Сейчас известно о девяти случаях невыполнения обязательств по поставке автомобилей (стоимость каждой иномарки 260-560 тыс. руб.). Среди пострадавших есть и житель Тольятти. Ранее у «Авто-Моста» раб
Сейчас известно о девяти случаях невыполнения обязательств по поставке автомобилей (стоимость каждой иномарки 260-560 тыс. руб.). Среди пострадавших есть и житель Тольятти. Ранее у «Авто-Моста» работал филиал в Самаре, который теперь закрыт.
ООО «Авто-Мост» работало по стандартной схеме: клиент заказывал поиск нужного авто на аукционе в Японии, вносил предоплату, а после покупки отдавал оставшуюся часть. В Екатеринбург машина приходила через шесть-восемь недель. Компания стабильно работала на рынке с 2002 г. Однако в апреле 2008 г. «Авто-Мост» перестал выполнять свои обязательства. Как сообщил «ДК» один из потерпевших ОЛЕГ ФРОЛОВ, в январе 2008 г. его отец внес 298 тыс. руб. за Subaru Impreza 2005 г. «Когда все сроки поставки истекли, компания успокаивала нас тем, что, пока нет автовоза, отправить машину невозможно. Через месяц выяснилось, что поставщик из Новосибирска продал автомобиль другому клиенту», — рассказал г-н Фролов. По его информации, новосибирская компания «АВТОБЭСТ», поставщик «Авто-Моста», не получила от екатеринбургской фирмы оплату за двенадцать иномарок, поэтому их продала.
Пострадавшие от недобросовестных действий «Авто-Моста» объединились на форуме Е1.ru. На нем один из потерпевших, ОЛЕГ ФРОЛОВ, написал, что подал претензию в компанию, а 19 мая — иск в суд. Предварительное заседание назначили на начало июня, незадолго до этого срока МАКСИМ КУДРИН, директор «Авто-Моста», вернул клиентам по 25 тыс. руб., а три недели назад еще по 1,5 тыс. руб. Позднее выяснилось, что 28 апреля г-н Кудрин вышел из состава учредителей и покинул директорский пост. Таким образом, формально он перестал отвечать за долги компании. Пострадавшие решили обратиться в милицию с заявлением о мошенничестве, но через десять дней получили отказ в возбуждении уголовного дела, поскольку часть долга Максим Кудрин отдал. НАТАЛЬЯ ЗАЙЦЕВА, клиент «Авто-Моста», сообщила, что подала жалобу в областную прокуратуру и в прокуратуру Ленинского района. Г-н Кудрин описал ситуацию следующим образом: «Я не смогу пока ничего прокомментировать, это в интересах моей безопасности, всему свое время. Можем пообщаться, когда я приведу бухгалтерию в порядок».
Юристы сходятся во мнении: вернуть внесенные средства практически нереально. ЕЛЕНА ЗАВЬЯЛОВА, директор юридической конторы «Юрико»: «Клиенты, скорее всего, потеряют свои деньги. Они выиграют суд, но приставы получить эти деньги не смогут. Месяца через три-четыре выйдет предписание о том, что взыскать долги не представляется возможным». Г-жа Завьялова сообщила, что в случае финансовых проблем собственники ООО продают свою долю третьему лицу, но часто этот человек не отдает себе отчет в совершаемых действиях (ставит подпись под документами у нотариуса и получает за это деньги — примерно 2 300 руб.), либо он попросту бомж и заставить его нести ответственность практически невозможно. «Привлечь директора «Авто-Моста» за мошенничество так же сложно, как и доказать злой умысел. Распространенные в подобных ситуациях отговорки: не рассчитал предпринимательские риски, корыстного умысла не имел, деньги мы заплатили другой организации, вышел из собственников. И этих объяснений обычно достаточно для отказа в возбуждении уголовного дела», — добавляет Елена Завьялова.
ДМИТРИЙ ЗАГАйНОВ, адвокат Свердловской областной гильдии адвокатов, советует потерпевшим обратиться в налоговую инспекцию с просьбой о проверке «Авто-Моста» и, кроме того, написать заявление в Управление по налоговым преступлениям: «Сейчас органы борются с такими схемами ухода от ответственности. По сути они законны, но если человека, ставшего новым собственником, не существует, то факт мошенничества налицо».
В Екатеринбурге проблемы с получением внесенного за автомобили аванса возникали и раньше. Широко известна история с гражданином Мартыненко, который частным образом поставлял на заказ машины из Японии. Долгое время взятые на себя обязательства он исполнял, а затем перестал. Следствие установило: с января 2005 г. по февраль 2006 г. г-н Мартыненко под предлогом поставки автомобилей из Японии получал от граждан под расписку крупные суммы, после чего использовал эти денежные средства в корыстных целях. От действий обвиняемого пострадали 25 человек, потерявшие 6,2 млн руб. В начале июля прокуратура Екатеринбурга вынесла обвинительное заключение по делу о мошенничестве (ч. 2 и ч. 3 ст. 159 УК РФ1). В одном из детективных агентств города сообщили, что несколько раз расследовали подобные дела, однако люди вернуть деньги так и не смогли.
Сложности с возвратом средств возникают и у автосалонов. К примеру, в 2005 г. один из официальных дилеров Hyundai взял предоплату за авто в размере 100 тыс. руб., однако машины в назначенный срок не поставил. Салон обанкротился, а пострадавшие получали свои деньги в течение года.
Журналист «ДК» попробовал заказать Toyota Corolla Filder 2002 г. в «Авто-Мосте» и выяснил, что для этого необходимо внести 50 тыс. руб., а остальную сумму — в течение недели после покупки. Компания по-прежнему продолжает принимать заказы на поставку автомобилей. По неподтвержденным данным, Максим Кудрин зарегистрировал новое ООО «Автомост».
1 Согласно ст. 159 УК РФ, мошенничество, т. е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, совершенное в крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой.