров. Через пять лет, в 2000 году, продажи сократились еще на 72%, составив 76 млн.

Продажи аудиокассет, сильно сократившись, тем не менее продолжались до середины 10-х годов. Компания CEA подсчитала, что в 2012 году на территории США было реализовано 13 млн аудиокассет. В компании считают, что пленка остается на рынке за счет автолюбителей, в машинах которых стоят старые магнитолы, при этом в том же году в Америке продали 15 000 кассетных магнитол.

Компакт-кассеты оказались востребованы среди небольших музыкальных лейблов. К примеру, американская компания Burger Record за период с 2007 по 2012 год продала порядка 200 000 аудиокассет с музыкой. В 2012 году под лейблом фирмы вышло 200 релизов, каждый тиражом от 250 до 2000 экземпляров.

В России успешным «кассетным» лейблом стала компания Full Of Nothing. Она была основана в 2010 году в Петрозаводске молодыми музыкантами Иваном Афанасьевым и Анной Куц.

Под лейблом Full Of Nothing выпускаются коллективы со всего мира: японские команды Big Love, Sone и Yamaneko, английские Boomkat, Norman, Chemical, американская группа Tomentosa и другие.

«Больше всего заказов из-за границы: Японии, Тайваня, Великобритании плюс чуть-чуть Северной Европы и одиночные заказы из США», — говорит Афанасьев. Впрочем, построить доходный бизнес на устаревшей технологии не получается, Афанасьев говорит, что выручает «смешные деньги» за «смешные продажи». Как правило, тираж одного релиза кассетного лейбла редко превышает 300 копий. При этом стоимость аудиокассеты колеблется в пределах 150–300 рублей.

До 2013 года купить чистые кассеты можно было только на вторичном рынке. Однако три года назад в Санкт-Петербурге открылось производство по выпуску компакт-кассет GoTape. Основатели компании — Максим Иванов и Илья Квасов — приобрели оборудование у разорившегося завода. В Екатеринбурге в 2015 году начал работу кассетный лейбл Lost Tapes.

Кассетные магнитофоны в настоящее время не производятся. Но в магазинах электроники можно встретить проигрыватели, воспроизводящие аудиокассеты и диски одновременно, производит такое оборудование и компания Sony.

Факс

Факсимильный аппарат изобрели в 1843 году, его создал шотландский физик Александр Бейн. Он представлял собой электрический телеграф, способный передавать изображение. В 1924 году компания AT&T создала свой фототелеграф. Несколько десятилетий его использовали в фотожурналистике, а в 1964-м компания Xerox сделала факс, которым пользуются до сих пор — передача изображений стала осуществляться по телефонным линиям.

В 70-е годы прошлого века факс был самой передовой технологией для передачи информации на расстоянии. Сегодня их успешно заменила электронная почта. Компания NPD, изучающая рыночную конъюнктуру, подсчитала, что в 2012 году американцы купили 350 000 факсов, это на 14% меньше, чем в 2011 году. Падение спроса подтверждает статистика компании «Ситилинк». Сейчас ассортимент магазина представлен одним производителем — Panasonic. В 2014 году продажи факсов упали на 50% по сравнению с 2013-м, а в 2015 году — еще на 40%.

«Объем продаж факсов в количественном выражении — всего несколько тысяч штук за год. Но пока будет спрос, факсы останутся в нашем ассортименте», — говорит Павел Комаров, директор по закупкам электронного дискаунтера «Ситилинк».

Производители факсов после падения спроса начали перестраховываться, теперь они выпускают факсимильные аппараты в составе многофункциональных устройств. В частности, так поступил крупный производитель электроники HP. В 2011–2012 годах по всему миру было продано 37 млн таких устройств.

Факсы сегодня активно используют только государственные предприятия и ведомственные учреждения. Это вынуждает связанные с ними компании пользоваться факсимильными аппаратами.

«Мы получаем по факсу официальные запросы на информацию от правоохранительных органов и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков в рамках проведения ими доследственных проверок и оперативно-розыскных мероприятий», — рассказывает Олег Мотовилов, коммерческий директор компании Caravan. При этом в месяц может приходить не больше шести сообщений.

По той же причине факс стоит и в офисе НПО «Родина». По словам Леонида Богуславского, первого заместителя генерального директора компании, большинство ведомств, а также некоторые заводы в РФ до сих пор активно пользуются факсом.

