У государственных школ должны появиться конкуренты. Наталья Панова генеральный директор ООО «Центр недвижимости «Мир бизнеса» Моему сыну двенадцать лет. Первые пять лет он отучился в престижном гос
У государственных школ должны появиться конкуренты.
Наталья Панова
генеральный директор ООО «Центр недвижимости «Мир бизнеса»
Моему сыну двенадцать лет. Первые пять лет он отучился в престижном государственном лицее, но меня не устраивало, как построен в этом заведении образовательный процесс. Постепенно созрело решение перевести ребенка в частную школу, где он мог бы рассчитывать на индивидуальный подход.
В Екатеринбурге по большому счету нет достойной альтернативы государственным средним школам. На мой взгляд, это одна из самых острых проблем для людей, которые занимаются бизнесом. Перед родителями, отдающими работе большую часть своего времени, стоит непростая задача — воспитать развитую личность, успешного человека, достойного продолжателя семейного бизнеса. Отсюда — серьезный подход к выбору школы, в которой ребенку предстоит учиться одиннадцать лет. Екатеринбург предлагает родителям учреждения разного уровня — от обычных общеобразовательных школ до лицеев и гимназий с углубленным изучением иностранных языков, с математическим и гуманитарным уклоном. Причем некоторые из них де-факто стали платными.
Конечно, человек, способный оплачивать хорошее образование своего ребенка, делает выбор в пользу последних. Мы признали справедливость поговорки про бесплатный сыр, но не очень хорошо представляем, каким должно быть качественное образование. И сталкиваемся с парадоксальной ситуацией — многие престижные школы остаются «недочастными».
То есть они работают в системе государственного образования, а деньги за дополнительные преимущества взимают в качестве благотворительного взноса (в конкретной сумме, кстати). Взнос добровольный, но попробуйте не заплатить — ваша принципиальность скажется на отношении к ребенку. Однако подход к обучению и форма остаются прежними: в классах по 30-35 учеников, преподавательский состав хоть и высшей категории, но не всегда разделяющий принципы индивидуального подхода к ребенку. Интересы и увлечения детей зачастую не учитываются. Не усвоил ребенок пройденный материал — пожалуйста, к репетитору за отдельные деньги. Вопрос о том, адекватно ли он вписывается в коллектив сверстников, даже не рассматривается. Школьник — центр образовательного процесса — отходит на второй план. Не стану все лицеи и гимназии стричь под одну гребенку, но во многих школах, с которыми столкнулась я и мои знакомые, ситуация именно такая.
На мой взгляд, преимущества платного образования должны быть очевидными. В классах могут учиться не более десяти человек — такое ограничение позволит преподавателю работать с каждым ребенком. Учителя должны обеспечить ученику безопасность. Это значит, что после уроков дети будут находиться в школе на продленке и ждать, пока их не заберут родители. Как человек, связанный с бизнесом, я понимаю — собственник частной школы сделает все возможное, чтобы его бизнес развивался.
Так вот. Занявшись поисками, я обнаружила в полуторамиллионном Екатеринбурге всего пять частных школ. Почему? Увы, государство не заинтересовано в развитии частного образования. Несколько лет назад из Федерального закона «Об образовании» тихо убрали строчку о поддержке частников, оставив эти действия на усмотрение областных властей. Свердловская область, вероятно, уже единственный регион, отказавший частному образованию в поддержке. Другие территории помогают частным школам развиваться. В Московской области им позволяют выкупать арендуемые помещения. У нас такой практики нет — здания приобретаются через аукцион. В Самаре частным школам предоставляют дотацию из областного бюджета, которую они используют для своих нужд наряду с платой за обучение. Наши школы могут рассчитывать только на арендную льготу со стороны городских властей, благодаря чему и остаются на плаву.
Однако необходима более действенная помощь. Образование не дает такой рентабельности, как торговля и строительство. Этот бизнес можно развивать только в условиях льготного налогообложения и субсидирования. Именно поэтому в большинстве развитых стран образовательные учреждения полностью освобождаются от налогов.
Это логично: в частные школы отдают своих детей такие же екатеринбуржцы, которые перечисляют налоги в государственный бюджет. И государство обязано платить школам за обучение этих детей.
