Меню

Дмитрий Головин: «Не можете проехать по городу? Возите в багажнике лопатку!»

«Глупо после выпавшего ночью снега писать утром в фэйсбуке, что «город опять не убирают» и «опять пробки». Да, катаклизмы случаются, зачем биться в истерике?». Колонка Дмитрия Головина для DK.RU.

Дмитрий Головин, депутат Екатеринбургской городской думы

Блогосфера напоминает мне природу с ее естественными природными циклами – в межсезонье пишут про грязь, соревнуются, кто побольнее укусит мэра, да кто обиднее обзовёт город, соединив в одном слове его имя с грязью. Летом блажат про пыль и неработающую ливневку  – правда, уже поменьше, потому как многие в отпусках. Да и какая пыль в последние два дождливых лета? Зимой стенают насчет уборки снега – по мнению диванных критиков, снег убирается отвратительно, тротуары не чистятся, песком не посыпаются, и вообще всё плохо, к тому же – холодно.

Ну, поскольку сейчас зима, предлагаю посмотреть на уборку снега с позиции здравого смысла.

Допустим, в городе выпал снег. И надо его убрать. Тут вступают в силу различные факторы, определяемые внутренним регламентом Управления ЖКХ Екатеринбурга.

С какого количества снега начинается уборка? Сантиметр выпал – убираем? Нет? Ждём, когда выпадет 5 сантиметров? Или 10 см? (Скажу для тех, кто не знает: снег тоже испаряется под солнцем, слеживается – т.е. убывает, так что выпавший сантиметр «пухового» снега никто убирать не будет – само уйдёт или ветром сдует).  Уборка – это как? Расчистить габариты дороги? Или убрать снег и на газонах тоже? Или просто сгрести его на обочину? Или вообще весь убрать с глаз? Всюду – нюансы, в этом регламенте прописанные. Основных требований – четыре: проезжая часть должна быть «в габарите» – не меньше ширины, определяемой ГОСТом, а пешеходные переходы, остановки общественного транспорта и тротуары должны быть очищены.

Теперь: уборка снега – это процесс.

При неограниченном количестве техники город управился бы за один день: выгнали «стопицот» снегоуборочных машин, «стопицот» самосвалов (попутно откуда-то взялось «стопицот» водителей) и быстро все убрали. И все довольны.

Но в городе уборочной техники – 470 единиц (автогрейдеров – 48, универсальных комбинированных дорожно-уборочных машин – 101, снегопогрузчиков лаповых – 27, универсальных тракторов – 47 и проч.). Техника распределяется поровну между районными ДЭУ (дорожно – эксплутационными управлениями). Кстати, замечу важную деталь: собственных самосвалов в Екатеринбурге – всего шесть, ибо эта ложечка только для снегопадов и нужна, а они в нашем городе не так часты. Обычно коммунальные службы обходятся самосвалами, которые предоставляют строители по договорам. Всё равно строительным самосвалам зимой делать почти нечего.

И вот вся эта техника приступает к уборке.

Через некоторое время (один, два, три дня) коммунальщики очищают от снега центральные улицы и выносные магистрали (проспект Космонавтов, Машинную, Московскую и проч.). Затем  переходят к улицам первой категории, с которых тоже вывозят весь снег. На улицах второй категории вывозится 60% снега, на улицах третьей – около 40%. На дорогах четвёртой категории только сгребают на обочину.

Уборка идет в несколько этапов: сначала проходит грейдер, затем бульдозер за два прохода счищает снег с проезжей части и с близлежащего газона, и наконец этот снежный вал ликвидируют снегоуборщики и самосвалы. Чем больше снега, тем дорожникам удобнее. Согласитесь, наполнить кузов самосвала со ста метров улицы куда проще, чем гнать технику три километра.

В любом случае, на уборку мегаполиса уходит 10-15 дней. В идеале, после этого должен быть новый снегопад, чтобы цикл повторился.

Если бы снегопады случались каждые две недели по понедельникам, это облегчило бы участь дорожников. А так у них, как у пожарных – то жалкие крохи подбирают, а то навалит так, что хоть работай сутками – всё равно не успеешь.  

Но природе не больно-то и укажешь. Она может выдать один большой снегопад в декабре и ещё один средний – в конце февраля. Остальное время мощная техника будет стоять, потому что разгребать нечего. Об этом ещё Пушкин писал: «Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе. На третье в ночь…»  Дальше вы помните.

Однако простой машин тоже влетает в копеечку. Технику надо смазывать, прогревать на холостом ходу, проверять давление в шинах, аккумуляторы заряжать, охранять, в конце концов. При этом, как мы понимаем, снегоуборочные машины уже в апреле уходят на покой и восемь месяцев стоят в ожидании снегопадов, устаревая при этом морально и физически.

Другой аспект: техникой управляют люди, которые привыкли питаться каждый день, иногда ездить в отпуск, покупать товары длительного пользования, и вообще от них одни расходы – ежемесячно плати им зарплату. И каждый специалист – весь из себя такой мастер-снегоуборщик «от бога». Чтобы выйти из положения, снегоуборщика пересаживают на поливальную или универсальную дорожную машину на базе колесного трактора при той же зарплате. Опять же – расход городского бюджета.

Кстати, уборка снега во дворах – забота управляющих компаний. Их зона ответственности простирается ровно до дорог общего пользования, а там – уже забота Комитета благоустройства города Екатеринбурга.

Поэтому снежные валы при выезде из дворов – предмет постоянных дискуссий между водителями снегоуборочной техники и управляющими компаниями. Найти компромисс помогают здравый смысл и устойчивые идиоматические выражения. 

Вывод таков: уборка снега, как и вообще жизнь здравомыслящего человека – результат многих компромиссов: между возможностями городского бюджета (количество техники и работников в Управлении благоустройства города), величиной осадков, количеством автомобилей на обочинах дорог, графиком работы и целесообразностью (ведь нет необходимости вылизывать дороги до основания).

И – да, снегопады случаются. Глупо после выпавшего ночью снега писать утром в фэйсбуке, что «город опять не убирают» и «опять пробки». Давайте отличать субъективные факторы от объективных. Не биться в истерике при каждом снегопаде, а понимать, что – да, катаклизмы случаются. И погода бывает суровой. Жизнь из всего этого и состоит – из вызовов и нашей на них реакции. Хорошо бы прежде всего думать. Возить в багажнике зимой лопатку – на всякий случай. Всё ж на Урале живём…

Здравомыслия вам, горожане! 

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5. 

Приложение 6.