Поколение Z, или люди, родившиеся в конце 90-х, уже вовсю заканчивают вузы. Они инфантильны и интернетозависимы. Как заставить такую молодежь работать – в материале DK.RU.
Поколение Z, как называют психологи нынешних 20-летних, активно входят во взрослую жизнь, они устраиваются на первую работу, выполняют первые рабочие обязанности. Однако у этого поколения есть свои особенности, с которыми человеку старшему бороться достаточно сложно. Сегодня в рубрике «Своё дело» мы рассказываем о том, какие проблемы есть у поколения Z, и как с ними бороться работодателю.
Сам термин «поколение Z» появился в рамках «теории поколений», предложенной британским исследователем Джейн Деверсон и американским репортером Чарльзом Хамблеттом еще в 1960-х. Изначально речь шла о поколениях X и Y, но время идет, и на горизонте появилось поколение Z.
Основной отличительной особенностью этого поколения называют то, что интернет и высокие технологии являются для него естественной средой обитания. Именно это поколение иногда называют «цифровыми людьми». В России поколение Z — это люди, родившиеся в середине 1990-х годов. И далеко не только интернет определил особенности этого поколения. Не менее важны и другие факторы, которые нужно учитывать потенциальному работодателю.
Во-первых, это первое поколение, выросшее после распада СССР и лишенное его установок. Их детство пришлось на время, когда старые моральные и идеологические принципы уже не действовали, а новых практически не было. Да и сейчас они только формируются. Это, безусловно, повлияло на мировоззрение подрастающего поколения и их отношение к работе, говорит Анна Канакова, коммерческий директор компании Wowworks.ru.
Во-вторых, это гиперопека со стороны родителей. После школы дети поколения Z шли в кружки, спортивные секции, театральные студии, и обязательно в сопровождении родителей, или бабушек-дедушек-нянь. Им не свойственная «дворовая культура», к которой привыкли люди, родившиеся в СССР. Среда за пределами семьи воспринималась как однозначно агрессивная и недоброжелательная. Кстати, эту особенность отмечают и исследователи из других стран. Поколение Z – «домашнее».
Сочетание этих факторов и создает основную проблему для работодателя. Мы с ней уже столкнулись. Дело в том, что привычные схемы и методы мотивации сотрудников, которые отлично работают с поколениями X и Y, не подходят для Z. Единственное исключение — прямое денежное вознаграждение, но оно, как известно, работает только до определенного предела.
Эти люди родились и выросли в обществе, где удовлетворены базовые потребности. Еда, одежда, крыша над головой, теплая квартира, медицинское обслуживание, какое-никакое, но образование — все это воспринимается как само собой разумеющееся, в отличие от других поколений, которые привыкли бороться за доступ к благам и ресурсам.
При этом они настороженно относятся к миру за пределами семейного круга. Для них проще не принимать борьбу, а отсидеться в привычном окружении, чтобы потом уйти искать работу полегче и поудобнее.
Еще один очень важный фактор — бесплатные, или очень дешевые цифровые развлечения, в которые можно погрузиться без усилий. Столкнувшись с проблемами, типичный представитель поколения Z не ищет путей решения, а садится играть в PlayStation.
Повальная геймификация
В западных научных статьях часто рекомендуется создать для поколения Z привычные условия и использовать геймификацию для мотивации сотрудника. Например, в некоторых компаниях принято использовать шуточные должности, отмечать каждый этап выполнения задачи, или начислять некие бонусы за выполнение каждого этапа проекта. Где-то даже интерьер офиса оформляется в стиле игровой комнаты. Геймификация стала восприниматься как панацея. Ее принципы начали включать в корпоративные и учебные стандарты, применять при бизнес-тренингах и при разработке систем мотивации персонала.
При этом очень часто не учитывается, что первоначально технологии геймификации разрабатывались для того, чтобы помочь человеку погрузиться в игру, удержать его в игровой среде как можно дольше. Но применять эти же технологии в учебных и рабочих процессах надо с большой осторожностью, учитывая их специфику.
Фактически, нам советуют создать для работников искусственные условия, поощряя как раз проблемные черты — инфантилизм, неумение видеть перспективу и склонность к немедленному вознаграждению. Вы, правда, хотите создать из компании Остров Вечного Детства населенный питерами пенами? Возможно, этот вариант подходит для низового звена работников фастфуда, но не для компаний, ориентированных на рост сотрудников и создание интеллектуальных продуктов.
