Меню

Дом, который построи л фактор

од факторингом понимают комплекс услуг, оказываемых клиенту на условиях уступки дебиторской задолженности. Прежде всего, это финансирование. Когда предприятие поставляет товар с отсрочкой платежа,

Факторинг в России набирает обороты. По оценкам рейтингового агентства «Эксперт», объем этого рынка в 2004 г. составил около $3 млрд, что сопоставимо с рынками лизинга и корпоративных рублевых облигаций. Лидирующее положение на рынке российского факторинга занимает Национальная Факторинговая Компания (НФК) — на ее долю приходится около 54%.

од факторингом понимают комплекс услуг, оказываемых клиенту на условиях уступки дебиторской задолженности. Прежде всего, это финансирование. Когда предприятие поставляет товар с отсрочкой платежа, фактор1 оплачивает ему от 60 до 90% суммы поставки по факту отгрузки. После того как покупатель расплатился с фактором за полученный товар, фактор перечисляет поставщику остаток долга. Благодаря этому поставщик получает конкурентные преимущества — может работать с покупателями на условиях отсрочки платежа и при этом не испытывает дефицита оборотных средств: полученные от фактора деньги можно сразу пускать в оборот. Таким образом, факторинг — целевой инструмент для увеличения объемов продаж. Размер факторингового финансирования зависит от будущих доходов компании, в то время как традиционный кредит связан с уже имеющимися доходами, а его размер, как правило, ограничен величиной залога. «Факторинговую компанию интересует не прошлое, а будущее клиента: сколько денег он получит за проданную продукцию и как будут развиваться его продажи в будущем, — говорит Председатель Правления НФК Михаил Трейвиш. — К нам может прий­ти начинающая компания с большими амбициями, и мы поможем ей их реализовать».

Национальная Факторинговая Компания — признанный лидер отечественного факторинга. На начало сентября 2005 г. ее оборот уже превысил $1 млрд. Компания имеет 18 представительств по всей стране, от Санкт-Петербурга до Красноярска. НФК активно работает в Армении и Молдове. НФК — единственная компания в России и одна из немногих в мире, которая одновременно является полноправным членом FCI (Factors Chain International) и IFG (International Factors Group), крупнейших международных факторинговых ассоциаций. Это позволяет компании иметь стратегических партнеров в 36 странах мира и оказывать услуги экспортного и импортного факторинга. Среди клиентов такие гиганты, как «Балтимор», Dixis, национальная торговая сеть «Градиент». О работе компании рассказывает директор Екатеринбургского Представительства КБ НФК Михаил Давидович.

Михаил Михайлович, все ли руководители предприятий знают, что такое факторинг?

— Если не все, то большинство. Мы почти три года занимались ликбезом, и эта услуга стала понятной и прозрачной для руководителей. Достаточно упомянуть, что факторинг — это комплекс мероприятий, способствующих росту продаж. Правда, следствие всеобщей грамотности — не только рост нашего бизнеса, но и появление большого количества конкурентов. По моим оценкам, в Екатеринбурге факторингом сейчас занимается около 12 компаний.

Получается, вы сами себе вырыли яму?

— Ну почему же? Если бы не конкуренция, не появлялись бы новые продукты, новые подходы. Не чувствовалось бы движения жизни, в конце концов! Пока что нашего ведущего положения на Среднем Урале никто оспорить не может. В 2004 г. суммарный объем факторинговых операций в Свердловской области составил около $50 млн, причем 80% пришлось на Екатеринбургское Представительство НФК. В первом полугодии 2005 г. мы превысили результат всего прошлого года в 1,2 раза и планируем более чем двукратное увеличение бизнеса в этом году.

Каким образом вам удается успешно конкурировать с другими уважаемыми компаниями и банками?

— Основное кредо универсального банка — меньше рисков, факторинг же — более рисковый продукт, чем, например, традиционный кредит. Факторинг тяжелее продавать, тяжелее обслуживать. Соответственно, универсальный банк всегда будет отдавать предпочтение, скажем, кредитам, за которые дается залог. Мы же — специализированная факторинговая компания, которая занимается только факторингом и околофакторинговыми услугами. Мне нравится аналогия председателя правления нашего банка Михаила Трейвиша: если вы хотите купить свежих вкусных булочек, то пойдете к булочнику, а не к жене сапожника, которая, в принципе, тоже печет хорошие булочки. Во-первых, у нее наверняка нет такого ассортимента, как у булочника. Во-вторых, булочник довел свое мастерство до совершенства. В-третьих, у жены сапожника вряд ли постоянно есть свежие булочки. Так и у нас: свежие факторинговые продукты всегда на прилавке. Если нужен высококачественный, технологичный, быстрый факторинг — мы рады помочь. Вместе с тем мы не отрицаем, что в универсальных банках факторинг тоже будет развиваться — оснований для роста у него достаточно. Если в Европе и США объем факторинговых операций составляет от 5 до 12% ВВП, то в России — всего 0,5%.

Итак, вы помогаете предприятиям решать финансовые проблемы?

— Не только финансовые. Сегодня мы предлагаем три основных факторинговых продукта.

