Публикуем ответы на самые популярные вопросы о «Шоу Звезд Цирка» с участием артистов Московского цирка Никулина на Цветном бульваре, дающего представления в Екатеринбурге.
Цирк – это эмоции и искреннее удивление. Новая программа, которую представляет Екатеринбургский цирк, очень сильная, насыщенная, яркая, поэтому зал то дружно замирает от страха за артиста, то взрывается продолжительными аплодисментами. Порой по рядам пробегает громкий шепоток: «Как же он/она это делает?». Десять самых интересных, смешных и искренних вопросов от зрителей и ответы на них.
Куда смотрит их мать?!
– Мать Махмуда и Нурсултана Суанбековых, великолепных акробатов, которые открывают новую программу, во время номера смотрит прямо на них. И ей, конечно, за них страшно, как любой нормальной маме. Сердца зрителей буквально выпрыгивают из груди, когда один из братьев, надев на глаза повязку, прыгает через скакалку, а другой кувыркается через голову на вращающемся «колесе смерти». Саиракан Суанбекова сама работает на манеже с 14 лет, и, если её спросить, был ли у мальчишек выбор, она молча улыбнется. С такой-то мамой! К слову, во втором отделении программы вы увидите и её. 53-летняя артистка сядет в шпагат прямо на головах своих сыновей, которые шагнут на натянутый под куполом канат без балансира и без страховки…
Он случайно сорвался или так задумано?
– Не обманем, если скажем: где-то специально, где-то нет. Те же братья Суанбековы. Порой кто-то из них нарочно делает вроде бы неловкий шаг и – ррраз! – вот он уже соскользнул с каната и повис на руках. Или почти оступился на «колесе» и вот-вот сорвется. Это высшее мастерство: заставить зрителя вздрогнуть, охнуть, вдохнуть, выдохнуть и утереть пот со лба: слава Богу, живой! Но иногда артист, который и сам работает «на кончике нерва», конечно, срывается вовсе не потому, что так задумано. Цирк – живой организм с живыми людьми, здесь случатся всякое, каждое новое выступление не похоже на предыдущее. Как мы знаем, окончить трюк после «форс-мажора» могут только самые сильные телом и духом люди – поэтому и аплодируем в таких случаях в три раза громче.
Интересно, медведь долго осваивал гироскутер?
– Нам тоже было интересно – и мы спросили об этом дрессировщика, народного артиста России Гранта Ибрагимова. Гек (так зовут покорителя сегвеев) учился ездить на новомодном транспорте девять месяцев. Кто скажет, что это легко, скорее всего, сам ни разу не стоял на этом двухколесном балансире. Мишка же с легкостью справляется с ездой на гироскутере, причем не только нарезает круги по арене, но и выписывает аккуратные «восьмерки» – уникальный для российского цирка трюк. Каждый из четырех медведей Ибрагимова заслуживает внимания: они дадут фору и балетным артистам, и жонглерам, и художественным гимнастам, и футболистам. Еще и вальс танцуют.
А эти люди из зала – подставные?
– «Эти люди» – это зрители, которых вытаскивают себе в помощники коверные Юрий Филатов и Сергей Гульченко. Дуэт «Джемелли» (с итальянского – «близнецы») – пожалуй, лучший клоунский дуэт, что мы когда-либо видели в цирке. Субъективно, без обид – но именно так. Ни грамма пошлости и безвкусицы, каждая реприза – маленький драматический спектакль, с зачином, развитием и финалом, порой веселый, порой лиричный, порой с вовлечением зрителей. И нет, зрители не подставные. Убедиться в этом легко, если прийти на представление дважды. Эти клоуны не заполняют паузы: они полноценные участники программы, и запоминаются не меньше других артистов. Слышите, как ваши дети визжат от восторга при виде карликовых вьетнамских свинок и вовсе не карликового крокодила, которые прекрасно вписались в клоунские репризы? А вы сами перестаете ностальгировать по эмоциям детства, ведь перед вами – настоящая клоунада с истинным уважением к канонам этого сложнейшего жанра.
