«Те, кто покупают франшизу, должны понимать, что всё, что они делают, они делают ради капитализации той марки, которая им не принадлежит». Опыт предпринимателей, работающих с франшизой.
Часто франшизу воспринимают как легкий способ начать собственное дело. Однако и владельцы франшиз, и франчайзи отмечают: трудности при такой модели могут возникнуть там, где не ждали. Мы попросили предпринимателей, работающих с франшизами, назвать выгоды и узкие места этого процесса.
Опыт и репутация в вопросах франшизы играют большую роль. Например, когда я в 2004 г. открывал в Екатеринбурге фитнес-клуб World Gym, одним из ключевых аргументов при переговорах с франчайзером был тот факт, что я возглавлял Федерацию бодибилдинга Свердловской области. Кроме того, в городе у меня на тот момент была собственная сеть спортклубов «Фитнес Шейп». (Кстати, World Gym стал первым иностранным брендом, который пришел в Екатеринбург по франшизе). Но генеральная франшиза World Gym в России принадлежала компании из Москвы, и я был ограничен в развитии. Поэтому когда в 2007 г. появилась возможность получить генеральную франшизу Powerhouse Gym — другого крупного мирового фитнес-бренда, я ей воспользовался. И снова мой опыт и моя репутация сработали на переговорах в плюс.
Франшиза — это не только марка и бренд-бук, это еще и бизнес-модель. Бывает так, что собственники поработали год-два по франшизе, возомнили себя профи и сменили вывеску. Или, что даже хуже, в кризис решили сэкономить на роялти и отказались от бренда. Говорят: таков менталитет российского предпринимателя. А я считаю, что это глупость.
Экономия на имени, которое ты сам же несколько лет развивал, — это инвестиции впустую. Это путь неэффективных собственников и топ-менеджеров. Ты не приобретаешь независимость, ты теряешь свое лицо.
Подробнее о том, как г-н Гиренко-Коцуба развивает франш-проекты, читайте в его колонке на DK.RU «Береги свой бренд!»
Владелец франшизы обычно настаивает на тех продуктах, которые должны покупать франчайзи, потому что в сфере общепита этот пункт напрямую влияет на качество товара. Мы даем рекомендации, даем контакты поставщиков, но не заставляем франчайзи работать с ними. При этом мы отслеживаем качество продукта у наших франчайзи и оцениваем конечные блюда. Мы обязательно обзваниваем новых покупателей франшизы и задаем им ряд вопросов, ключевой из которых звучит так: «Порекомендовали бы вы нашу компанию своим друзьям и знакомым? Оцените готовность рекомендации по шкале от 1 до 10». Если у этого франчайзи балл ниже, чем у остальных филиалов, то для нас это сигнал — есть проблема. Но мы оставляем за собой право отзывать концессию, правда, пока таких ситуаций не возникало.
Наш франчайзи получает сильную ИТ-систему, которая выстраивает рабочий процесс, обрабатывает заказы, автоматически делает заявки поставщикам и т.д., кроме того, часть полуфабрикатов мы производим сами, соответственно, ему не нужно думать, где взять тот или иной продукт.
Управлять бизнесом они могут так, как хотят. Мы даем только рекомендации. Что касается технологии, то никакой свободы мы не даем. У нас есть отдел контроля, который приезжает к франчайзи и проверяет его работу. Также мы частично контролируем маркетинг. Рекламные макеты должны быть согласованы с нами или же мы можем сами бесплатно сделать макет для франчайзи. А вот решения об акциях и промо-мероприятиях франчайзи может принимать самостоятельно.
Мы присутствуем в Тюмени, Челябинске и видим, что каждый регион специфичен. Ценообразование, уровень зарплат, есть маркетинговые особенности. Например, в Первоуральске практически нет наружной рекламы формата щитов, а в нашей компании они считаются предпочтительными для продвижения. Что делать? Ищем выход из ситуации, придумываем что-то новое.
Читайте также: Как «привязать» к себе франчайзи — колонка Ивана Зайченко на DK.RU
В 2016 г. я стала обладателем франшизы одной из крупнейших российских аптечных сетей. Средства на развитие бизнеса были взяты из семейного бюджета. Франшиза аптеки стоила 1,5 млн руб., но реально я потратила все четыре.
На открытие аптеки потребовалось примерно семь месяцев. Из них три ушло на ремонт помещения, закупку мебели и четыре — на лицензирование. Фармацевтическая деятельность фактически приравнивается к медицинской практике, и это налагает множество требований к помещению. Пока ждала лицензию, приходилось оплачивать аренду.
