Меню

Дмитрий Страшнов:

Отчаянной погоней TELE2 за «большой сотовой тройкой» в России уже год руководит Дмитрий Страшнов. Новичок в сфере телекоммуникаций, он восемь лет отработал в Philips Consumer Electronics и обладает

Отчаянной погоней TELE2 за «большой сотовой тройкой» в России уже год руководит Дмитрий Страшнов. Новичок в сфере телекоммуникаций, он восемь лет отработал в Philips Consumer Electronics и обладает интересным для шведского сотового оператора опытом наращивания доли зарубежной компании в нашей стране. Новый президент «TELE2 Россия» хочет вывести ее на московский рынок и добиться лицензий 4G.

сотовое будущее— без «голоса»
Несмотря на кризис, абонентов сотовой связи в России становится все больше. В прошлом году количество SIM-карт в стране увеличилось на 19,6 млн и достигло 208,3 млн, подсчитала аналитическая компания AC&M Consulting. И без того плотное проникновение сотовой связи увеличилось на 13,5%— до 143,5%. Во многом этот рост связан с агрессивной региональной экспанией мобильного дискаунтера TELE2.
С корабля на бал
То, что Дмитрий Страшнов — новый человек­ в TELE2, видно с первого взгляда— его идеально сшитый костюм с белым платком в нагрудном кармане смотрится слишком франтовато для топ-менеджера компании-дискаунтера. За первые полгода под его руководством «TELE2 Россия» сделала немало: в 2009 г. затраты на строительство сети увеличены на 45%, оператор вышел еще в несколько регионов, количество абонентов выросло на 39%, операционная выручка— на 21%, а оборот превысил $1 млрд.
В прошлом году масштабный запуск сетей начался, едва вы успели прийти в компанию. Как вы оцениваете первый год работы в TELE2?
— Он был очень тяжелым и интересным, прежде всего потому, что для меня это новая сфера. Пришлось стать «сту­ден­том-­заоч­ни­ком»: совмещать управление компанией с изучением отрасли. Сейчас еще нельзя сказать, что я все освоил, но уже жить полегче. Времени на раскачку у меня не было. Несмотря на трудности, все удалось: мы успели до конца 2009 г. запустить сеть в 18 регионах и составили четкий план дальнейших действий по развитию.
К чему пришлось привыкать на новом месте? Сложно было перейти от продажи премиальных товаров к работе в компании-дискаунтере?
— Разительных отличий я не почувствовал. Постепенно любой премиальный товар становится массовым. Еще пять лет назад LCD-телевизоры казались дорогими и недостижимыми для большинства людей, а сейчас они продаются везде и стоят дешево. Такой же процесс происходит и с мобильной связью. Надо сказать, именно компания TELE2 стала тем драйвером, который снижает стоимость сотовой связи, выводя ее из люксового сегмента в массовый. Сейчас это происходит с «голосом», позднее будет происходить и с мобильным Интернетом.
На своем посту вы сменили американку Донну Корднер. Руководство TELE2 специально подыскивало русского менеджера для работы на локальном рынке?
— Национальная принадлежность не является решающим фактором при назначении управленца. Безусловно, опыт работы в российском бизнесе— это преимущество, но такой опыт может получить любой, кто работал в нашей стране.
Донна— очень грамотный менеджер. TELE2 выходила на российский рынок, купив двенадцать региональных компаний, она сумела интегрировать финансы и технологии этих разрозненных игроков в один холдинг. Сейчас из стадии агрессивного стартапа мы перешли на следующий этап— нужно не только набирать активы и фиксировать их внутри группы, но и проводить более качественное развитие компании. А для этого необходимы другие навыки и опыт.
Как подружиться с регулятором
TELE2 давно заработала репутацию компании, которая работает с небольшим количеством дополнительных сервисов и тарифов. Новинки оператор внедряет позже всех, оценивая популярность ноу-хау среди абонентов других сотовиков и ожидая снижения цен на оборудование. Но в борьбе за мобильный Интернет TELE2 второй быть не хочет. Г-н Страшнов уверен, что в ближайшие 2-3 года с развитием технологии 4G доходы сотовых операторов перетекут из «голоса» в мобильный Интернет. Он прогнозирует, что благодаря развитию LTE все технологии кардинально изменятся, а голосовые услуги будут оказывать через мобильный VoIP.
Достанутся ли шведскому дискаунтеру доходы от 4G, зависит от воли регуляторов. Поэтому приоритетом Дмитрия Страшнова стало выстраивание отношений с Минком­связи и Роскомнадзором. TELE2 удалось не допустить потери 17 GSM-лицензий в феврале 2010 г. Роскомнадзор обвинял оператора в невыполнении условий и требовал аннулировать лицензии, но их удалось отстоять. Зато Минкомсвязи так и не дало TELE2 построить пилотные зоны LTE, а на конкурсе, проведенном ведомством в марте 2010 г., частоты достались структурам «Ростелекома».