Сколько же весят эти гири?
– Гири, которыми легко и просто жонглирует на манеже силач Филипп Воробьев, весят по 50-80 кг. Когда их собирают на одну большую «штангу», суммарный вес составляет 320 кг. Закинуть её на плечи силовому жонглеру помогают четверо взрослых мужчин. Еще один классический цирковой жанр, по которому мы скучали, артист подкидывает гири в воздух с завязанными глазами, играючи управляется с весом в два раза больше своего собственного, раскручивает тяжеленные «весы» (на одной чаше – железный 70-килограммовый шар, на другой – красавица-ассистентка), удерживая их собственной головой. Такого нигде больше в российском цирке не увидишь.
А кто это, такой полосатый, но не енот?
– Это носуха. Тоже енот, но не северо-, а южноамериканский. В пушистой труппе Ульяны и Филиппа Воробьевых четыре носухи и четыре енота-полоскуна. Они делают висы и кувырки, стоят на канатах на задних лапках, повышая градус «мимишности» в зале до максимума. Между тем, енотов очень сложно дрессировать – они любопытны, и если их внимание к чему и приковано, то ко всему и сразу. Другие подопечные Ульяны Воробьевой – кошки – катаются на шаре и прыгают с шеста в подушку, а пудели – вместе с ней через скакалку, а в конце номера собирают для дрессировщицы букет цветов, который передают из лап в руки.
Как она так держится?
– Вопрос о Евгении Полусаловой, воздушной гимнастке. Канат Женя кладет на плечи, опускает назад голову – и вот так парит в воздухе. Руки, ноги – вот они, свободны, площадь соприкосновения тела с канатом минимальна. Пробирает до мурашек, до слез. Очень эффектное завершение драматического номера, во время которого гимнастка демонстрирует и вис вниз головой, и вертикальный шпагат, и «свободное падение» – и все гармонично сплетается и связывается в общую историю, равно как связывает себя канатом в воздухе сама Евгения. Не только красоты, но и смысла ради, ведь, как правило, чтобы почувствовать себя свободным, нужно сначала осознать, что ты в плену.
Что такое «русская палка»?
– Так во всем цирковом мире называют длинные (до 6 метров) амортизирующие шесты. Номер на них акробатов Светланы Гвоздецкой — одна из жемчужин Цирка Никулина, украшение его программы с 2003 года. Головокружительные сальто, прыжки и пируэты в исполнении акробатов Гвоздецкой оценили во всем мире. Номер брал «золото» на международных фестивалях в Париже и Домонте, «серебро» в Риме, «бронзу» в Гренобле, «Золотого льва» на фестивале в китайской провинции Хэйбей (считается колыбелью мировой акробатики), первый приз жюри на Международном фестивале цирка в голландском Эншеде, стал лауреатом легендарного фестиваля-конкурса в Монте-Карло.
Шимпанзе правда ест суп?
– Шимпанзе Микки, правда, ест суп – потому что он любит суп. Микки попал к своему дрессировщику Мураду Хыдырову, когда ему не было и года – и рос вместе с его детьми. Номер «Шимпанзе в ресторане» – эталон циркового искусства – родился из домашних семейных посиделок. Микки любит борщ (а еще блинчики со сгущенкой), прекрасно орудует ложкой, поэтому некоторые зрители даже не сразу понимают, что гостем импровизированного ресторана стала обезьяна. Микки щеголевато одет, с аппетитом ест, а как танцует! Во втором отделении Мурад Хыдыров вновь появляется на арене цирка – уже в сопровождении лошадей: фризов, першеронов, липицианов. Еще один классический цирковой номер – лошади безостановочно движутся по кругу, артист вместе с напарницей Екатериной Венегас демонстрируют акробатический этюд, стоя на их мощных спинах. Лошадь и человек, четкий ритм и плавное движение, поддержки и шпагаты, сила и грация – удивительный симбиоз!