Меню

Доход швейного ателье — от 80 тыс. руб. в месяц

По данным администрации Екатеринбурга, с января по сентябрь 2006 г. в городе открылось 21 швейное ателье, закрылось — в два раза меньше. Предприниматели убеждены, что новых ателье с каждым годом бу

По данным администрации Екатеринбурга, с января по сентябрь 2006 г. в городе открылось 21 швейное ателье, закрылось — в два раза меньше. Предприниматели убеждены, что новых ателье с каждым годом будет только прибывать: потребительский спрос на ремонт одежды постоянно увеличивается.
 
Две основные услуги швейных ателье — пошив и ремонт одежды. Как замечают операторы рынка, в последние несколько лет спрос на пошив изделий упал — рынок переполнен готовой продукцией. АНАСТАСИЯ ГЕННИНГ, директор трикотажного ателье «Веретено», подчеркивает, что струк­тура спроса поменялась: «К нашим услугам чаще всего прибегают люди, у которых требования к одежде более высокие, чем у большинства, — те, кто хочет чтото особенное, и люди с нестандартной фигурой».
С другой стороны, потребительская активность привела к росту спро­са на ремонт одежды. ЮЛИЯ ­ВЕСЕЛОВА, директор ателье Macote: «Часто покупные вещи требуют доработки — нужно укоротить брюки или рукава, подогнать по фигуре и т. д.». Именно поэтому в торговых центрах стали появляться точки по ремонту одежды, констатирует НИНА РУЧКИНА­, директор «Ателье Нины Ручкиной».
 
Хотя ремонт одежды более дешевая услуга, чем пошив, заработать на нем можно за счет скорости и большего числа заказов, объясняет гжа Веселова: «Если пошив одной вещи в среднем стоит от 2 тыс. руб. и занимает две недели, то ремонт можно произвести даже в течение 30 минут, стоимость начинается от 150 руб.».
 
В Екатеринбурге есть специализированные ателье, занимающиеся, к примеру, только купальными костюмами либо изделиями из меха. Однако эксперты считают, что на первых порах лучше браться за любые заказы. Юлия Веселова уверена: чем шире спектр услуг ателье, тем выше у него шансов выжить.
 
Где открывать швейное ателье?


Ателье, которое будет заниматься и пошивом, и ремонтом одежды, лучше открывать как можно ближе к центру города — советуют эксперты. В этом районе сконцентрированы магазины, торгующие тканями. Юлия Веселова называет самым подходящим вариантом, когда ателье находится рядом с таким магазином.
 
Второй критерий выбора места — высокая проходимость. Вход в ателье должен располагаться со стороны оживленной улицы, чтобы заведение можно было легко заметить, считает гжа Веселова. Игроки рынка рекомендуют также выбирать помещения рядом с остановками общественного транспорта.
 
Отличное место для ателье, специализирующегося на ремонте, — торговый центр. Там сосредоточено большинство магазинов одежды, а значит, будет высокий спрос на услуги ремонта, объясняет ОКСАНА ИВАНОВА, директор ателье «Александровский портной».
 
Владельцы ателье говорят, что аренда одного кв. м в месяц обходится им от 1000 до 1800 руб. в центре города и от 500 руб. — в отдаленных районах, таких как Уралмаш и Эльмаш. Для скромного швейного ателье потребуется не менее 2025 кв. м. На этой территории можно разместить рабочие места, примерочную, зону для приема и обслуживания клиентов, отмечает гжа Иванова. Средняя площадь ателье — 5070 кв. м. Лучше предусмотреть отдельное помещение для салона, где можно принимать клиентов, и для цеха, где работает персонал, считает Нина Ручкина: «В нашем ателье только салон занимает 20 кв. м. Здесь достаточно места для примерок, могу одновременно разместиться и я сама с гостем, и модельерконструктор, который снимает мерки. Тут же представлены вещи из наших коллекций».
 

