«Делать бизнес — это играть в долгую. Метод постоянных штурмов и авралов не реалистичен. Это какое же надо иметь здоровье, чтобы штурмовать пять или даже десять лет? А главное, зачем?». МНЕНИЕ.
Дмитрий Волошин, сооснователь проекта «OTUS. Онлайн-образование», в своем блоге на Facebook рассуждает о том, должно ли ведение бизнеса походить на постоянную войну. Стоит ли компания, вышедшая на нужные обороты за четыре года, а не за шесть, бессонных ночей и постоянного напряжения?
— У меня есть фантазия. Мне кажется, что воевать в бизнесе вредно и бессмысленно. Я понимаю, что это не совсем популярное мнение. Но все же выскажусь на эту тему. У меня перед глазами пример. Вполне себе умная тетя, которая пашет 20 часов в день, вся в дыму и пламени, достигая чего-то и что-то теряя. Сказать, что она ужасно выглядит — ничего не сказать. Ее каждый день — подвиг. Похоже, что ей это нравится. Нравится сражаться, побеждать и прочее такое милитаристское. В ее лексиконе часто звучат агрессивные императивы: «захватить рынок», «пробить оценку» или «расстрелять за невыполнение плана». Была бы она мальчиком, я бы сказал, что не наигрался в солдатики. И это не совсем редкая ситуация. Люди делают бизнес как будто воюя. Словно им чего-то не хватает.
Я думаю, что такой подход ошибочен. Делать бизнес — это играть в долгую. А значит, метод постоянных штурмов и авралов не реалистичен. Это какое же надо иметь здоровье, чтобы штурмовать пять или даже десять лет? А главное, зачем?
Ну хорошо, пусть не в режиме штурма построишь что-то тебе важное за пять лет, а не за четыре, скажем, года. Что это поменяет? Кому от этого станет плохо? Какую такую мечту ты не успеешь осуществить? Как-как? Ты меняешь жизнь людей к лучшему? Что говоришь? Устанавливаешь новые стандарты индустрии? Или вообще меняешь мир? Возможно, стоит просто заняться бизнесом? Вот без этих мейсианских историй? Я не говорю, что они не нужны. Просто для них стоит создать базу. Да и не появляются они по щелчку пальцев. Бизнес — не значит великая миссия. Иногда люди просто зарабатывают деньги и обеспечивают себе независимость.
Еще одна тревога — конкуренты. То, что принято считать вражеским окружением. Серьезно, термин «red ocean» — он про что? Ага, все жрут всех, отжимают и рвут зубами плавники. А что если конкуренция — это просто естественный фон бизнеса? Ну как проблемы — естественный фон жизни.
А что если конкуренты вовсе помогают нам развиваться? А что если, вытеснив их с рынка и захватив их долю, мы сами себе стреляем в ногу, создав высокомаржинальный, но безумно статичный и унылый бизнес?
Вообще, стоит ли тревожиться по этому поводу? Или стоит немного изменить взгляд и сотрудничать с теми, кто вместе с тобой плывет в этом увлекательном путешествии? И да, если у моих клиентов есть выбор, то это не плохо. Для них, и, в конечном счете, для меня. Понимаете?
Я рассказал все это вышеупомянутой тете. Мне кажется, она меня совсем не поняла. Посмотрела странно и почти покрутила пальцем у виска. Сказала, что усложняю и что жизнь проще. Есть красные и белые, и есть постоянная война. И в этой войне проигрывают хлюпики. При этих словах она как-то подозрительно покосилась на меня. Я уже думал возмутиться и даже расстроиться. А потом понял, что она просто засыпает на ходу. И это ее кивание головой в мою сторону от усталости и недосыпа. Не выдержал и сказал, что она хотела услышать. Сказал, что таки да, и бизнес есть война. И она непременно победит. Тетя сонно заулыбалась и проковыляла к новым победам. А я остался писать вот этот пост. Потому что все же меня продолжают терзать сомнения. Война или нет? Как правильно?