50 «квадратов» мне обходились в 100 тыс. руб. ежемесячно. Это очень много. Сегодня я понимаю, что за эти деньги я могла арендовать помещение в торговом центре, где выше проходимость. Так что если вы хотите открывать аптеку — не сеть, а именно одну аптеку, — то лучше это делать на периферии.
Если бы я сама открывала аптеку с теми знаниями, которые у меня есть сейчас, я бы потратила в два раза меньше — в 2 млн уложилась бы точно. Но это сейчас, когда у меня уже появился опыт.
Реальная история о том, как легко потерять миллионы, поддавшись обещаниям федерального бренда — читайте подробности на DK.RU
Те, кто покупают франшизу, должны понимать, что все, что они делают, они делают ради капитализации той марки, которая им не принадлежит. Вся реклама, продвижение, вечеринки — все это вклад в чужой бренд. Так что я считаю, что франшиза — это все-таки зло. Это как быстрые углеводы, которые вроде бы тебя быстро насыщают, но потом появляются проблемы.
Мы, например, приобретая франшизу «ChopChop», получили по сути только вывеску. Сейчас есть огромный том — руководство для партнеров, где прописано все вплоть до согласования пиар-кампаний и постов в Instagram. А когда мы начинали работать, ничего этого не было. То есть заходишь в проект под одним соусом, продолжаешь его под другим, заканчивать, видимо, будем под третьим. Ты как предприниматель любишь предпринимать, а тебе говорят — нет, ты наемник. Это вызывает постоянные конфликты, потому что договор все-таки прописан пространно, но закон все трактует в пользу правообладателя.
Поработав по франшизе, мы поняли, что не наш это путь — нам интереснее создавать свое. Так появились проекты «Короче», «Elementica» и «Holy Moly».
С самого начала мы старались определить, насколько наш продукт франшизоемкий, то есть сможем ли мы развивать его в формате франшизы. Сейчас мы не продаем франшизу «Короче» и «Elementica», хотя нас очень просят. Мы по-честному говорим: «Ребята, нам нечего вам предложить. Нужны ведь гарантии. Если у нас все получилось круто, это не значит, что у вас тоже получится, а мы дорожим нашими брендами и их репутацией».
У нас был не очень удачный опыт. Когда наш друг открыл в Шадринске барбершоп «Короче», мы ему всячески помогали, но он протянул четыре месяца. Менталитет населения оказался совсем иным. Барбершоп предполагает, что там подают алкогольные напитки бесплатно — эта фишка заведения, а в Шадринске никто пиво не брал, стеснялись.
Почему в создании франшизы есть что-то от порно-бизнеса — колонка Андрея Дворникова на DK.RU
Самое главное, что вам может дать франшиза, — это продажи. Два года назад, когда мы только выходили на рынок, квесты были никому не известны и приходилось долго всем рассказывать, почему это интересно. Сегодня бренд оказывает серьезную поддержку бизнесу.
Хороший квест можно построить за три месяца, но исчерпывающие согласования с франчайзером отнимают очень много времени. А еще проблема в том, что эксперты, которые помогают запускать нам квесты, находятся в Москве и в Екатеринбурге бывают крайне редко. При этом у каждого города своя специфика и свои особенности. Например, в Москве конкуренция на рынке выше, и эксперты могут посчитать, что данный квест или загадка устарели. Но на самом деле в Екатеринбурге таких квестов больше нет, и они нравятся людям.
При покупке франшизы важны два момента. Первое — очень внимательно читайте договор. Когда мы прочитали его внимательно, то поняли, что каких-то пунктов нам не хватает, а какие-то условия договора накладывают на нас слишком большие обязательства. И второе — внимательно выбирайте партнеров.
Как построить бизнес на квестах и окупить его за два года — порог вхождения на DK.RU
Фейковую франшизу достаточно легко распознать, если знать, на что именно необходимо обращать внимание. Одним из первых моментов, вызывающих подозрение, является тот факт, что сеть перестала открывать собственные заведения и полностью сконцентрировалась на продаже франшизы, — особенно характерно для кризисного времени.
Второй настораживающий момент — завышенные финансовые обещания. К примеру, некоторые франчайзеры заявляют нереальные условия: рентабельность 40%, срок возврата инвестиций — полгода или 12 месяцев при вложении 10–15 млн руб. — этому верить категорически нельзя.
Если мы говорим об инвестициях от 10 до 20 млн руб., то, как правило, окупаемости меньше двух лет не бывает, а рентабельность — максимум 25%.