Меню

«Для них работа, для вас — шок». Как вести себя во время оперативных мероприятий полиции

Иллюстрация: Личный архив

«В случаях, связанных с налогами, полицейские не врываются в масках и с автоматами. Приходят ребята в пиджаках, ничем не хуже ваших топ-менеджеров. И вы начинаете совершать ошибки», — Сергей Прокопив.

Каждую неделю в открытом бизнес-курсе «Остаться в живых» — инструкция для собственников бизнеса о том, как выжить в российских реалиях. Материалы публикуются в рамках совместного проекта Центра taxCOACH и портала DK.RU.

Сегодня — о том, как выявляются налоговые преступления и что делать, если полицейские пришли к вам.

Сергей Прокопив, почетный адвокат России:

— Когда ко мне на консультацию приходят предприниматели, первым делом они выключают телефоны, вытаскивают аккумуляторы и заматывают их в шарф. На это я хочу сказать: не впадайте в паранойю. Прослушивать всех и вся невозможно. В противном случае одна половина России должна была бы постоянно говорить по телефону, а вторая — непрерывно слушать. Да, существуют системы, автоматически подключающиеся к телефонным разговорам, реагируя на ключевые слова вроде «взрыв» или «наркота», которые могут быть сигналом готовящихся преступлений, опасных для общества. Но налоговые преступления в эту категорию не попадают.

Матерые опера дают такой совет: проснулся утром — подойди к зеркалу и спроси: «А кому ты нужен?». Если быстро найдешь ответ, заморачиваться стоит.

Прослушивание телефонных и иных переговоров возможно только по преступлениям средней тяжести и тяжких. Если вас и прослушивают незаконно (без разрешения суда), то использовать такие записи в качестве доказательства невозможно. Это можно принять к сведению — не более того. Хотя и это имеет значение — так в обладании оперативных служб появляется информация, где и что потом искать.

Что такое налоги, сборы и взносы? Это основа экономической безопасности государства. Хотим мы этого или нет, но самый главный возмутитель спокойствия с точки зрения уклонения от уплаты налогов — полиция. Одна из основных целей ее деятельности — предотвращение угроз экономической безопасности страны. Поэтому полицейские проводят постоянную работу по выявлению фактов уклонения от уплаты налогов. Существуют различные инструкции о совместной деятельности с ФСБ, таможней, налоговой, Минфином, Следственным комитетом и прочими организациями. Теперь к ним добавился еще и Росфинмониторинг, который в последнее время взялся за святая святых — адвокатскую тайну.

Под страхом ответственности за пособничество в легализации денежных средств эта организация требует сообщать обо всех случаях, когда адвокатам становится известно, что доверитель совершает сомнительные финансовые операции и уклоняется от уплаты налогов. Адвокатское сообщество с этим активно борется, но в чью сторону склонится чаша весов, пока непонятно. Это бред с точки зрения самой сути адвокатской помощи. Если на адвокатов  возложат обязанность «стучать» на своих доверителей, в этот момент адвокатура как таковая перестанет существовать.

Большинство преступлений выявляется полицией в тесном взаимодействии с ФНС. При формировании планов налоговых проверок учитываются данные, полученные полицейскими при проведении оперативно-розыскной деятельности.

С 7 декабря 2011 г. поводом для возбуждения уголовного дела по статьям 198-199.2 УК РФ могло стать только вступившее в силу решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение правонарушения, сумма недоимки по которому достаточна для возбуждения уголовного дела. При этом материалы проверок, послужившие основанием для вынесения такого решения, налоговый орган должен был направлять в Следственный комитет только в случае, если налогоплательщик не уплатил доначисленные по решению налоги и сборы в течение более двух месяцев с даты истечения срока по соответствующему требованию (п. 3 ст.32 НК РФ).

 

Но такой порядок просуществовал недолго. С конца 2014-го поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях могут стать не только материалы, полученные из налоговых органов, но и данные о готовящемся или совершенном преступлении, полученные из различных источников (в том числе, из СМИ), постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, а также явка с повинной.

Получается, что для принятия решения о возбуждении уголовного дела следователю уже нет нужды дожидаться результатов проверок налоговых органов.

Мало того, это позволяет возбуждать уголовные дела, проводить следственные мероприятия и привлекать к уголовной ответственности за налоговые преступления до 10-летней давности, ведь теперь это не ограничено сроками выездных налоговых проверок, глубина которых не превышает трех лет, предшествующих году, в котором проверка начата. Отсутствие такой связи существенно усложняет, если не исключает, ранее имевшуюся возможность избежать уголовного преследования путем уплаты сумм недоимки, пеней и штрафов по решению налогового органа.

Как налогоплательщик может понять, что его персона кого-то заинтересовала и в его отношении ведется оперативно-розыскная деятельность? Деятельность эта чаще всего негласная и ведется под покровом ночи, поэтому о факте возбуждения оперативно-розыскного дела узнать практически невозможно. Но понять, что в отношении вас или вашей компании проводятся проверочные мероприятия, можно по трем основным признакам.

