Как правило, большинство повседневных решений не вызывают серьезных переживаний. Мы с легкостью решаем, в чем пойти на работу и что будем готовить на ужин.
Решения управленческого характера иногда тоже приходят сами собой, а иногда вынуждают руководителя проводить долгие часы в размышлениях о том, как же поступить лучше. Специально для тех, кто склонен сомневаться в правильности своих решений, Forbes опубликовал несколько правил, которые помогут понять наверняка: решение неверное.
Кстати, больше всего сомнений руководителю свойственно испытывать тогда, когда он максимально приближается к поставленной цели. Гораздо меньше переживаний возникает на этапе, когда цель кажется недостижимой, отмечает бизнес-тренер Мелоди Уайлдинг.
«По большей части то, что нам «подсказывает интуиция», не имеет никакого отношения к реальности», — пишет она.
Тем не менее простой холодный анализ «дурных предчувствий» поможет, во-первых, минимизировать тревогу, а во-вторых, отделить зерна от плевел и понять, какие из опасений могут оказаться реальными, а какие всего лишь отговорки.
Для того чтобы помочь самому себе разложить все по полочкам и отделить факты от пустых опасений, попробуйте тест 10/10/10.
— Будет ли это беспокоить вас через 10 недель?
— А через 10 месяцев?
— А как насчет 10-летней перспективы?
Ваши ответы помогут вам оценить ситуацию в перспективе.
Например, если вы чувствуете, что не справляетесь со своими обязанностями, это не изменится ни через 10 недель, ни через 10 лет.
А если вас беспокоит поведение одного единственного сотрудника в компании, то, скорее всего, через 10 месяцев это не будет иметь совершенно никакого значения.
Что делать, чтобы не принять неправильное решение:
1. Быть терпеливым
Излишняя суетливость может быть следствием того, что вы глубоко несчастны на своей текущей позиции или, еще хуже, находитесь в затруднительном финансовом положении. Вы можете нервничать просто потому, что ждете не дождетесь выхода из сложившейся ситуации.
Когда мы слишком нервничаем, нам очень сложно воспринимать вещи непредвзято, в перспективе. И в данном случае хорошим решением будет попросить совета у кого-то, кому вы достаточно доверяете, но при этом советчик не должен быть сильно вовлечен в ситуацию.
Советчику, кстати, не обязательно быть семи пядей во лбу. Это именно тот случай, когда две головы лучше одной и просто разговор с надежным незаинтересованным лично человеком поможет вам успокоиться и принять рациональное решение.
2. Избегать решений-побегов
Принимая решение, будьте честны с собой: вы хотите принять предложение или воспользоваться подвернувшейся возможностью, чтобы «враги удавились от зависти»? Или, может быть, на вас давят семья или социальный статус?
Все это тоже плохие знаки. Это значит, что вы близки к тому, чтобы принять решение-побег, о котором можете пожалеть в будущем.
Если же вы пристаете к каждому встречному, начиная со своей мамы и заканчивая лентой в соцсети, в поисках совета — вами руководит реальный страх. Люди практикуют такое поведение в попытках унять этот страх. Обычно так происходит, когда человек ищет подтверждения того, что он собирается принять правильное решение, извне, потому что он чувствует, что «что-то здесь не так».
3. Баланс между разумом и эмоциями
Внутреннее общение с самим собой, как правило, начинается с фразы «Ну, по крайней мере…»:
«Ну, по крайней мере, у меня есть работа»
«Ну, по крайней мере, я смогу больше зарабатывать»
«Ну, по крайней мере, чисто технически — это повышение»
«Ну, по крайней мере, я не буду выглядеть идиотом»
Такой тип внутреннего диалога является распространенной ответной реакцией на тревогу. При этом неважно, идет ли речь о карьерном решении (уйти или остаться) или о чем-то еще.
Испытывая сильные эмоции, мы чувствуем себя некомфортно и пытаемся, таким образом, сфокусироваться на логике и фактах. Это здоровая реакция, но она может также означать попытку подавить обоснованные сомнения.
Сложная природа важных решений может заставить вас чувствовать себя опустошенным и лишить сна. Но выгоду для себя можно извлечь даже из этой нервотрепки. В процессе принятия таких важных решений, если вы будете достаточно честны с собой, вы многому научитесь и многое о себе узнаете.
Любое большое и важное решение не очевидно. Поэтому так важно научиться сохранять баланс между разумом и эмоциями. Это придется делать снова и снова.
И вот что действительно важно понимать в первую очередь: почти любое ваше решение относительно карьеры не последнее, поэтому, принимая его, держите в уме, что все меняется. И следующее отличное предложение рано или поздно появится на горизонте.