Как вы сейчас оцениваете отношения с регулятором?
— Мы участвовали в розыгрыше 40 LTE-ли­цензий, но нам не хотелось бы комментировать результаты. Сам факт нашего участия был важным шагом, «Билайн», например, не участвовал в этом конкурсе. Думаю, наша компания показала заинтересованность в частотах LTE. С прошлого года мы активно выстраиваем диалог с регулятором и четко понимаем, что услышаны. Мы были готовы оперативно организовать пилотные зоны в регионах присутствия, вложив в них до $10 млн,— у нас есть опыт строительства таких сетей в Швеции. Создание пилотных зон так и осталось нашим предложением, но мы все равно видим более взвешенную и прозрачную политику государства. По­казателем того, что наш диалог стал конструктивнее, может служить закрытие судебных исков по лицензиям со стороны регулятора.
Компания вложила в российский рынок уже $2,5 млрд. Как вы оцениваете доходность инвестиций?
— Доходность можно оценивать только по уровню капитализации компании. Мы совсем недавно начали выплачивать дивиденды акционерам, но инвесторы заинтересованы не только в том, чтобы как можно быстрее отбить вложенные деньги. Скорее, наоборот, мы продолжаем вкладывать средства в освоение регионов: расширяем покрытие, улучшаем качество связи. В ближайшие два года только в капитальные затраты, в техническое развитие сети мы инвестируем около $700 млн. Помимо этого будем вкладывать в маркетинг, в подрядчиков. Надеемся, что государство поймет и оценит то, что у нас есть деньги и мы готовы к долгосрочным вложениям— только дайте строить.
TELE2 повоюет за малый бизнес
В прошлом году TELE2 отвоевала 1,5 процентных пункта рынка сотовой связи в России у «большой тройки»— оператор увеличил свою долю с 5,5 до 7%. В «зрелых регионах»— там, где TELE2 работает более трех лет, компания занимает первое-второе место по количеству абонентов. Добиться таких результатов дискаунтеру помогает режим жесткой экономии на всем. Так, на одного сотрудника TELE2 приходится более 4,5 тыс. абонентов (у «большой тройки»— 600-800). По словам г-на Страшнова, в этом году «TELE2 Россия» планирует бороться не только за частных, но и за корпоративных пользователей.
Сейчас корпоративные продажи подключений ведутся не во всех регионах. Развернется ли TELE2 лицом к малому бизнесу?
— Безусловно, будет фокус на b2b. Мы понимаем, что не сможем конкурировать с «большой тройкой» в работе с федеральными компаниями, но будем акцентировать внимание на малом и среднем бизнесе— это огромное поле для работы. И до кризиса, и во время, и после него небольшие компании заинтересованы в том, чтобы расходы на связь были минимальными, при этом они еще более чувствительны к качеству и набору специальных сервисов. Мы уверены, что уже сейчас готовы сделать таким компаниям интересное предложение. В этом сегменте мы также предложим best deal: и цена, и качество, и уровень сервиса будут находиться в оптимальном балансе друг к другу. Кроме того, мы будем придерживаться максимальной прозрачности при ценообразовании: наши тарифы останутся понятными для потребителя, их будет совсем немного— нам важно не запутать клиента, а предложить ему именно максимально востребованные услуги по адекватным ценам. Во многих стратегически важных регионах, например в Новосибирске, в 2010 г. будет запущено направление корпоративных продаж.

Дмитрий Страшнов
Президент компании «TELE2 Россия» Родился в 1967 г.
Образование: 1991 г.— МГТУ им. Баумана; 1999 г.— бизнес-школа INSEAD.
Карьера: 1994-2000гг.— генеральный директор российского подразделения Electrolux Home Appliances (отвечал за продвижение и развитие брендов Electrolux, Zanussi, AEG в России и Белоруссии); 2000-2008гг.— генеральный директор Philips Consumer Electronics в России; 2008-2009гг.— вице-президент и генеральный директор подразделения Consumer LifeStyle в «Philips Россия»; с апреля 2009 г.— директор по операциям «TELE2 Россия»; с июля 2009 г.— президент и CEO «TELE2 Россия».

Как поработала «TELE2 Россия» в 2009 г.
14,5 млн
количество абонентов
31,6 млрд руб.
операционная выручка
9,3 млрд руб.
капитальные затраты
220 минут
среднее время разговора абонента
206 руб.
средний доход с одного абонента

Источник: «TELE2 Россия».