 
СОВЕТ от ателье Macote:
«Ателье, занимающееся не только ремонтом, но и пошивом одежды, должно находиться на первом этаже. Выше могут располагаться только заведения, у которых есть постоянные клиенты: заказчиков устраивает качество оказываемых услуг, и они не собираются уходить. Открыв ателье на втором этаже или выше, вы можете лишиться значительного количества клиентов: многие негативно относятся к препятствиям вроде лишних подъемов».


Какой персонал нанять?


Сотрудников для ателье в основном подбирают через объявления в СМИ и используя личные связи. Оксана Иванова: «Я обращаюсь в газеты «Есть работа», «Быстрый курьер», «КарьераУрал», «Работа для вас». За две недели в среднем выходит около 20 объявлений, стоит это примерно 1000 руб.». Можно размещать объявления в Интернете, в частности на сайте www.е1.ru, советует Нина Ручкина.
 
Обычно ателье открыты с 10.00 до 20.00 пять дней в неделю. Если же принимать клиентов без выходных, персонала требуется вдвое больше. В ателье, которое будет обслуживать заказчиков в одну смену, на постоянную работу понадобится закройщик и две швеи. В новую фирму лучше всего нанимать закройщикауниверсала — он может кроить и легкую, и верхнюю одежду, как мужскую, так и женскую, отмечает гжа Иванова. Швеи должны уметь и шить, и ремонтировать вещи. ТАТЬЯНА БИДНИК, директор ателье «Татьяна», говорит, что в маленькой организации директор может сам принимать заказы, выполнять функции и закройщика, и модельера.
 
В среднем швея зарабатывает 10 тыс. руб., закройщик — 15 тыс. руб. Оплата труда во многих ателье сдельная: закройщик и швеи получают от 25 до 40% от заказа, рассказывает Оксана Иванова: «При этом в месяц у нас может быть от четырех до десяти заказов на пошив и около 250 — на ремонт одежды». Успех бизнеса по пошиву одежды напрямую зависит от персонала. Поэтому к сотрудникам предъявляют высокие требования, главные из которых — специальное образование и опыт работы. Если с подбором швей обычно трудностей не возникает, то найти хорошего закройщика — большая проблема, считают эксперты. Профессионалы работают на дому, а у молодых выпускниц школы закройщиц нет опыта, что может негативно сказаться на качестве, предупреж­дает гжа Бидник. ЛЮДМИЛА ­ПАШЕВИЧ, директор Модного дома Людмилы Пашевич, добавляет, что опыт необходим и самому директору ателье — он обязан хорошо разбираться в швейном производстве: «Руководитель должен участвовать в процессе, чтобы добиться высокого качества изделий».
 
Какое оборудование купить?


Минимальный набор оборудования для открытия швейного ателье — оверлок, две швейные машины, закройный стол, утюг, гладильная доска, три манекена, два вешала. По подсчетам экспертов, весь комплект обойдется примерно в 100 тыс. руб.
 
В основном ателье работают на специализированном промышленном оборудовании. В Екатеринбурге его продают в магазинах «Надэль», «Этсолер» и «Шаттл». Однако первое время можно обойтись и бытовыми машинами, говорит Нина Ручкина: «Цены на промышленное оборудование начинаются от $1 тыс. Оно крупнее бытового — потребуется большой цех». Как полагает гжа Ручкина, бытовые швейные машины, кроме цены, имеют еще одно преимущество — они позволяют делать несколько вариантов строчек (промышленные обычно выполняют только одну операцию). Но качество, скорость работы и срок службы у профессионального оборудования в несколько раз выше. «Как правило, вложения в промышленные машины оправдывают себя при изготовлении «массовки». Если нет крупных объемов, можно работать на бытовом оборудовании и на маленьких площадях», — уверена Нина Ручкина.
 
