Бывший замредактора журнала «Русский репортер» Дмитрий Соколов-Митрич рассказал, почему он сменил журналистское поприще на предпринимательское и как создал «Лабораторию «Однажды».
Сам Соколов-Митрич называет свою «Лабораторию «Однажды», созданную два года назад, «маленькой ювелирной мастерской по изготовлению историй успеха».
«За год «Лаборатория» достигла оборота в 6 млн рублей и сформировала портфель заказов ещё на 4 млн. Мы придумали и вывели на рынок новый инструмент — story management — и научились его продавать. При этом формально мы по-прежнему ИП. У нас есть команда, но нет ни офиса, ни круглой печати, ни штатных сотрудников», - пишет Дмитрий Соколов-Митрич на сайте интернет-журнала «Секрет фирмы».
Откуда взялась идея
По словам журналиста-предпринимателя, к 40 годам он понял, что не хочет «потратить оставшиеся 20 лет своей активной жизни на то же самое, на что потратил предыдущие 20».
«В этом возрасте для мужчины главным ресурсом становятся не деньги, а время. Мне хотелось найти новую задачу, ради которой стоит жить. Написать еще 300 классных репортажей, которые войдут в учебники, — не то. Да и скучно стало в журналистике. В результате экономических обстоятельств непреодолимой силы наша профессия превратилась в сферу коротких творческих усилий, а теперь меня интересовали усилия длинные».
Первый проект - книга про «Яндекс»
Три года назад Соколову-Митричу предложили написать книгу об истории успеха «Яндекса «- крупнейшей российской IT-компании. Финансированием проекта занялась Российская венчурная компания.
«Я стал изучать открытые источники, взял серию интервью у людей, так или иначе связанных с «Яндексом»: первой школьной учительницы Воложа и Сегаловича, партнёров, инвесторов, экспертов. Леонид Богуславский (ru-Net Ventures), Александр Галицкий (Almaz Capital), Сергей Белоусов (Parallels, Acronis, Runa Capital), Дмитрий Мариничев (RadiusGroup) — каждое новое интервью необратимо меняло мою картину мира…», - рассказывает Соколов-Митрич.
Основатели «Яндекса», прочитав первые главы начатой книги, согласились сотрудничать дальше. Первые 10 000 экземпляров «Яндекс.Книги» вышли в июне 2014 года.
«На моем подарочном экземпляре с отзывами Аркадия Воложа и всех топ-менеджеров компании одна из надписей выглядела так: «Спасибо, что вы нас поняли!» …В результате я понял одну важную вещь. «Яндекс.Книга» оказалась полезна компании не только с точки зрения вечности. Для нее она стала очень эффективным инструментом по управлению бизнесом здесь и сейчас».
Руководители офисов «Яндекса» в разных городах - Москве, Новосибирске, Казани, Минске, Нижнем Новгороде и др. - стали рассказывать: сотрудники, прочитав книгу, становились сплоченной командой единомышленников, а второстепенные работники превращались в лидеров.
«Я сам видел, как у людей загорались глаза, не сговариваясь, они произносили примерно одно и то же: «Я, конечно, знал, что работаю в интересной компании, но даже не представлял, насколько она крутая!» Мне стало понятно, что эти люди больше никогда не будут просто ходить на работу. Они стали частью истории, которую «Яндекс» прожил, а я написал. Они теперь ее персонажи. Они нашли свой локальный, а может, и глобальный смысл жизни. Потому что для большинства людей смысл жизни — это не математически выверенная истина, а та история, которую ты готов прожить».
Свое творение Соколов-Митрич назвал story management и решил, что опыт сотрудничества с Яндексом можно повторить на примере других компаний.
«Гипотеза заключалась в том, что настоящий предприниматель всегда в известной степени идеалист, он построил свой бизнес на своих базовых ценностях и для дальнейшего развития ему нужно эти ценности масштабировать — как внутри своей компании, так и во внешний мир».
Бизнес и триатлон
Следующим клиентом «Лаборатории «Однажды» стал Леонид Богуславский - российский интернет-инвестор, создатель международного инвестфонда ru-Net Ventures, занимающий 55-е место в российском списке Forbes.
«Леонид был первым инвестором «Яндекса», мы с ним познакомились, пока я работал над книгой, но с тех пор прошло уже почти два года. Оказалось, что за это время он всерьёз увлёкся длинным триатлоном. В свои 64 года Леонид трижды сделал гонку Ironman (3,8 км вплавь, 180 км на вело, 42 км бегом) и даже отобрался в своей возрастной категории на чемпионат мира в Коне — мечту триатлета-любителя. Леонид предложил мне подумать о книге про выносливость — в спорте, в бизнесе, в жизни. Книга должна быть серьезной, мотивирующей и в то же время легкой для чтения. Я предложил собрать под одной обложкой семь историй про предпринимателей, каждый из которых сначала добился успеха в бизнесе, а потом в спорте. Проект получил рабочее название ”Выход из сил”».
Самому Богуславскому, считает Соколов-Митрич, такая книга нужна была по нескольким причинам. Во-первых, она помогла бы помочь в популяризации здорового образа жизни, во-вторых, воспитать у молодых бизнесменов «вкус к длинным усилиям и амбициозным бизнес-задачам», а в-третьих, продвигать с помощью книги собственный бизнес-проект.
«Наши клиенты - первые лица»
В мае 2015 года у «Лаборатории «Однажды» появился третий клиент - казахстанская компания BI Group с годовым оборотом $1,4 млрд, «флагман национальной строительной отрасли». Лидеры BI Group ставили перед собой ту же задачу: вдохновить 30 тыс. человек, работающих в компании.
«Путь к мозгу строителя лежит через его сердце. BI Group просто доросла до того момента, когда ей нужно было еще раз объяснить себя самой себе — так, чтобы торкнуло и рядового бригадира, и приглашенных звезд топ-менеджмента. Написать и издать свое «Однажды в Казахстане» — максимально талантливо и предельно искренне. В этом мы быстро нашли взаимопонимание с главой BI Group Айдыном Рахимбаевым, человеком из второй десятки казахстанского Forbes. Наша первая переписка длилась два часа посреди ночи — было видно, что для Айдына это вопрос первостепенной важности. В тот момент я окончательно понял: наши клиенты — первые лица. Не нужно никаких пиарщиков, переговоров с маркетологами, контакт должен быть непосредственно с лидерами развития компаний, потому что только они являются носителями тех самых ценностей, которые мы при помощи историй умеем масштабировать. Если у хозяина бизнеса не горят глаза, сотрудничество можно даже не начинать — все равно ничего не получится и все останутся недовольны».
Эта стратегия стала основной в работе «Лаборатории», признается Соколов-Митрич.