Работать четыре дня в неделю в скором времени может стать нормой. Такое мнение высказали представители Международной организации труда.
Выступая на круглом столе Центра стратегических инициатив, эксперты заявили, что к сокращению рабочих часов приведет автоматизация бизнес-процессов и развитие искусственного интеллекта.
«Четвертая промышленная революция, включающая, в частности, роботизацию и использование искусственного интеллекта, может привести к сокращению рабочей недели до четырех дней и изменению в структуре занятости», — цитирует РГ директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяну Малеву.
Четвертая технологическая революция уже началась, говорят эксперты. Если проследить за тем, как с развитием техники и технологий менялись взаимоотношения сотрудника и работодателя, можно заметить следующую тенденцию: в начале XX века с появлением машин, которые стали выполнять часть работы, увеличилась производительность труда, и рабочее время сократилось до 40 часов в неделю.
Во многих странах ЕС продолжительность рабочей недели не 40 часов, как в России, а 36. А в Швеции ряд крупных компаний перешли на 30 рабочих часов в неделю, сократив рабочее время до шести часов в день.
Между тем, многие представители бизнеса уверены: за четырёхдневной — будущее. И не только потому, что роботы и искусственный интеллект становятся неотъемлемой частью рабочих процессов.
Так, к примеру, Райан Карсон, генеральный директор компании Treehouse, еще в 2006 году пришел к тому, что залог успеха компании — это здоровые морально и физически люди. Он ввел 32-часовую рабочую неделю в компании.
«Мои сотрудники не выглядят как овощи в понедельник, потому что активно проводят свои выходные дни, ведь их на один больше, чем у остальных. Работники всегда отдохнувшие, на них приятно смотреть. Ну а я могу уделить больше времени своим детям. Другие папы погружаются в родительские заботы лишь два дня в неделю, а я три, и это прекрасно. Те сотрудники, которые пока детьми не обзавелись, могут потратить лишний день на свое любимое хобби», — говорит Карсон.
Поклонником 4-дневной рабочей недели является и постоянный колумнист Forbes Тимоти Феррисс. Он же — автор бестселлера The 4-Hour Workweek. В книге Феррисс описывает множество проверенных на себе способов, которые позволяют ему работать эффективно и при этом много путешествовать и самосовершенствоваться. Один из ключевых принципов автора основан на том, что на выполнение 80 % работы требуется 20 % запланированного времени. Именно поэтому главный секрет Феррисса — правильное расставление приоритетов и делегирование не очень важных и трудоёмких задач помощникам. Работает он не более 4-х часов в неделю.
Но и 32 рабочих часа в неделю — это много, считают представители британского фонда New Economics Foundation. По мнению экспертов, работе необходимо уделять не боле 21 часа в неделю. Такой подход может решить сразу несколько проблем: безработицу, чрезмерное потребление, высокий уровень выброса углерода и неравенство. В докладе фонда говорится, что сокращённая рабочая неделя изменит привычки и прервёт замкнутый круг современной жизни, когда все живут, чтобы работать, а работают, чтобы зарабатывать, чтобы потреблять.
В конце июля один из самых богатых людей в мире Карлос Слим предложил сократить рабочую неделю до 3 дней — правда, он считает, что рабочий день в таком случае должен длиться 11 часов, а пенсия начинаться с 70–75 лет.
Стоит отметить, в нашей стране вопрос о четырёхдневке поднимается не впервые. В 2014 году Андрей Исаев, председатель комитета по труду, выступил с предложением о сокращении рабочей недели. По его мнению, 40 трудовых часов заставляют россиян больше имитировать бурную деятельность, чем заниматься действительно рабочими делами.
Эксперты с доводами Исаева не согласились. Так, к примеру, гендиректор федеральной бизнес-брокерской компании «Альтера Инвест» Максим Новицкий, отметил:
«Мы уже не первый раз слышим такие предложения от депутатов. Скорее всего, депутаты слишком много работают и сильно устают, поэтому и хотят сократить свою рабочую неделю до 4 дней. С учетом того, что экономика РФ на данный момент находится в нестабильной ситуации – не время отдыхать сейчас. Мы знаем, что на Кипре и в южноевропейских странах есть сиеста и количество рабочих часов значительно меньше. Отсюда и результат: все они находятся в кризисе. В России работают и так не много из-за менталитета наших людей. Сейчас в пятидневной рабочей неделе люди активно работают только три дня: в понедельник и пятницу сложно назвать полноценными рабочими днями. А если сократить рабочую неделю до четырех дней, то активных из них останется всего два».