Это совершенно не значит, что геймификацию нельзя использовать. Нужно внедрять технологию с умом, создавая такую систему мотивации, где элементы геймификации использовались бы лишь на первых этапах, готовили сотрудников к входу во взрослую жизнь. А бездумная геймификация может погубить компанию. Сотрудники привыкнуть играть, а не решать реальные бизнес-задачи.
Любовь к играм у поколения Z идет рука об руку с другой особенностью, которую часто называют преимуществом, но которая часто становится проклятьем.
Проклятие многозадачности
Поколение Z живет с гаджетами в руках, они умеют одновременно читать, писать, смотреть ролик на YouTube. Они заточены на многозадачность: казалось бы – это же мечта работодателя. Но, как бы ни так! Скорее, это можно назвать помехой. Очень часто можно наблюдать, как стажеры пытаются одновременно разговаривать с клиентом, отвечать на реплику друга во «Вконтакте» и играть на смартфоне. В итоге — все три дела сделаны плохо, а разговор с клиентом провален. Вместо мастера многозадачности получается сотрудник, который не умеет концентрироваться, правильно расставлять приоритеты.
Рука об руку с «многозадачностью» идет еще одна особенность, также характерная для «цифрового поколения». Если верить результатам исследований, современный подросток может сосредоточиться на новой информации в течение 8 секунд. После этого мозгу требуется что-то новое. Такое клиповое мышление в сочетании с многозадачностью может стать серьезной проблемой, особенно, для сотрудника, работа которого требует внимания и умения работать с большими массивами информации.
Правда, ложь и маркетинг
По словам Анны Канаковой, руководствоваться данными исследований о поколении Z и советам многочисленных «бизнес-гуру» надо с большой осторожностью.
Причин достаточно. Например, практически все оперируют цифрами и данными американских и британских исследований, российских попросту нет. Это при том, что и уровень проникновения интернета у нас отличается, и семейные традиции, и влияние групп социума, зачастую, совершенно иное. Просто переносить данные и выводы таких исследований на российскую почву нельзя.
Большинство исследователей оценивает поколение Z с точки зрения маркетологов и специалистов по рекламе. Их цель — помочь брендам выстроить с новыми потребителями эффективные коммуникации. Отсюда, и рекомендации по работе с аудиторией. «Говорите коротко, пишите развернуто и по пунктам. В головы поколения Z встроен восьмисекундный фильтр…. Устную задачу надо уложить в 25 слов. А потом развернуто объяснить письменно и по пунктам. Каждый пункт тоже должен состоять не более чем из 25 слов», — считает, например, управляющий партнер агентства Millennial Branding Дэн Шаубел. Так выстраивается коммуникация с инфантильным ребенком. Но не с сотрудником, которому необходимо решить серьезную задачу. Красивая маркетинговая мантра про восьмисекундный фильтр переносится на рабочую коммуникацию, где она вредна.
Что делать работодателю?
1. Подходите к каждому сотруднику индивидуально. Какие бы общие черты не считались определяющими для поколения Z, любой человек индивидуальность. У него есть собственный жизненный опыт, который может перечеркнуть данные любых исследований.
2. Не увлекайтесь геймификацией. Этот метод хорош, но должен использоваться в комплексе с другими методами обучения и мотивации. Желательно не использовать чисто виртуальные призы, отметки и поощрения для сотрудников. Лучше, чтобы каждое достижение учитывалось в реальной карьере и влияло на нее. Это могут быть и денежные бонусы по итогам большого проекта, и расширение полномочий, либо возможность участия в новом проекте компании. Вариантов много. Главное, чтобы человек понимал, что успехи в работе влияют на его реальную жизнь.
3. Дайте право на ошибку. Используйте тягу поколения Z к новому. Поощряйте изучение тонкостей профессии и смежных областей, самостоятельность и инициативу. Постепенно расширяя рамки должностных полномочий, стимулируйте работу неформальных команд над рабочими проектами. Вводите сотрудников во взрослый мир.
4. Создайте систему наставничества. Некоторым предпринимателям кажется, что проще установить возрастной ценз и брать на работу людей постарше, поопытнее, которых руководство хотя бы в состоянии понять. Это путь в никуда. Используйте опыт старшего поколения для наставничества, а не закрывайте молодым дорогу. Иначе в ближайшие годы вы загоните себя в глубокую кадровую яму.