Меню

Дорогая наша энергетика

По итогам III кв. с.г. у машиностроителей впервые  зафиксирован прирост объемов производства. И, как справедливо отмечалось на заседании, во многом благодаря тому, что по сути их кредитуют энерге

Заседание президиума Союза машиностроительных предприятий Свердловской области обсуждало ситуацию с энергосбережением и пути снижения энергозатрат.

По итогам III кв. с.г. у машиностроителей впервые
 зафиксирован прирост объемов производства. И, как справедливо отмечалось на заседании, во многом благодаря тому, что по сути их кредитуют энергетики. Ибо при существующей банковской ставке неплатежи энергетикам — практически единственный способ поддержать производство. Однако ясно же, что вечно такое положение продолжаться не может. Вполне закономерно, что РАО "ЕЭС России" настаивает, причем весьма жесткими методами, на увеличении платежей за электроэнергию (все программы реструктуризации АО-Энерго преследуют в конечном счете одну цель — добиться прибыльной работы системы), а "Свердловэнерго" во исполнение этих настойчивых указаний уже довело денежные платежи до уровня 40%. Октябрьский кризис "Свердловэнерго" ударил по машиностроительным предприятиям области, только начинающим выбираться из трясины упадка, наиболее ощутимо.
Предприятия начали осознавать, что выход из положения в платежах и энергосбережении. Энергоаудит, проведенный на 60 заводах области службой Госэнергонадзора, показал, что резервы здесь очень большие. По словам Александра Евпланова, зам. начальника управления Свердловэнергонадзора, примерно 30% топливно-энергетических ресурсов можно сэкономить на предприятиях только за счет организационных мероприятий. Энергетическая политика в Свердловской области строится на трех основных принципах: тарифное регулирование, паспортизация, обучение и пропаганда.
 
Что касается повышения тарифов, то возможности здесь не
 очень велики, а главное, не всегда эффективны. Как известно, предыдущее повышение так и не обеспечило безубыточную работу "Свердловэнерго", а именно отсутствие оборотных средств сказалось на поставках топлива, что в конечном счете и привело к октябрьским энергетическим бедам в области. Кроме того, существующая система перекрестного субсидирования (которое обходится области примерно в 3 млрд руб.) и без того подняла стоимость энергоресурсов для многих предприятий на недосягаемую высоту, так что поднимать их дальше — значит просто погубить едва наметившееся оживление производства. Базовые подходы областной энергетической комиссии к тарифному регулированию за потребляемые энергоресурсы определены в решении "Об утверждении регламента и состава рабочей группы по разработке мер повышения энергетической эффективности предприятий Свердловской области". Здесь тариф четко увязан с уменьшением энергоемкости продукции и с мерами по энергосбережению. Два существенных направления стимулирования энергосбережения приветствуются энергетической комиссией: внедрение на предприятиях систем коммерческого учета потребляемых энергоресурсов и создание "зон энергетической эффективности". Предприятия, занимающиеся внедрением энергосберегающих технологий, будут получать отсрочку платежей "Свердловэнерго", снижение тарифов.
Еще в феврале 1999 г. энергетическая комиссия приняла решение "О внедрении автоматизированных систем коммерческого учета электрической энергии (АСКУЭ)". Утвержден "Порядок стимулирования потребителей (предприятий), осуществляющих создание коммерческих АСКУЭ (на период их внедрения)" и "Порядок расчетов за потребляемую электрическую энергию (мощность)" с такими предприятиями. На период внедрения и опытной эксплуатации коммерческой АСКУЭ "замораживается" задолженность потребителя перед снабжающей организацией за потребленную электроэнергию. Платить придется меньше, но при условии, что система будет прозрачна для "Свердловэнерго": техническое задание на создание системы и проектная документация должны согласовываться с органами Госстандарта и энергоснабжающей организацией и предусматривать передачу ей информации в определенном объеме и периодичности. Суть в том, что при внедрении АСКУЭ предприятия будут платить не за заявленную, а за фактически потребленную мощность. А это целый переворот в сознании наших энергетиков, с трудом пробивающий себе дорогу.

В настоящее время лишь два предприятия области — Север-
 ский трубный завод и Карпинский машиностроительный — внедрили у себя АСКУЭ, но порядка сотни предприятий имеют установленную систему, которую используют для целей технического учета потребления. Ситуация с тарифами на электроэнергию заставляет их активнее заниматься коммерциализацией системы. Дело это достаточно затратное: система должна пройти метрологическую аттестацию. Только после этого может быть оформлен договор с энергоснабжающей организацией о переводе системы на коммерческий расчет. Предприятия идут на такие затраты. Например, Екатеринбургский завод "Лесмаш" предполагает закончить работы по внедрению АСКУЭ к середине 2000 г. АО "Уралгидромаш" проводит энергоаудит, а внедрение узла коммерческого учета подпиточной воды на заводской котельной с мая по октябрь с.г. сэкономило заводу 324 тыс. руб.
Зон высокой энергетической эффективности пока только две: КУМЗ и Альстом-СЭМЗ. По словам генерального директора Альстом-СЭМЗ Анатолия Кузницына, до конца года в результате всех внедренных мероприятий предприятие сэкономит 30% электроэнергии. Среди наиболее существенных — установка нового малярного конвейера, автоматизированная система освещения нового корпуса.
К сожалению, предприятия машиностроительного комплекса области пока практически не воспользовались возможностями энергосбережения.