Потребуются вспомогательные инструменты (ножницы, метр, лекала, иглы, сантиметры) и расходные материалы (нитки, дублерин, молнии, плечевые накладки). Последние ателье закупает самостоятельно, затем включает в стоимость пошива. Обычно запасы пополняют ежемесячно. Оксана Иванова говорит, что в среднем на расходные материалы и инструменты требуется от 2 тыс. руб. в месяц. Юлия Веселова: «Делать запасы бессмысленно. Мы не покупаем крупных партий, скажем, не берем дублерина больше чем 3 м за раз. Поэтому затраты на расходные материалы у нас минимальные, примерно 500 руб. в месяц».
 

 
СОВЕТ от ателье «Татьяна»:
«Не нужно сразу покупать дорогое новое оборудование. Лучше всего приобрести подержанные машины. Потом, если дела пойдут хорошо, — продать их и взять новые. Хорошие швейные машины б/у можно купить и за 5 тыс. руб. Найти их легко через объявления и на распродажах у закрывающихся ателье».
Как привлекать покупателей?


Эксперты единодушны — ателье необходима реклама. По словам Людмилы Пашевич, главное — привлечь внимание проходящих мимо людей: «Удачное месторасположение, когда ателье выходит на оживленную улицу, в сочетании с хорошей вывеской обеспечит достаточный поток клиентов». Как оценивают эксперты, почти 50% заказчиков узнают об ателье только благодаря вывеске над входом. Изготовить ее стоит 510 тыс. руб. Юлия Веселова считает, что можно обойтись и штендером: «Мы заказали штендер за 1,5 тыс. руб. (сейчас он стоит 3 тыс. руб.). Этого оказалось достаточно. Большая часть клиентов узнала о нас как раз благодаря ему».
 
Игроки рынка советуют не ограничиваться одной лишь вывеской и размещать информацию во всевозможных справочных системах — печатных, телефонных и сетевых (например, на портале «Уралфирм», в телефонной службе «Что? Где? Почем?» и т. п.). Именно там наводят справки об ателье потенциальные клиенты, говорит Анастасия Геннинг. Владельцы ателье подсчитали, что на подобную рекламу достаточно тратить от 700 до 1500 руб. в месяц.
 

 
СОВЕТ от ателье «Александровский портной»:
«Не нужно рекламироваться в масштабах всего города. Наш опыт показывает, что в основном клиенты ателье — люди из близлежащих районов. Поэтому реклама должна быть адресной, охватывающей территорию примерно в радиусе километра от ателье. Хорошую отдачу дает расклейка объявлений в подъездах и рассылка по почтовым ящикам. В среднем в месяц на это требуется 2 тыс. руб.».


Остальные виды продвижения себя не оправдывают. Юлия Веселова: «Мы перепробовали все: и в глянцевых журналах размещались, и в газетах, и на телевидении, заказывали ролики на мультимедийных экранах. Даже раздавали все лето флаерсы на пр. Ленина. Это была пустая трата денег: ничего не работает».
 
Нина Ручкина, впрочем, не сомневается, что реклама в глянцевых журналах может быть эффективной. При условии, что она будет не разовой, а регулярной — не менее трех месяцев. Однако такая кампания требует солидных вложений. Гжа Ручкина: «Полоса в глянцевом журнале в среднем стоит 2060 тыс. руб. Также потребуется качественный макет, для создания которого необходим фотограф, модель и визажист. Их услуги могут обойтись от 7 до 21 тыс. руб.».
 
Когда окупятся вложения?


Срок окупаемости швейных ателье зависит от стоимости аренды и посещаемости павильона. Спрос, утверждают эксперты, колеблется от сезона к сезону. Самое провальное время — январьфевраль, а наиболее прибыльное — перед Новым годом (поток клиентов увеличивается втрое). В среднем дневная посещаемость — пятьдесять человек, констатирует Юлия Веселова. По мнению Анастасии Геннинг, количество клиентов зависит от погоды и от дня недели: в плохую погоду заказчиков почти нет, а после выходных посетителей больше, чем в другие дни.
 
Минимальный поток клиентов, чтобы ателье работало в ноль, — пять человек в день, подсчитали эксперты. Гжа Веселова: «Чтобы достичь такой посещаемости, может потребоваться от двух до шести месяцев».
 