«Факторинг-Финанс» — собственно финансирование.

«Факторинг-Сигнал» включает экспертизу дебитора и управление дебиторской задолженностью. Мы предоставляем клиенту сведения о дебиторе, оцениваем риски работы с ним, а затем делаем все, чтобы свести просрочку платежей к минимуму. Мы являемся разработчиками данной технологии. В ее основу положен 6-летний опыт работы.

«Факторинг-Гарант» — покрытие кредитного риска. Эта услуга появилась у нас во второй половине 2005 г., но уже пользуется спросом. Раньше, если дебитор отказывался расплачиваться, мы просили нашего клиента погасить долг за него. Сейчас же при заключении договора на «Факторинг-Гарант» мы в любом случае выплатим клиенту от 70 до 90% задолженности дебитора. От классического страхования наша схема отличается принципиально: изначально клиент нам не платит никаких премий за покрытие рисков. Окончательный расчет происходит уже после того, как нам становится понятно, что дебитор расплачиваться не собирается. Надо сказать, что получить от 70 до 90% своих денег — гораздо лучше, чем не получить ничего. Приведу пример. У нескольких наших клиентов были вполне добросовестные дебиторы, аффилированные с очень крупной нефтяной компанией. Неожиданно в этой организации разразился управленческий, а потом и экономический кризис. В результате дебиторы — их было порядка 30 — не получили денег от своей нефтяной компании и не рассчитались с нашими клиентами. Если бы они воспользовались услугой покрытия рисков, то потеряли бы не всю сумму, а от 10 до 30%. «Факторинг-Гарант» актуален и для богатых компаний, у которых нет проблем с оборотными средствами. Однако высокая конкуренция часто вынуждает эти компании торговать с высокой долей риска: предоставлять большую отсрочку платежа, отгружать товар не слишком благона­дежным клиентам. В этом случае мы тоже управляем дебиторской задолженностью, но клиента не финансируем. Причем если покупатель не рассчитывается с нашим клиентом, за него рассчитываемся мы.

Рис.1. «Факторинг-Финанс».

Рис. 2. «Факторинг-Сигнал».

Рис. 3. «Факторинг-Гарант».

При использовании наших продуктов клиент получает информационную базу, дающую ему исчерпывающий отчет об операциях на счете. Ведь учет факторинговых операций нельзя вести «на бумажке». Каждый договор факторинга — это от 10 до 200 дебиторов, с десятками накладных (некоторые клиенты по 500 накладных в день привозят). Получается, что мы одному клиенту выплачиваем до 500 микрокредитов в день, и каждый из них гасится по-разному: бывает, что 100 микрокредитов дебитор гасит одним платежом, а иногда один микрокредит гасится частями. И очень важно правильно рассчитать комиссию: чтобы и клиент не заплатил лишнего, и мы ничего не потеряли. Поэтому мы написали уникальную программу — единственную в России. Интерес к ней проявляют и уважаемые зарубежные компании, мы перевели ее и на английский язык.

Вы предлагаете этот комплекс всем клиентам?

— Да. Но клиент может выбирать отдельные модули или комбинировать их. Мы строим дом из отдельных блоков. Конфигурация этого дома может быть различной — все зависит от запросов клиента. Например, он может выбрать «Факторинг-Финансирование» + «Факторинг-Сигнал». Это, по существу, классическая факторинговая услуга, которую мы оказываем уже 6 лет. При совместном использовании «Финанса» и «Гаранта» в случае неоплаты покупателем поставки клиент просто не возвращает нам финансирование. Если же клиент хочет получить от нас и финансирование, и управление задолженностью, и покрытие рисков сделки, его дом будет называться «Полный факторинг».

Рис. 4. «Финанс» + «Гарант».

Рис. 5. «Полный факторинг».

Однако данный набор услуг не исчерпывает наши возможности. Если раньше мы работали с какими-то стандартами, то теперь готовы предложить каждому клиенту индивидуальные механизмы.

Что можно сказать о ваших планах?

— Мы хотим стать одной из крупнейших факторинговых компаний в Европе (в России мы уже занимаем ведущие позиции). Что касается нашего Представительства, то мы рассчитываем в ближайшие 3-5 лет сохранить лидерство в Свердловской области. Какие у нас для этого основания? Во-первых, мы за полгода сделали больше, чем за весь прошлый год. Во-вторых, наша доля растет более высокими темпами, чем факторинговый бизнес конкурентов. В-третьих, мы постоянно разрабатываем и вводим новые продукты. У нас сильная команда. Наконец, мы постоянно ощущаем поддержку центрального офиса.

Банк «Национальная Факторинговая Компания»

(Общество с ограниченной ответственностью).

Екатеринбургское Представительство

Национальной Факторинговой Компании:

г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, 38, офис 407,

тел. 8 800 200 18 08 —

бесплатный федеральный номер,

тел. (343) 365-86-06, 353-18-15, 353-67-04,

e-mail: factoring@r66.ru

Лицензия ЦБ РФ № 3437.

1.  Фактором называется факторинговая компания или банк, предоставляющий факторинговые услуги.