По оценкам Национальной службы взыскания, объем плохих долгов по автокредитам с начала года на 1 июля достиг 60 млрд рублей. Из них 2 млрд задолжали автолюбители Свердловской области.
За год данный показатель увеличился на 25,5% или 12 млрд рублей. Рост просрочки с начала года составил более 15% или 8 млрд рублей.
Доля просроченной задолженности на 1 июля составила 4,8%, увеличившись за год на 1,4 процентных пункта. По словам специалистов НСВ, просроченная задолженность растет динамичными темпами — с начала года ее доля поднялась на 0,9%. Однако, долги по розничному сегменту увеличиваются еще быстрее: в то время как автомобильная просрочка за год выросла на 25,5%, просрочка по всему рынку достигла 42,3%.
«Дополнительный импульс розничная просрочка получила от кредитных карт и кредитов наличными. Плохие долги по автокредитам росли медленнее, так как это залоговые кредиты», — считают в Национальной службе взыскания.
Топ-5 по объему просрочки возглавляет Москва с 6,5 млрд руб. долга. На втором месте — Московская область (6,2 млрд руб.). «Бронза» досталась автодолжникам Санкт-Петербурга — они задолжали 3 млрд руб. Четвертое место по объему просроченной задолженности занимает Краснодарский край — 2,4 млрд руб. На пятом месте — Свердловская область с 2 млрд руб задолженности.
На фоне роста просроченной задолженности, рынок автокредитования за год сжался на 10,6% или 148 млрд рублей (1,4 трлн рублей на 1 июля 2014 года). На 1 июля текущего года объем рынка составил 1,252 трлн рублей, не изменившись за второй квартал. То есть банки выдавали новые кредиты, позволяющие уравновесить закрываемые ссуды, благодаря реализации госпрограммы субсидирования ставок по автокредитам. Косвенно это подтверждается данными НБКИ и аналитического агентства «Автостат», которые зафиксировали рост доли продаваемых автомобилей в кредит на 14,9% в апреле этого года.
Так, за первые шесть месяцев текущего года, падение рынка автокредитования составило 7,2% или 90 млрд рублей.
«Конечно, пока рано говорить о полном восстановлении рынка, однако дальнейшее снижение ключевой ставки и программа льготного автокредитования способны дать рынку пусть небольшой, но рост по итогам года. При этом значительная часть населения по-прежнему испытывает социальную неуверенность, и автокредит не является для них насущной необходимостью», — отметил Антон Дианов, управляющий директор НСВ.
Кроме того за первое полугодие специалисты Национальной службы взыскания отметили тенденцию снижения объема автокредитной задолженности, переданной коллекторским агентствам; он составил 5,9 млрд рублей. Это на 24% меньше, чем за соответствующий период прошлого года.
Следует отметить, что доля должников-мужчин составила 64%, женщин — 36%. В НСВ отмечают, что преобладание должников–мужчин характерно именно для автокредитов, у прочих кредитных продуктов мужчин и женщин в числе должников примерно равно. Также известно, что мужчины склонны попадать в просрочку в более позднем, нежели женщины, возрасте.