Все больше людей готовы платить, чтобы освободить несколько часов своего времени. И если несколько лет назад обмен времени на деньги существовал в «вещной» форме, то сейчас покупается «чистое время».
За примерами ходить далеко не нужно: большой популярностью пользуются, к примеру, услуги клининга, люди покупают готовую еду в гипермаркетах, услуги такси стали нормой для тех, кому надо быстро добраться из точки А в точку Б.
Бесконечный список продолжает доставка грузов и разного рода посылок. Житель мегаполиса понимает, что за несколько десятков или сотен рублей он купит один, два или больше часов своего времени, которое ушло бы на поездку до пункта самовывоза и обратно. Это время люди предпочитают тратить более продуктивно.
Применительно к доставке грузов в целом наблюдается коренной перелом: бурный рост интернет-торговли ведет к уменьшению среднего объема и веса отправления и увеличению количества покупок. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в Уральском Федеральном округе по итогам 2017 года прирост онлайн-ритейла составил 33,8%, что явилось самым высоким в стране результатом.
«Важным трендом можно назвать рост спонтанных онлайн-покупок. Этот тренд накладывает свои требования в том числе и на логистику. Доставка должна быть быстрой: день в день либо на следующий день до 10 утра. В противном случае спонтанная покупка превратится в невостребованный заказ», — говорит Надежда Романова, CEO PickPoint, в рамках исследования Data Insight.
Добавим, что невостребованный (отмененный) заказ — прямая упущенная выгода для интернет-магазинов.
«Рост роли смартфонов и других гаджетов, в совокупности с изменениями в образе жизни населения, ориентации на эффективное использование времени и желании получать товары как можно скорее, приводит к ужесточению требований к уровню сервиса логистических провайдеров. Это приводит к росту потребности в доставке в день размещения заказа, а также доставке в точные интервалы — 1 час, 30 и 15 минут», — согласен Максим Болотских, руководитель B2B Lamoda.
На рынке доставки работает много игроков — от крупных федеральных транспортно-логистических операторов до мелких городских курьерских служб, когда речь о доставке в рамках одного города.
В разы сложнее, чем трасса
Городские перевозки — один из самых сложных элементов транспортной логистики, где прибыль перевозчика прямо связана со времени нахождения машины в рейсе. С другой стороны, при внутригородских доставках клиенты вполне логично ожидают доставку в день заказа. Поэтому перевозчику необходимо искать варианты маршрута (с учетом всех ограничений, закрытых частных территорий), сопоставлять маршруты по времени, геопозиции, сменности водителей и т.д. Если при междугородной перевозке предполагается одна-две точки погрузки и одна-три точки выгрузки, во внутригородской перевозке счет идет на многие десятки.
По доходности для перевозчика в среднем одна трехдневная междугородная перевозка эквивалентна 15-20 доставкам внутри города. Поэтому успешно внутригородской доставкой могут заниматься крупные компании с серьезными технологическими платформами, которые рассчитывают все программным путем. Кстати, с проблемой выбора перевозчика рано или поздно сталкивается абсолютно любой растущий интернет-магазин: если сначала 5-10 машин вполне хватает, то потом просто докупать автопарк и нанимать водителей становится невыгодно — надо вкладываться в технические решения.
В случае, когда осуществляется междугородняя перевозка с опцией от двери до двери — что в настоящее время совсем не редкость, — круг компаний-перевозчиков, способных предоставить такую услугу, сужается: дело в ограничениях на проезд крупнотоннажного и среднетоннажного транспорта в черте города. Поэтому надо обладать парком малотоннажных машин или сотрудничать с проверенными партнерами.
Крупные перевозчики делают пакетные предложения, когда заказ «от двери до двери» обходится дешевле, чем сумма опций «забор от двери отправителя» и «доставка до двери получателя». Крупные компании включают все больше бесплатных опций в состав услуги — например, предложение по доставке малогабаритных грузов от «Деловых Линий» предполагает бесплатную разгрузку и выгрузку с доставкой на этаж грузов до 10 кг.
«У нас растет доля заказов дверь в дверь, — говорит советник по развитию ГК «Деловые Линии» Андрей Воленко. И мы ожидаем дальнейшего роста заказов в этом сегменте. Наше предложение очищено от избыточной запутанной детализации для клиента — расчет сроков и стоимости происходит в один клик. В качестве бесплатной опции — картонная упаковка. В целом у наших прямых конкурентов нет аналогичного продукта по малогабаритным грузам».
При заказе доставки «от двери до двери» нетрудно запутаться в тарифах: некоторые компании по-разному тарифицируют документы и посылки, и в целом тариф часто бывает непрозрачен.
Сама по себе автодоставка будет актуальной и практически безальтернативной еще несколько лет, пока ей на смену не придут дроны-беспилотники. Пока же для них инфраструктуры и правовых норм нет.