Во-первых, если вас вдруг вызывают в полицию для дачи пояснений. Во-вторых, в офисе или по месту жительства проводятся такие мероприятия как обследование помещений, участков местности и транспортных средств. В-третьих, вы внезапно получаете письмо-запрос о предоставлении документов в связи с хозяйственной деятельностью. Возможно, проверяют вашего контрагента, но активность правоохранителя вполне может переключиться и на вас, если он поймет, что и у вас не все чисто.

Первое, что сделал бы я на вашем месте при получении трех этих сигналов — позвонил бы адвокату. Никто не лишен конституционного права на пользование квалифицированной юридической помощью. И при проведении опроса или обыска с вами сможет присутствовать только адвокат, а не юрист вашего предприятия с доверенностью (его сразу же попросят удалиться).

На что нужно обратить внимание, если к вам пришли полицейские? Во-первых, на руках у них должно быть постановление либо распоряжение, подписанное руководителем органа полиции. В нем должно быть указано основание для проведения обследования, лицо, в отношении которого оно проводится, место проведения и перечень оперативных работников, которым это поручено. Постановление под расписку объявляется руководителю, главному бухгалтеру, любому иному лицу, являющемуся работником/должностным лицом проверяемой организации.

Представьте: вы спокойно работаете, и к вам внезапно заходят полицейские. Я уже забыл те случаи, когда в случаях, связанных с налогами, они врывались в масках и с автоматами. Приходят ребята интеллигентного вида в пиджаках и галстуках, ничем не хуже ваших топ-менеджеров. Для них это работа, для вас — шок. И вы начинаете совершать ошибки.

Например, распоряжение посмотрели, расписались, но не скопировали. Полицейский делать копию не обязан, это ваша забота. Если скопировать не разрешают, берите ручку и переписывайте дословно (так в случае необходимости у адвоката будет, что обжаловать). Попросите полицейских предъявить удостоверения. Если есть лишние ребята, не указанные в постановлении, пометьте этот факт.

При любом подобном мероприятии составляется протокол с участием понятых. Нужно следить, чтобы понятые присутствовали, а их данные были занесены в протокол, поскольку институт «дежурных» (вымышленных) понятых полностью не исчез. Вам стоит внимательно прочитать протокол и указать все свои замечания. Если места не хватает, не ленитесь и не бойтесь, берите лист бумаги и указывайте все подробно, а в бланке протокола отметьте, что замечания прилагаются на отдельных страницах.

Важным моментом является тот факт, что опрос может быть проведен только с согласия опрашиваемого лица. Никакой ответственности за отказ от дачи (или за дачу ложных) объяснений не предусмотрено. Этим опрос отличается от такого следственного действия, как допрос свидетеля, проводимого уже в ходе расследования уголовного дела.

Меня часто спрашивают, могут ли досматривать личные вещи — сумки, портфели или сейфы. Прямого права рыться в личных вещах, конечно, нет. Но происходит все банально. Видит следователь дамскую сумку и просит показать, что в ней. Если получает отказ, упаковывает ее в мешок, опечатывает и изымает. И потом абсолютно законно осматривает эту сумку с участием вас и понятых у себя в кабинете. Поэтому если там нет ничего страшного, лучше покажите на месте. Это же касается сейфов.

Если откажетесь открыть сейф, в большинстве случаев можете смело рассчитывать на то, что будет вызван специалист с болгаркой. Сейф отпилят и вывезут. Вскрывать его будет следователь у себя в кабинете как «осмотр вещественных доказательств».

Осмотры в жилище могут быть проведены исключительно с санкции суда. Но если вы сами открыли дверь и пригласили полицейских, а такого документа у них не было, вы автоматически дали свое согласие на проведение этого мероприятия. Есть исключения: если у следователя есть основания полагать, что при промедлении доказательства могут быть утрачены безвозвратно. В таком случае все результаты в течение 24 часов предоставляются в суд, и он принимает решении о законности проведенного осмотра.

Результатов у полицейских проверок сразу два: они запускают процедуру контроля со стороны налогового органа, а также могут стать основанием для возбуждения уголовного дела, связанного с уклонением от уплаты налогов.

Ваше счастье в том, что Следственный комитет не спешит возбуждать уголовные дела данной категории. Причина банальна: нехватка кадров по сравнению с органами полиции. Следователь Следственного комитета, получая документы из налоговой или полиции, первым делом ищет основания, как бы отказать в возбуждении уголовного дела. С момента передачи налоговых преступлений в зону ответственности СК количество уголовных дел сократилось в разы.

В целом — тема большая. Есть еще огромное количество нюансов как в отношении оперативно-розыскных мероприятий, так и следственных действий.

В этом коротком материале единственное, что могу еще добавить: с правоохранителями можно и нужно успешно бороться, дабы отстаивать свои права и законные интересы.

Текст подготовила Анна Асташкина, специально для DK.RU