Меню

Дмитрий Буданов перенаправил денежные потоки «Облкоммунэнерго»

Дмитрий Буданов стал гендиректором ГУП СО «Облкоммунэнерго» летом 2012 г. — накануне отопительного сезона. К тому времени предприятие задолжало подрядчикам и поставщикам ресурсов 160 млн руб.

Репутацию антикризисного управляющего Дмитрий Буданов заработал потому, что руководил в основном проблемными предприятиями. ГУП СО «Облкоммунэнерго» — из того же ряда: чтобы навести там порядок, нужны радикальные решения. Когда его приглашали на эту работу, г-н Буданов сомневался, стоит ли. Но потом решил — лучше жалеть о том, что сделано, чем о том, чего не стал делать.

У «Облкоммунэнерго» — огромное поле влияния, по сути, все областные города, исключая Екатеринбург. Почему областной ГУП оказался на грани банкротства?

— В 2011 г. «Облкоммунэнерго» обзавелся большим количеством активов по генерации тепла и по водоснабжению, которые передавали ему другие организации. Старые мощности требовали ремонта, и руководство предприятия начало их реконструировать. Получилось, что запустили большое количество проектов, а денег на это не было. Возможно, прежний директор рассчитывал на дополнительное финансирование из областного бюджета, но его ожидания не оправдались. Кредиторская задолженность росла, и к середине 2012 г. стало очевидным, что такая разбалансировка неминуемо приведет к банкротству.

Ваш предшественник Олег Жабин, когда собирал активы, наверное, договаривался с руководством региона о финансовой поддержке. Но власть сменилась, а новый губернатор решил экономить.

— Только прежний директор может ответить, о чем он договаривался. Но когда я пришел на предприятие, его уже и след простыл. Задавать вопросы было некому. Хотя дело не в этом. Сама идея модернизации правильная. Но ее исполнение вызывает вопросы, потому что системы в действиях не было. Предприятие занималось либо точечным ремонтом котельных и тепловых сетей, либо крупными проектами, где неправильное техническое решение могло свести на нет все усилия. И если эти проекты завершить, работать они не будут.

Есть, например, поселок Баранчинский, который наше предприятие снабжает теплом. Там в 2011 г. начали строить шесть блочно-модульных котельных взамен старой котельной электромеханического завода. Сейчас мы уже все доделали, но работать эти котельные не могут, потому что в поселке открытая система горячего водоснабжения, к которой они не приспособлены. Техническая нестыковка. Нужна еще одна реконструкция, теперь уже — системы водоснабжения. Будем готовить проект, просить деньги. Если все сложится, летом 2014 г. эту работу выполним.

Коммунальные сети в области сильно изношены?

— И в Свердловской области, и в целом по России проблемы примерно одинаковые. Износ основных средств достигает 80%, иногда больше. Зачастую мы пользуемся устаревшими источниками энергии — осталось немало котельных, работающих на мазуте, на нефти и просто на дровах. Нередко мы принимаем на баланс тепловые сети, на которые вообще нет никаких документов, — ищем по деревням пенсионеров, которые там когда-то работали, и ходим вместе с ними, чтобы составить схему. Тогда эти сети можно зарегистрировать и провести инвентаризацию.

Сколько еще проработает наше коммунальное хозяйство, если ничего не менять?

— Думаю, немного. Если ничего не менять, инфраструктура ЖКХ начнет разваливаться. Наступит коллапс. Мы недалеко от него, потому что за последние 20-30 лет государство в эту сферу не вкладывалось. В прошлом году замерз поселок в Туве — это уже первый сигнал о том, что латать скоро будет нечего.

А частные инвестиции? На чем собирается зарабатывать компания «Интертехэлектро» Артема Бикова, подписав соглашение с правительством области на 10 млрд руб.?

— Этот вопрос корректнее задать руководителям «Интертехэлектро». Если же рассуждать отвлеченно, частная компания может вложиться в инфраструктуру ЖКХ. Уже есть сферы, например теплогенерация, к которым инвесторы присматриваются, но механизма возврата этих денег зачастую нет. Представьте: небольшой населенный пункт — 800-1 000 человек. Угольная котельная и сети, к которым подключены частные дома, клуб, школа и административное здание. Если переложить старые сети и поставить эффективную газовую котельную, получится просто социальный проект. Полезный отпуск тепла не будет увеличиваться, потому что люди из таких мест уезжают, количество потребителей падает. Другое дело, если мы говорим о городе, где проживает 50-100 тыс. жителей. Такая же точно котельная, такие же сети, но совершенно другая нагрузка, и уже можно зарабатывать. Частным компаниям придется тщательно выбирать, куда потратить деньги.

Вы уже нашли способ улучшить материальное положение ГУП?

— Мы попытались решить одну из главных проблем в ЖКХ — получить деньги потребителей, которые обычно застревают в управляющих компаниях. С апреля этого года перешли на прямые поставки тепловых ресурсов, исключив управляющие компании из денежной цепочки. И надеемся, что отопительный сезон 2013-14 гг. подтвердит нашу правоту.
Понятно, что предприятие берет на себя несвойственные ему функции: мы напрямую общаемся с потребителем, увеличили штат юристов, несем затраты на работу с дебиторской задолженностью, затраты на работу информационного центра. Сами начисляем плату и собираем деньги. Но выигрыш все перекроет. А с управляющими компаниями, которые тратили деньги по своему усмотрению, разберутся следственные органы.