Создание нового продукта или ставка на максимум продаж? Расширение за счет средств инвесторов или вложение своих? Работа с проверенным персоналом или поиск «звезд»? Принципиальные вопросы бизнеса.
О том, что предпринимательство не для всех, что это скорее особенность характера, нежели накопленные знания и желания, говорят многие эксперты. Дмитрий Волошин, сооснователь проекта «OTUS. Онлайн-образование», в своем блоге на Facebook перечислил пять качеств, которые, как он полагает, и делают человека предпринимателем.
Считаю заблуждением считать, что каждый или даже многие могут быть предпринимателями. Наверное, разумная доля 2-3%. Можно ли научить предпринимательству? Сомневаюсь. Это же своеобразный замес ценностей, свойств личности и особого мировосприятия. Знания и навыки играют несущественную, может даже незначительную роль. Все же предпринимательство сродни искусству, где масса вариантов для самовыражения, и твой критик — твои зрители, твои клиенты. Я попробую, не претендуя на полноту, выделить пять ключевых свойств предпринимателя:
1. Продажи VS создание продукта. Это особый холивар о том, что важнее. Я бы назвал первым важным свойством предпринимателя понимание, интуитивную веру, что первична продажа. Это не отменяет создания качественного продукта, только оно само должно ориентироваться на потребности или задачи клиента. Выявлять и актуализировать которые — функция продаж.
2. Люди VS процессы. Важность процессов неоспорима. Их отсутствие означает хаос, нестабильность, невозможность прогнозирования. Здесь, как и в предыдущем холиваре, важен фокус, приоритет. Я считаю, что предприниматель скорее стремится найти правильных людей и выстроить под них процессы. Обычно правильные люди своеобразны, и процессы в связи с этим получаются тоже не так чтобы стройные.
3. Профессиональные VS верные. Лояльность важна, но, как правило, лояльные не могут рождать новое. Новое — всегда вызов, всегда излом. А предпринимателю важно новое, новое каждый день. В этом новом секрет выживания и развития. Конечно, можно найти и верного, и профессионального. Все можно. Только очень долго.
4. За свои VS за чужие. Искушение не рисковать «кровными» велико. Может, а вдруг, сделать презентацию и поднять раунд? И не нервничая пройти «долину смерти». Или не пройти. Потом можно повторить и так до щелчка. Я думаю, что это возможно, но не даст того быстрого развития или быстрой проверки себя. Разница существенная, ценой в годы.
5. Для себя VS на продажу. Можно делать бизнес для разного. Можно хотеть заработать много денег на продаже, можно хотеть иметь достаточный пассивный доход в виде дивидендов, можно просто реализовывать себя, свою идею продукта для счастья людей. Что точно отличает предпринимателя, так это понимание всех этих альтернатив и наличие жизненной стратегии. Потому что нет ничего смешнее и печальнее, как зарабатывание денег просто так.