Рынок продуктового ритейла Свердловской области замедлил темпы роста. Несмотря на это, его доля составляет теперь почти половину оборота розничной торговли региона.
В рейтинге представлены крупнейшие розничные продовольственные сети, имеющие не менее двух торговых точек в Екатеринбурге. Среди участников рынка — региональные, федеральные и международные компании. На первом этапе сотрудники аналитической группы DK.RU запросили список продуктовых сетей на 1 июля 2014 г. в Комитете по товарному рынку администрации Екатеринбурга. На основании предоставленных данных был определен круг розничных сетей на эту же дату. При помощи экспертов рынка были утверждены показатели для ранжирования. На втором этапе специалисты аналитической группы DK.RU провели анкетирование компаний и изучили информацию, предоставленную на официальных сайтах торговых сетей и данные spark-interfax.ru.
Главным событием для рынка продуктового ритейла России стал введенный с 8 августа запрет ввоза на год сельхозпродукции из США, стран Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии. Возмещать импорт продуктов стран, которые попали под эмбарго, Россия намерена за счет отечественных производителей и других государств-поставщиков. В связи с этим региональные продуктовые сети отмечают рост цен на запрещенные к ввозу товары со стороны альтернативных поставщиков. Региональные игроки также отмечают, что в сложившейся ситуации федеральные операторы находятся в более выгодном положении: средним или мелким местным продуктовым сетям найти новых поставщиков на прежних условиях значительно сложнее.
Согласно данным Росстата, в первом полугодии 2014 г. оборот розничной торговли продовольственных товаров (включая напитки и табачные изделия) составил 202,2 млрд руб. а темп его прироста — 5,8%. Это на 4,8 п. п. ниже среднего показателя темпов прироста оборота за аналогичные периоды 2012 и 2013 гг. При этом доля продритейла в обороте розничной торговли в первом полугодии 2014 г. в Свердловской области увеличилась на 6 п. п. и составляет 48% в сравнении с аналогичными периодами последних двух лет (2012 и 2013 гг.).
Сетевые операторы составляют основу рынка продритейла города. По данным Комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга, в их состав входят 60,5% торговых точек, реализующих продовольственные товары, из них федеральных операторов — 50%, региональных — 42% и международных — 8%.
На протяжении последних пяти лет по объему товарооборота пальму первенства на рынке продуктового ритейла держат региональные операторы — «Кировский» и «Монетка». Локальную торговую сеть «Мегамарт», перешедшую под управление федерального оператора «Дикси», по итогам 2013 г. потеснила на четвертое место федеральная сеть «Магнит».
Доля импортных товаров в структуре товарооборота региональных сетей составляет 20%. Соответственно, доля товаров отечественных производителей, по данным участников ТОП-листа, составляет 80%, и, как отмечают ритейлеры, они стремятся сотрудничать с местными производителями. Среднее количество товаров в ассортименте сетевого оператора торговых точек формата супермаркет — 15 тыс. SKU (единиц наименований товара). Доля товаров Private label (фирменная торговая марка) в ассортименте торговых сетей Екатеринбурга достигает 10-12%.