Рынок франшиз в России меняется: обострилась борьба между центрами медицинских анализов, оживились автосервисы и автоломбарды, а «КонсультантПлюс», занимавший год назад второе место, исчез из списка.
Ежегодный рейтинг самых динамично развивающихся в России франшиз опубликовал РБК. Из 50 компаний, представленных в нынешнем рейтинге, 32 компании — новички, топ-10 обновился на 50%. Неизменной остается только верхняя строчка списка — крупнейший поставщик софта для автоматизации бизнеса 1С (№ 1) с большим отрывом лидирует в рейтинге уже третий год подряд. При этом разработчик справочной правовой системы компания «КонсультантПлюс», которая предыдущие два года попадала на вторую позицию, в этом году не вошла даже в топ-50.
Мы не развиваем сейчас франчайзинг. Новых договоров заключается мало, работают те же франчайзи, что уже были, — пояснила представитель компании Марианна Скворцова.
Главная «звезда» 2017 года — это компания «Додо Пицца», она взлетела на второе место с 15-го и, судя по динамике открытия новых точек, имеет все шансы сохранить позиции в рейтинге 2018 года. Серьезная конкурентная борьба идет на рынке лабораторных анализов. Компания «Инвитро», которая первой начала строить масштабную франчайзинговую сеть в этом сегменте, вылетела из топ-10. Ее обогнал не только вечный конкурент «Гемотест», но и компания «Хеликс».
Новая ниша, где активно развивается франчайзинг, — это автосервисы. Компания «Вилгуд» впервые попала в топ-50, в списке еще три франчайзи СТО, хотя год назад была всего одна. Впервые в рейтинг попала компания из финансовой индустрии — автоломбард «Национальный кредит». Компания начала продавать франшизу только в 2016 году, а уже в 2017-м Росстат зарегистрировал 41 договор.
Топ-20 самых популярных франшиз 2017 года
1. 1С, 698 заключенных контрактов;
2. «Додо пицца», 128 заключенных контрактов;
3. «Гемотест», 101 контракт;
4. «Бегемот», 96 контрактов;
5. «Чербакульская птица», 87 контрактов;
6. «220 вольт», 66 контрактов;
7. «Сибирская заправка», 49 контрактов;
8. Автосервис «Вилгуд», 47 контрактов;
9. «Хеликс», 45 контрактов;
10. «Национальный кредит», 41 контракт;
11. «Суши Шоп», 38 контрактов;
12. «Точка красоты», 36 контрактов;
13. «Бронницкий ювелир», 34 контракта;
14. «Инвитро», 31 контракт;
15. Nokian Tyres, 31 контракт;
16. «Баскин Роббинс», 29 контрактов;
17. FIT SERVICE, 29 контрактов;
18. «33 пингвина», 28 контрактов;
19. «Фасоль», 26 контрактов;
20. «Белвест», 25 контрактов.
Рынок франшиз в России развивается стабильно. По данным портала franshiza.ru, в сентябре 2017 года в России действовали 1470 продавцов франшиз, но активно продвигали свои услуги не более 700 компаний. Рост количества франчайзеров на сентябрь 2017-го по отношению к сентябрю 2015 года составил всего 4,8% (за предыдущие два года — 7,14%).
Динамика подключения новых партнеров — это показатель востребованности франшизы и устойчивости ее бизнес-модели, — считает основатель каталога franshiza.ru Нина Семина. — С другой стороны, понятно, что лидеры рейтинга уже работают в условиях сильной конкуренции, но география продаж франшиз огромная, а франчайзеры обычно стараются не допустить конкуренцию между франчайзи.
Как составлялся рейтинг
Так как понятие «франчайзинг» в российском законодательстве отсутствует, единственный формат, юридически идентичный договору франчайзинга в зарубежных странах, — это договор коммерческой концессии (ДКК). Он наиболее широко и подробно регулирует отношения франчайзера и франчайзи, защищает интересы обеих сторон, позволяет передать целый комплекс исключительных прав, а также установить возможность определенных ограничений, например цен и конкуренции. В этом году по просьбам владельцев франшиз в рейтинг также включили договоры коммерческой субконцессии, которые обычно используют «дочки» иностранных компаний для своих франчайзи в России.
Все договоры концессии и субконцессии в обязательном порядке регистрируются в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент), где издание и запросило информацию о товарных знаках, по которым в течение 2017 года были зарегистрированы ДКК, а также данные о расторгнутых за год договорах по этим товарным знакам и общем количестве зарегистрированных договоров на конец 2017 года (показатель масштаба бизнеса). Место франшизы в рейтинге определяется количеством заключенных в 2017 году договоров. Если этот показатель у двух торговых марок совпадает, то более высокое место занимает та франшиза, которая лидирует по общему числу контрактов.