Владелец портновской мануфактуры SHISHKIN начал бизнес десять лет назад. Сегодня он обшивает политическую и бизнес-элиту, выполняет заказы на экспорт и готовится запустить сеть собственных магазинов.
Свою портновскую мануфактуру Дмитрий Шишкин открыл в 20 лет, когда учился на третьем курсе Юридической академии в Екатеринбурге. Сегодня ему 30, и в костюмы под брендом SHISHKIN одеваются известные бизнесмены и политики. Его фабрики, выпускающие классические костюмы и спортивную одежду, обшивают российских и зарубежных заказчиков — Fisher, «Газпром», «Зенит». До конца года Дмитрий планирует открыть еще одно крупное производство, а после — запустить сеть магазинов готовой мужской одежды в пяти российских миллионниках. Тогда костюмы «от Шишкина» будут представлены во всех сегментах мужской одежды. Правда, ни в одном из них, как признается Дмитрий, он не испытывает особой конкуренции. Поэтому собирается поискать их за границей.
Как запустить бизнес на третьем курсе вуза
Мастерская в центре города на Горького — первое помещение мануфактуры. На манекенах и вешалках красуются пиджаки и пальто: шелковистая альпака, пиджак из бамбука, роговые и перламутровые пуговицы, разноцветные ленты галстуков. Бизнес Дмитрия Шишкина начинался с пошива одежды на заказ по индивидуальным меркам.
Швейным делом Дмитрий увлекся еще в старших классах школы: признается, что ассортимент одежных магазинов его не устраивал, и он начал шить на себя сам. Первую вещь — пальто с меховой оторочкой — он сшил себе в 9 классе.
После школы Дмитрий прошел по конкурсу сразу в четыре вуза, в том числе, и в УрФУ на факультет искусствоведения и культурологии. Однако родители настояли на том, что «у мужчины первое образование должно быть основательным», и Дмитрий оставил документы в Юридической академии. Впрочем, в аспирантуру он пошел на выбранный изначально факультет и осенью собирается защищать диссертацию по теме «Диалектика эволюции мужского костюма».
На первых курсах института будущий владелец мануфактуры за символическую плату шил вещи однокурсникам и «друзьям друзей», нарабатывая базу и навыки — сначала сам, потом начал размещать заказы в ателье, взяв на себя роль дизайнера и администратора. На третьем курсе Дмитрий скопил средства и отшил дебютную мужскую коллекцию, представил ее на Ural fashion week, и почти сразу после этого открыл свой модный дом с десятью сотрудниками.
На создание коллекции я потратил около 300 тыс. руб., для 2008-го это было немало: женскую коллекцию могли запустить и за 50-70 тысяч. Но я представлял 20 полноценных мужских образов — от сорочек и аксессуаров до верхней одежды, кроме того, мне всегда нравилось работать с хорошими и дорогими тканями и фурнитурой, поэтому вещи дешевыми получиться никак не могли. На открытие модного дома потребовалось еще 700 тыс. руб. — что-то накопил сам, что-то занял. Итого, начальных вложений — около миллиона. Сразу после запуска быстро пошел в гору: мужской одеждой никто не занимался ни тогда, ни сейчас, поэтому конкурентов в этом у меня нет, — рассказывает г-н Шишкин.
В конце 2000-х мануфактура обшивала молодых и подающих надежды специалистов. Костюм тогда стоил 20-30 тыс. руб., и ежемесячно в мастерскую приходили по 500-700 заказчиков. Параллельно Дмитрий по крупицам собирал знания и специалистов в сфере пошива мужского костюма. Это — подчеркивает он — самый сложный вид одежды, ни одно свадебное платье, расшитое тысячами пайеток, не сравнится с ним по сложности исполнения и технологичности.
К сожалению, в 90-е русская школа костюма, которая начала формироваться в Советском Союзе, развалилась. Причем, в прошлое ушли не только «Дома моделей», но и все отрасли, так или иначе связанные с высокой модой — текстильная промышленность, животноводство и растениеводство, которые поставляют шерсть, лен и хлопок, станкостроение — а значит, все, от швейных машин до ножниц, от ткани до ниток, приходится покупать за границей. Но самое главное — ушла система образования, а рабочие профессии оказались дискредитированными. Найти хорошего конструктора или тем более воспитать его самостоятельно очень сложно, хотя это уже, скорее, творческая профессия. Да и зарабатывают они куда больше менеджеров в офисе, — объясняет Дмитрий.
Тем не менее собрать команду, выписывая специалистов со всего постсоветского пространства, ему удалось. Сегодня пошивом на заказ в мануфактуре занимаются около ста человек. Главный конструктор с сорокалетним стажем — Сергей Буланов — когда-то возглавлял Вильнюсский «Дом Моделей», который разрабатывал конструкции изделий для всего Союза.
Пошив костюма — дело не быстрое. Сотня мастеров выдает в месяц не более ста изделий: на костюм, который изготавливается по бесклеевой технологии (никакого дублерина и клея, только полотно из конского и верблюжьего волоса и прокладки из льна и хлопка, приметанные к основной ткани тысячами стежков вручную), требуется 6-7 недель.