«Но как только они откажутся от них, так сразу от этой практики уйдем и мы», — говорит Богуславский.

Пейджеры

Первая коммерческая версия пейджера появилась в 1956 году, устройство выпустила компания Motorola. Тогда пейджер работал в радиусе 200 метров, количество абонентов составляло 57 человек. Это устройство односторонней связи, позволяющее «тихо» передавать информацию, получило широкое распространение в полиции, армейских подразделениях, больницах и правительственных службах.

Пейджеры в виде часов с миниатюрными дисплеями появились в 80-е годы. Только у этих устройств появилась возможность отправлять сообщения напрямую. По данным Motorola, в 1992 году общее количество пейджеров в мире составляло 30 млн штук. Устройством пользовалось 6% населения США и 17% жителей Сингапура. Особую популярность пейджеры приобрели в бизнес-среде. В 1995 году в России 80% передаваемых сообщений носили деловой характер, 17–18% — личный, еще 2–3% приходилось на назначения свиданий и поздравления.

Пейджеры быстро вытеснили сотовые телефоны, в том числе за счет наличия функции СМС. Позже биперы вернулись в больницы и пожарные службы. Компания CEA подсчитала, что в 2012 году в США было куплено 10 000 пейджеров на общую сумму в $7 млн.

На данный момент пейджеры выпускает французская компания TPL Systèmes, а также канадские фирмы — Rogers, PageNet и Bell. Их основные потребители — экстренные службы.

Фотопленка

Пленка начала терять популярность в середине нулевых, когда цифровые фотоаппараты стали доступны по цене. Очень быстро производители пленки стали от нее отказываться. В 2006 году сразу три компании сообщили о приостановлении производства традиционных фотоаппаратов — Canon, Nikon и Konica Minolta Holdings. Компания Canon пришла к подобному решению после анализа продаж — годом ранее, в 2005-м, ей удалось продать 64,8 млн цифровых камер и только 5,4 млн пленочных. В 2012 году производство традиционных фотоаппаратов прекратил Kodak, после чего сфокусировался на производстве кинопленки. Сейчас компания работает по 6 контрактам с крупными киностудиями.

Несмотря на развитие цифровых технологий, аналоговые фотоаппараты до сих пор пользуются популярностью в узких кругах. Согласно наблюдениям английского магазина West End Cameras, специализирующегося на фототоварах, чтобы продать 100 кассет с фотопленкой в 2005 году, требовался месяц или полтора, в 2015 году для этого достаточно двух дней. По данным компании NPD, в 2012 году в США было куплено 35 млн кассет с фотопленкой.

В России фотопленку производит компания Foqus в Санкт-Петербурге. Помимо создания пленочных кассет она оказывает услуги проявки, ремонта традиционных фотокамер, а также предлагает начинающим фотографам обучающие курсы.

Купить аналоговую камеру сегодня можно только на вторичном рынке.

Калькулятор

Создание первого предшественника калькулятора приписывают французскому ученому Блезу Паскалю, он в 1643 году создал арифмометр, который позже претерпел множество изменений. В итоге в 1961 году начался первый массовый выпуск калькуляторов британской фирмы Anita.

Калькуляторы очень долго были популярны, на них производили расчеты в коммерческих и государственных учреждениях и учебных заведениях. Конкурентом для них стали сотовые телефоны с калькулятором в меню, которые появились в нулевые годы.

Однако новый конкурент оказался страшен не всем производителям вычислительной техники. Американская компания Texas Instruments (TI) была основана в 1951 году, она фокусировалась на планомерном распространении своих устройств среди учебных заведений и предлагала вычислительные машинки со сложными функциями, например расчета логарифма. Сегодня в некоторых учебниках США имеются разделы, посвященные использованию устройств TI. Выбранная тактика позволила в 2013–2014 учебном году заполучить 93% американского рынка графических калькуляторов. Другие 7% достались ее конкуренту — фирме Casio. Всего в этот период было продано 1,6 млн устройств, на 5% меньше, чем в прошлый учебный год, когда было реализовано 1,67 млн калькуляторов.

Развивается производство вычислительной техники и в Китае. По прогнозам в 2016 году доходы от производства калькуляторов составят $8,7 млрд. Калькуляторы пользуются популярностью в образовательной среде, так как использовать их на контрольных работах или экзаменах можно, в то время как телефон — под запретом.