МНЕНИЕ ЗА
Татьяна Конышева
директор «Славянской школы»:
— Неприязнь, с которой государство сегодня относится к частному образованию, трансформируется в недоверие со стороны общества. Людям кажется, что частные школы занимаются экспериментами и самодеятельностью. На самом деле эти учебные заведения проходят процедуры лицензирования и аккредитации наравне с государственными, работают по таким же образовательным стандартам и выдают по окончании учебы свидетельства государственного образца, позволяющие поступать в вузы. Руководители стараются организовать процесс обучения так, чтобы каждый ребенок в коллективе смог раскрыться и найти себя. И в этом отношении у частных школ больше возможностей и свободы: принимая ребенка, там учитывают его пожелания и пожелания родителей, оценивают знания по разным направлениям и выстраивают индивидуальный план занятий — небольшое количество учащихся в классах позволяет это сделать.
Существует мнение, что частная школа — непомерно богатое учреждение. Это не так. Частная школа не вправе выродиться в коммерческую фирму по добыванию денег с родителей. Чтобы этого не происходило, должны быть сформированы компетентные контролирующие органы с эффективной системой оценки качества образования.
Мы не против государственных школ. Они, безусловно, важны, но при этом должна быть альтернатива. Как вариант — сеть маленьких государственных школ. Такой проект обсуждался на федеральном уровне, но не получил продолжения. И наряду с этим необходима поддержка частного образования. Мы — за возможность выбора.
директор «Славянской школы»:
— Неприязнь, с которой государство сегодня относится к частному образованию, трансформируется в недоверие со стороны общества. Людям кажется, что частные школы занимаются экспериментами и самодеятельностью. На самом деле эти учебные заведения проходят процедуры лицензирования и аккредитации наравне с государственными, работают по таким же образовательным стандартам и выдают по окончании учебы свидетельства государственного образца, позволяющие поступать в вузы. Руководители стараются организовать процесс обучения так, чтобы каждый ребенок в коллективе смог раскрыться и найти себя. И в этом отношении у частных школ больше возможностей и свободы: принимая ребенка, там учитывают его пожелания и пожелания родителей, оценивают знания по разным направлениям и выстраивают индивидуальный план занятий — небольшое количество учащихся в классах позволяет это сделать.
Существует мнение, что частная школа — непомерно богатое учреждение. Это не так. Частная школа не вправе выродиться в коммерческую фирму по добыванию денег с родителей. Чтобы этого не происходило, должны быть сформированы компетентные контролирующие органы с эффективной системой оценки качества образования.
Мы не против государственных школ. Они, безусловно, важны, но при этом должна быть альтернатива. Как вариант — сеть маленьких государственных школ. Такой проект обсуждался на федеральном уровне, но не получил продолжения. И наряду с этим необходима поддержка частного образования. Мы — за возможность выбора.
МНЕНИЕ ПРОТИВ
Владимир
Соловаров
председатель попечительского совета, исполнительный директор благотворительного фонда гимназии «Менталитет»:
— Наивно полагать, что за деньги, большие или малые, любая — частная или муниципальная — школа без ведущей и основополагающей моральной и нравственной роли семьи в состоянии сформировать высокоразвитую личность — Человека. Людям, отдающим работе большую часть времени, стоит задуматься, что важнее — добывание денег или воспитание детей. Оправдание своего безучастия работой и занятостью не аргумент.
А развитию частного образования ничто не мешает. Частная школа создается прежде всего для получения прибыли ее учредителями — отсюда запредельно высокие цены на услуги (а они действительно таковы, если учитывать все реальные затраты и среднюю норму прибыли на вложенный капитал), боюсь, недоступные для представителей большей части среднего класса.
Противопоставление же качества частной и государственной форм обучения, на мой взгляд, надуманное. Суть этого вопроса проста — все дело в моральных, деловых и профессиональных качествах людей, руководящих процессами. Форма собственности здесь не главное.
Если вы своевременно и щедро платите, руководство школы не позволит усомниться, что ваш ребенок — «развитая личность, успешный человек, достойный продолжатель семейного бизнеса», но качество образования можно проверить только на выпускных и вступительных экзаменах.