Компромиссный вариант нового Трудового кодекса РФ будет выработан специально созданной согласительной комиссией. Рассмотрение КЗОТа в Госдуме перенесено на 20 апреля. Председатель Федерации независ
Компромиссный вариант нового Трудового кодекса РФ будет выработан специально созданной согласительной комиссией. Рассмотрение КЗОТа в Госдуме перенесено на 20 апреля.
Председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков считает, что именно активные действия профсоюзов заставили власть перенести рассмотрение проектов КЗОТа в Госдуме 21 декабря и создать согласительную комиссию, в состав которой войдут депутаты, представители Правительства РФ и профсоюзов. Как заявил зам. председателя думского комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев, проект нового Трудового кодекса РФ, скорее всего, будет подготовлен на основе двух имеющихся альтернативных вариантов — разработанного Правительством РФ и комитетом Госдумы по труду и социальной политике.
В рамках Всероссийской акции протеста против принятия Госдумой правительственного варианта КЗОТа в канун Нового года в Екатеринбурге прошел митинг, организованный федерацией профсоюзов Свердловской области. Участники акции — более 2 тыс. трудящихся предприятий Свердловской области — выразили недовольство по поводу почти полного устранения профсоюзов из взаимоотношений «работодатель — работник». Из нового варианта практически исчезает само понятие «трудовой коллектив». Перестав быть его членом, наемный рабочий останется один на один с работодателем.
Новый вариант КЗОТа обсуждался в Федерации профсоюзов Свердловской области. Принципиальная позиция профсоюзов —
поддержка депутатского варианта КЗОТа и неприятие правительственного варианта. По мнению Владислава Осинцева, зам. председателя федерации профсоюзов Свердловской области, правительственный вариант Трудового кодекса сокращает государственные гарантии трудовых прав путем введения дополнительных 7 оснований для увольнения (за разглашение государственной, коммерческой, служебной тайны и т.д.), упрощает процедуру увольнения, не учитывает Конвенцию международной организации труда (которая дает больше гарантий). Депутатский проект, в отличие от правительственного, позволяет укрепить правовой статус наемных работников и профсоюзов, которые намерены сохранить за собой все права, содержащиеся в сегодняшнем КЗОТе, в т.ч. решающее слово в вопросах найма и увольнения работников.
Сегодня трудовое законодательство нарушается как в государственных, так и в коммерческих организациях. Большинство льгот, гарантированных работнику КЗОТом (учебный отпуск, отгулы за донорство и участие в добровольных общественных формированиях), не всегда выполняются. Добиться восстановления нарушенных прав можно только через суд. По мнению Георгия Леонтьева, депутата Госдумы по Каменск-Уральскому избирательному округу, члена депутатской группы «Народный депутат», одной из причин нарушения закона со стороны работодателя стало возложение на него (независимо от формы собственности и организационно-правовой формы) финансирования льгот и гарантий, установленных государством.
Основные разногласия сторонников проектов связаны с различием степеней свободы работодателя в вопросах найма, увольнения, изменения условий труда и объема предоставляемых прав, льгот и гарантий. К примеру, ст. 143 правительственного варианта КЗОТа указывает, что индексация при задержке заработной платы будет проводиться в порядке, установленном законодательством. Ст. 100 депутатского проекта предусматривает ежеквартальную индексацию зарплаты (выплата соответствующих процентов). Правительственный вариант расширяет практику применения срочных договоров при найме на работу, сокращает количество льгот и гарантий (ограничение на ночные смены и командировки для женщин, снятие двухлетнего отпуска по уходу за ребенком). Это, по мнению депутатов, существенно ущемит права работников и поставит их в большую зависимость от администрации. Сторонники депутатского варианта опасаются, что сверхурочная работа, оплачивать которую по правительственному проекту не обязательно, может привести к 12-часовому рабочему дню и 56-часовой рабочей неделе. Возможно, что работников будут принуждать соглашаться на сверхурочную работу и добровольно подписывать соответствующие документы.
По мнению председателя первичной профсоюзной организации Уральского оптико-механического завода (УОМЗ) Юрия Федорова*, если изменять трудовые законы, то только в сторону улучшения. Самым верным в данной ситуации будет работа специальной согласительной комиссии, в которой учли бы интересы всех сторон: работодателя, профсоюзов и наемных рабочих. Прежний КЗОТ не учитывает многих аспектов современной рыночной экономики. Так, на частных предприятиях практически отсутствуют профсоюзные комитеты. В новом Трудовом кодексе, в частности, ущемлены права профсоюзов в том, что работодатель не будет выделять средства на их содержание. В настоящее время профсоюзы финансируют сами себя, но работодатель, согласно закону, предоставляет профсоюзному комитету помещение, средства связи, охрану, транспорт и т.д. По действующему законодательству, профсоюзный комитет имеет право выступить с законодательной инициативой при заключении коллективного договора с работодателем, составляя нормативные документы, тем самым расширяя дополнительные права трудового коллектива. По новому правительственному варианту, профсоюзный комитет будет проводить только консультации. Юрий Федоров* уверен, что необходимо сохранить принятые ранее нормы труда, такие как 8-часовой рабочий день и 40-часовая рабочая неделя. При этом Федоров не против некоторых моментов правительственного Трудового кодекса, например, он считает, что директор предприятия имеет право уволить работника за разглашение коммерческой тайны.
Председатель профсоюзного комитета Уралмаша Юрий Кочетов считает, что в настоящее время КЗОТ реально действует только на крупных предприятиях. Вариант нового трудового законодательства должен устраивать работодателей любых форм собственности. Государство же должно защитить трудящихся, пользующихся социальными льготами (инвалидов, женщин и т.д.), предоставляя работодателю какие-либо льготы, чтобы ему было выгодно взять их на работу.
По мнению министра труда и социального развития Александра Починка, тексты проектов на 90% схожи. Самые принципиальные разногласия — это права профсоюзов, и они хотят сохранить за собой возможность участия в управлении производством и право на монопольное представление интересов трудящихся. Г-н Починок предлагает разбить Кодекс на разделы и работать с ними последовательно с тем, чтобы выделить 4-5 принципиальных разногласий, по которым и нужно искать компромисс.
Ныне действующий Кодекс законов о труде был принят еще 1971 г. За это время КЗОТ изменялся и пополнялся более 20 раз. О необходимости разработки нового Кодекса говорили еще в 1991 г. Из общего числа жалоб и заявлений, принятых к производству в 1999 г., более 14% касались нарушений в сфере трудовых отношений.
* - выполняет функции иностранного агента