Государство душит российскую полиграфию Российские печатники должны объединиться и добиться равных конкурентных условий с зарубежной полиграфией. 6, 7 и 8 апреля уральские полиграфисты соберутся на
Государство душит российскую полиграфию
Российские печатники должны объединиться и добиться равных конкурентных условий с зарубежной полиграфией.
6, 7 и 8 апреля уральские полиграфисты соберутся на второй форум в г. Реже, чтобы обсудить тенденции, которые оказывают влияние на развитие отрасли. Например ситуацию с недостаточной рублевой массой, существующей в стране с прошлого лета благодаря усилиям Центробанка. Не исключено, что в ближайшее время правительству придется принимать непопулярные решения. При этом, наряду с действием общих для всех отраслей негативных экономических факторов, у российской полиграфии свои трудности — отрасль поставлена в неравные конкурентные условия с зарубежными типографиями.
Правила игры
Практически вся техника и большинство материалов, используемых в полиграфическом процессе, в России не изготавливаются. Наша целлюлозно-бумажная промышленность остается сырьевым придатком иностранных производителей. Большая часть бумаги и картона — импортная. Налог на материалы составляет от 3 до 15%. Причем для бумаги предусмотрено 15% таможенной пошлины и 18% НДС. Для печатных машин пошлина — около 5% и 18% НДС. Эти налоги наши конкуренты за рубежом не платят — мы изначально остаемся в проигрыше. В то же время отношения со странами дальнего зарубежья регулируются межправительственным Флорентийским соглашением — Россия присоединилась к нему в 1995 г. По условиям этого документа, любые периодические и непериодические издания, за исключением журналов рекламного и порнографического характера, при ввозе на территорию страны не облагаются таможенными пошлинами и НДС.
Козни братьев-славян
В этом не было бы большой беды, поскольку уровень жизни (заработной платы) в европейских странах достаточно высок. Мы можем с ними конкурировать, компенсируя сумму налогов за счет дешевизны рабочей силы и относительно невысоких затрат на энергоносители. Но в странах ближнего зарубежья — это прежде всего прибалтийские государства, Белоруссия и Украина — персоналу типографий платят примерно так же, как в России. На Украине в 2001 г. Верховная Рада приняла закон, освобождающий от налогов полиграфическую и издательскую отрасли, а с 1 января 2004 г. действие льгот продлили до 2009 г. По официальной версии, эти меры поддержат книгоиздателей. Из неофициальных источников стало известно, что закон пролоббировали депутаты, близкие к полиграфическому бизнесу. Как только отрасли дали зеленый свет, на Украине появились мощные издательские холдинги. Сырье и оборудование они ввозят беспошлинно и без уплаты каких-либо налогов на территории страны. Затем, по межправительственным соглашениям, печатная продукция из Украины следует в Россию также без налогов. Сегодня, по моим расчетам, у киевских типографий 30% форы в стоимости заказов. Почему интересы Украины так лоббируются в российском правительстве, остается загадкой. Тем временем наши печатники продолжают терять клиентов — заказы на изготовление полиграфической продукции уходят за рубеж, что не может не сказаться на развитии типографий в России. Во-первых, они вынуждены покупать не новую технику, а подержанную и восстановленную — и в последнее время все больше и больше. Во-вторых, наши печатники недополучают прибыль и участвуют в бесперспективных ценовых войнах. Эксперты компании Heidelberg подсчитали, что в 2003 г. импорт печатной продукции в России ($802 млн) составил половину от внутреннего производства ($1589 млн). Среди десяти крупнейших стран-экспортеров Украина занимает второе место после Финляндии. В 2003 г. она заработала на российских полиграфических заказах $123,9 млн — 15,5% общего объема ввозимой продукции.
Руководство к действию
Сегодня в киевских и харьковских типографиях печатается много заказов из Башкортостана и Челябинской области (из Свердловской области — меньше, но есть тенденция к росту). Я интересовался у крупных издателей, насколько оправдан выпуск журналов за границей, и получил ответ — любую продукцию (журналы, этикетку, упаковку) с некритичными сроками изготовления целесообразнее импортировать. Конкурентной средой российских печатников становится вся мировая полиграфия. В упаковке и этикетке нуждаются, как правило, крупные предприятия, способные самостоятельно разместить заказы за границей, привезти и растаможить продукцию. Для таких изделий фактор времени особого значения не имеет. Поэтому российским типографиям достаются лишь те заказы, которые по тем или иным причинам (небольшие объемы, сжатые сроки исполнения) не попали за рубеж. У этой схемы есть недостатки — размещая за границей крупный заказ, предприятие делает предоплату, замораживая средства. Типографии, находящиеся рядом с потребителем, способны выдавать ту же продукцию небольшими партиями. Если посчитать стоимость доставки и банковский процент на замороженные деньги, можно подобрать такую пропорцию, чтобы экономическая выгода была на нашей стороне. Или — сократить себестоимость за счет интенсификации производства и более четкого управления затратами. В 90-е гг., пока у российских печатников была фора по времени, они оснастили типографии хорошим оборудованием и кое-где научились считать деньги. Обладая этими познаниями, можно конкурировать и по цене. Есть и другие возможности — своей политикой государство толкает печатников на противозаконные действия. Нередко материалы растаможиваются по серым схемам, и вообще, судя по официальной статистике, половина полиграфического бизнеса работает в теневом секторе. Вряд ли мы должны действовать такими методами. Полиграфистам необходимо объединять усилия и защищать свои интересы. Иначе нам достанутся объедки, а основная продукция уйдет за рубеж.