Спрос на ремонт одежды, по мнению предпринимателей, выше, чем на пошив. Юлия Веселова утверждает, что в ее ателье ремонт составляет 60% от количества всех заказов. В других заведениях эта цифра может превышать 90%. Чаще всего клиенты приходят, чтобы подшить брюки или заменить молнию. Средняя стоимость этих услуг — 150 и 300 руб. соответственно. Одежду на заказ шьют преимущественно женщины, замечает гжа Веселова. Наибольшей популярностью у них пользуется пошив юбок, блузок, брюк и пиджаков.
 
Средний чек в ателье города, по оценкам экспертов, равен примерно 500 руб. Минимальный доход, как отмечает Оксана Иванова, составляет 100 тыс. руб. в месяц. При меньшем обороте заниматься этим бизнесом бессмысленно — делится опытом гжа Иванова.
 
Впрочем, по словам экспертов, спрос позволяет окупить вложения в ателье за год, при неблагоприятном развитии ситуации — за два года.
 
 
bonus
Направления для дальнейшего развития
Швейное ателье может перерасти в модный дом. Для этого потребуется дизайнер, который будет конструировать авторские вещи, кроме того, необходимы вложения в раскрутку его имени. Придется потратиться на создание коллекции, рекламную кампанию, показы и презентации, рассказывает Нина Ручкина. «Ежемесячные расходы на рекламу для начинающих могут составить в среднем 1050 тыс. руб. Сюда входят затраты на рекламу в СМИ, визитки, буклеты, фирменные бланки, пакеты. Плюс изготовление коллекций, дефиле. В итоге имя дизайнера может стать узнаваемым примерно через одинтри года. Этот процесс можно ускорить, если вкладывать солидные суммы — от 100 тыс. руб. ежемесячно», — добавляет она. По словам гжи Ручкиной, прибыль модного дома в 510 раз превышает прибыль обычного ателье.

детали
На чужих ошибках


Юлия Веселова
директор ателье Macote:
«Когда мы только открылись, решили, что нам необходим запас тканей: думали, будем и шить, и ткань продавать. Съездили в Москву, закупили. У нас не было помещения для хранения большого ассортимента, поэтому мы взяли понемногу образцов разного вида. Но оказалось, что у нас и у наших клиентов совершенно разные вкусы. Та ткань, которую мы купили, им не приглянулась. Поэтому наши запасы так и пролежали, деньги были потрачены впустую. Не стоит смешивать два формата, задача ателье — пошив и ремонт, а не торговля».

Людмила Пашевич
директор Модного дома Людмилы Пашевич:
«У нас был опыт сотрудничества с ЦУМом: мы размещали там свою одежду. Тогда наше ателье было небольшим, мы думали, что так нас заметят. Но из затеи ничего не вышло. Вещи просто потерялись среди ассортимента одежды, представленного в ЦУМе. Теперь у ателье есть собственный салон, в котором продают только наши модели».

Нина Ручкина директор ­«Ателье Нины Ручкиной»:
«Телевидение — очень дорогой рекламный канал. Несмотря на это, до того как мы стали размещаться в журналах «Я покупаю» и «Стольник», о нашем ателье вышло несколько телепередач. Ожидания себя не оправдали: мы не получили ни одного нового клиента. Телевидение эффективно, когда у компании имеется солидный рекламный бюджет: число повторов ролика должно измеряться десятками, притом что создать один ролик стоит не менее 6 тыс. руб. Сейчас основную ставку делаем на глянцевые журналы: они охватывают меньшую аудиторию, но зато ту, которая для нас целевая».

итоги
Цена входного билета
Расчет для швейного ателье, арендующего 30 кв. м в офисном здании в центральном районе. Услуги — пошив и ремонт одежды. Работает закройщик и две швеи. Персонал получает 40% от заказа. Режим работы: с понедельника по пятницу с 10.00 до 20.00. Посещаемость — 7 человек в день, средний чек — 500 руб.