Меню

Дороги, которые мы выбираем

Транспортный рынок — важнейшая составляющая хозяйственного «организма» любой страны. От того, как работает транспорт, во многом зависит общее состояние экономики, поскольку всем известно, что любой

Транспортный рынок — важнейшая составляющая хозяйственного «организма» любой страны. От того, как работает транспорт, во многом зависит общее состояние экономики, поскольку всем известно, что любой товар нуждается в доставке к потребителю. Чем меньше затраты на транспортировку и выше ее качество, тем больше шансов выгоднее продать этот товар.

Третий — не лишний

В работе транспортного рынка принимают участие производители транспортных услуг — перевозчики, грузоотправители (фирмы или частные лица) и продавцы этих услуг — экспедиторы. Остановимся на особенностях работы последних. На первый взгляд кажется, что экспедитор является лишним звеном в транспортной цепи и не стоит прибегать к его услугам, исключая тем самым «лишние» расходы. Однако такое мнение зачастую подтверждает старую поговорку, что скупой платит дважды, поскольку недостаточное знание рынка и условий перевозок может как раз привести к увеличению расходов на транспорт или возникновению различных проблем при транспортировке.

Рынок экспедиторских услуг в России начал развиваться в начале 90-х. В экономике западных стран экспедиторские (форвардинговые) компании давно играют важную роль, многие из них работают на этом рынке 100 и более лет. Советская плановая экономика не нуждалась в такого рода услугах, поскольку никто толком не считал расходов на транспорт и не было стимулов что-либо менять в устоявшейся транспортной системе страны. С появлением самостоятельных участников экономической деятельности, которые нуждались в более качественном и более дешевом транспортном обслуживании, появились экспедиторские компании.

По сути, экспедитор является диспетчером, который распределяет и оптимизирует транспортные потоки. Каким бы крупным ни был перевозчик, он всегда ограничен количеством собственных автомобилей и их наличием «в нужное время в нужном месте». Поэтому автотранспортные предприятия сами прибегают к услугам экспедиторов, которые, имея информацию о загрузках, помогут оперативно и оптимально использовать имеющийся подвижной состав.

Для заказчика, которому необходимо доставить груз, сотрудничество с экспедитором полезно. Имея связи со многими перевозчиками, экспедиторская компания обладает информацией о том, где и какие автомашины находятся в настоящий момент, и сможет подобрать именно тот автомобиль, который необходим отправителю. В случае, когда необходима организация транспортировки груза полным автомобилем, заказчик может сработать с перевозчиком без посредничества экспедитора, но при транспортировке небольших партий грузов или комбинированных перевозках это намного проблематичней. Чтобы качественно выполнять работу, экспедиторская фирма должна определенным образом развивать свою инфраструктуру.

Доставка небольших партий грузов

Массово распространенные в Европе транспортные схемы в России применяются пока только некоторыми компаниями. Так, на Западе давно работают схемы, похожие на наши автобусные. Когда, например, из Вены ежедневно в направлении Берлина отправляется автомашина, которая могла бы прихватить и ваш груз. Такую систему фирма «Олби-траст» использует при транспортировках небольших партий товара, когда нерентабельно гонять по всей Европе огромный грузовик, собирая коробки по 100 кг. Грузы доставляются из европейских стран на склад в Германии (в нашем случае в Берлин), где они принимаются, и ожидают, пока не наберется автомобиль, который доставит эти грузы в Россию. Время такой транспортировки может составлять примерно 8-14 суток (до Екатеринбурга), что сравнимо со сроками авиаперевозки. Если же учесть, что во многих авиакомпаниях существует очередь на грузоперевозки, то автомобильный вариант может оказаться экономически эффективным. Стоимость доставки груза до Екатеринбурга, включая переработку на складе и доставку до склада, в этом случае составит примерно DM 1,35/кг. В зависимости от условий контракта на поставку, отправитель может сам доставить груз на склад в Германии. При этом заказчик платит только за то место, которое занимает его груз в автомашине.

По прибытии груза на склад проверяются сопроводительные документы, упаковка и в случае необходимости производится переупаковка и паллетирование груза, поскольку европейские отправители имеют очень отдаленное представление о российских дорогах и последствиях для груза, перенесшего путь в 4000 км. На складе же производится таможенное оформление груза. Экспедитор несет полную ответственность за все погрузочно/разгрузочные работы на терминале в Германии, поскольку все грузы обязательно застрахованы. По нашим наблюдениям, подобная схема достаточно удобна и обходится недорого.

Комбинированные перевозки

Комбинированные транспортировки используются, когда одного вида транспорта (например, автомобиля) недостаточно. Из самых распространенных можно привести следующие: а) автомобиль + ж/д (контейнер или вагон), б) автомобиль + судно + автомобиль (или ж/д транспорт). При перевозке «авто + ж/д» груз доставляется на а/м до железнодорожной станции в Европе или на границу c Польшей. Если груз находится в контейнере, его можно ставить на платформу в Европе. Груз, который будет перевозиться в вагоне, может быть доставлен на грузовике к границе Беларуси и погружен в вагон МПС. Такая схема возникла вследствие того, что
ж/д колея в Западной Европе и странах бывшего СССР отличается своими стандартами и перегрузки в Бресте или Малашевичах не избежать.

Схема «авто — судно — авто (или ж/д)» используется при перевозках из стран Америки или Азии. Груз доставляется на автомашине до морпорта (при необходимости перегружается в морской контейнер), погружается на судно и доставляется в европейский порт (Германия, Прибалтика, Россия). В порту прибытия груз оформляется и перегружается на автомобиль или ж/д платформу. Это довольно сложная схема, которая требует очень серьезного к ней отношения, поскольку груз подвергается частым перегрузкам и проходит многочисленные таможенные процедуры. Каждый раз подбирается схема, наиболее соответствующая условиям конкретной поставки. А стоимость транспортировки рассчитывается «под» конкретную перевозку.

Посткризисные цены на международные автоперевозки у екатеринбургских перевозчиков и экспедиторов нынешней весной вновь несколько выросли (ориентировочная стоимость перевозок из Германии, Голландии, Бельгии, Австрии в Екатеринбург составляет сейчас около DM 7000, из Италии в Екатеринбург — DM 9000, экспортные перевозки в Европу обходятся в DM 4000-4700). Бензиновый кризис, по мнению специалистов, не нанесет сокрушительного удара по экспедиторскому рынку: грузоотправители вряд ли переориентируются на другие виды транспорта
(ж/д) из-за произошедшего повышения цен на топливо. Ситуация может измениться в худшую сторону, только если возникнет дефицит с автомобильным топливом (это чревато срывами сроков поставки, нарушением торговых контрактов, ростом недоверия отправителей к транспортным компаниям).