«Где защита наших прав? Просто подумайте, какие-то дядьки в штатском ходят по школам и допрашивают детей. У них что, больше дел нету?». От школьницы потребовали объяснений за участие в митинге.
19 сентября 17-летнюю ученицу московскую гимназию №1567 Камиллу Ярычеву забрали прямо с урока, чтобы провести беседу с сотрудником Центра по борьбе с экстремизмом. Тот потребовал от школьницы написать объяснительную про ее участие в митинге 9 сентября против пенсионной реформы, организованном сторонниками оппозиционера Алексея Навального*. При этом администрация гимназии не сообщила родителям девушки, что к ней пришла полиция.
Как сама Камилла Ярычева рассказала «Коммерсанту», эшник показал ей огромную папку с фотографиями митингов, там были распечатанные кадры видеосъемки, на каждом из которых был обведен конкретный человек. На одной из фотографий была и сама школьница.
Дальше он сказал, что я сделала очень-очень плохую вещь и теперь должна написать объяснительную из-за участия в митинге. <…> Ну, я общаться с ним не хотела, поэтому на все его вопросы отвечала, что использую 51-ю статью Конституции. В итоге ему пришлось написать, что я отказалась от дачи объяснений. Он, конечно, был недоволен и сказал: раз так, то тебе придется прийти к нам в отдел, на Петровку, 38. И добавил: «Ты же знаешь, что будет», — рассказала Камилла Ярычева.
Она добавила, что происходящее — стандартная запугивающая практика: «Максимум, поставят на учет».
Мама школьницы Мария Старостина сказала, что у нее много вопросов к школе. Кроме того, ей никто не сообщил, что за ее ребенком пришли из полиции.
Почему моему ребенку не оказали какой-то психологической помощи после такого опроса? <…> Камилла со мной разговаривает по телефону, у нее стучат зубы, неужели школьный психолог этого не заметила? Где защита наших прав, прав нашей семьи? <…> Это первое, что должно быть сделано: сначала школа вызывает родителей и только потом разрешает этому человеку увидеть ребенка. Почему моего ребенка отвели к этому человеку? Я этот вопрос сейчас задаю всему обществу. Просто подумайте, какие-то дядьки в штатском ходят по школам и допрашивают детей. У них что, больше дел нету? Пускай по притонам ходят, по рынкам, — заявила Мария Старостина.
В данной ситуации правы родители, отметил адвокат Тарас Котосин: «Не допускаются какие-либо визиты в школу, давление там на ребенка, это нарушение прав обучающегося».
Получить комментарий гимназии №1567 изданию пока не удалось. Сам «эшник», старший оперуполномоченный по особо важным делам центра «Э» ГУ МВД России Александр Бахирев от разговора отказался, в пресс-службе на запрос пока не ответили, пишет «Медуза» (издание внесено в список иноагентов в России).
* - внесен Росфинмониторингом в перечень организаций и физлиц, причастных к терроризму и экстремистской деятельности.