Классика для спортсменов
Несмотря на цены, бизнес, основанный на ручной технологии пошива элитной одежды, в лучшем случае работает в ноль. Этот сегмент необходим мануфактуре для поддержания статуса и как площадка для возрождения школы русского костюма. Дмитрий отмечает: за десять лет его компания стала непререкаемым авторитетом в пошиве мужского костюма. Конкуренции в этой сфере у мануфактуры нет, но нет и перспектив по расширению круга заказчиков. Сформировать большой объем спроса и набрать нужное количество специалистов для его удовлетворения, чтобы этот бизнес дорос до масштаба прибыльного, в ближайшем будущем не удастся.
В Европе культура пошива костюма на заказ складывалась даже не десятилетиями — веками. Там в этой сфере трудятся целые города из поколения в поколение. У нас 90% мужчин идут в магазин и покупают плохо сидящий костюм. В лучшем случае пойдут в ателье Made-Тo-Мeasure, где с них снимут мерки, отправят на фабрику и сошьют костюм по стандартным лекалам с подгонкой по фигуре. Но это все равно будет не продукт высокого портновского искусства, а конвейерный костюм, да еще и отшитый не у нас в стране, а в Южной Азии или в Восточной Европе. 95% заказчиков, которые приходят к нам впервые, заказывают стандартные темно-синие или серые костюмы. А это означает, что у современного делового мужчины нет даже приличного базового костюма, не говоря уже о том, что мало кто готов идти на какие-либо эксперименты. Даже в индивидуальном пошиве, даже с нашими возможностями выбора — а в нашей коллекции тканей, которую мы собирали больше 8 лет, более 40 тыс. видов тканей — на эксклюзив, на действительно индивидуальную вещь решаются единицы. Все привычно загоняют себя в рамки
Сегодня мануфактура зарабатывает на фабрике, которая открылась весной прошлого года на ЖБИ и Made-Тo-Мeasure производстве. На них работает более 200 человек, отшивая промышленные партии спортивной одежды и аксессуаров и корпоративные заказы по классическим костюмам. На этот сегмент приходится процентов 80 оборота компании, и именно он приносит основную долю прибыли. Конечно, классический костюм делается уже не вручную, и стоит он 50-70 тыс. руб., но на менее дорогих изделиях, которые изготавливаются партиями, заработать можно. Фабрика ежемесячно отшивает до тысячи классических костюмов и до 40 тыс. спортивных.
Корпоративный заказ начинается от нескольких миллионов рублей, и сшить на заказ хорошие костюмы своим сотрудникам могут позволит себе не так много предприятий. Это госкорпорации, крупные компании — «Газпром», Сбербанк, «Лукойл», «Роснефть», спортивные клубы из высших лиг, состоятельные спортивные федерации. Например, сейчас мы шьем коллекцию классической одежды для «Зенита» — с символикой клуба. Ее будут продавать в фирменных магазинах «Зенита», — рассказывает г-н Шишкин. — В этом сегменте в России у нас тоже нет конкурентов, но и здесь у отечественных заказчиков не сформировалась культура пошива на заказ. Поэтому основная задача наших менеджеров — донести до потенциального заказчика, что такие услуги есть, и почему это выгодно и удобно.
Как не ошибиться на рознице
В этом сегменте ценовая политика будет другой. Готовый костюм будет стоить 35 тыс. руб., рубашка — 3-4 тыс. руб. Как объясняет владелец мануфактуры, «чтобы это мог себе позволить даже потрепанный кризисом средний класс».
Дмитрий признается, что запустить свою коллекцию готовой одежды куда сложнее, чем работать под заказ, даже в такой сложной сфере, как пошив мужского костюма: нужно, чтобы одежда соответствовала системе международной сертификации, необходимо добиться высокого качества при низкой себестоимости, попасть в ожидания аудитории, кроме того — это совершенно другой уровень инвестиций. Для собственного ателье достаточно небольшого помещения и пяти сотрудников; говоря о рознице, Дмитрий называет цифру в 400 млн руб.
Когда дизайнер, о котором вчера еще ничего не знали, внезапно запускает в продажу собственную коллекцию, это — не бизнес, это развлечение, основанное на инвестициях богатого папы или мужа, — объясняет Дмитрий. — Я набирался опыта десять лет на двух производствах, я могу штамповать фабрики «как пирожки», но только сейчас у меня сложилась четкая бизнес-модель и концепция развития бизнеса в сфере ритейла. Когда люди сразу начинают с этого, они ошибаются в 99% случаев: это совершенно другие бизнес-процессы, с иным подходом к маркетингу и потребителю. В этой нише как раз есть конкуренция: прежде всего со стороны западных брендов. Поэтому мы тщательно продумывали все: концепцию и стилистику одежды, позиционирование на рынке и ценовую политику. Над разработкой уникального авторского стиля у меня трудятся целые отделы на протяжении последних нескольких лет.
Дмитрий Шишкин планирует зарабатывать не только на внутреннем рынке, но и выходить на экспорт. По его словам, получать прибыль в неконкурентной и слабой бизнес-среде России «не требует большого ума», а по-настоящему сильным бизнесменом можно считаться, только если твоя продукция пользуется спросом на мировом рынке. И выходить на экспорт со своим товаром он уже начал: производство спортивной одежды сейчас на 30% работает на экспорт, отшивая коллекции для многих международных брендов, например, для австрийской компании Fischer.
Фото, инфографика: Игорь Черепанов, DK.RU; Портновская мануфактура SHISHKIN
Видео: Игорь Черепанов, Екатерина Тарханова